О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Неистовый Гулаев. История самого эффективного летчика Второй мировой войны

Один из лучших советских асов Николай Гулаев не боялся ни врагов, ни начальства, ни иностранных дипломатов

Один из лучших советских асов Николай Гулаев не боялся ни врагов, ни начальства, ни иностранных дипломатов.

Летчик Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской, которая ныне стала городом Аксаем Ростовской области.

Лучше Кожедуба, круче Хартмана

Имена советских асов Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина известны всем, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественной историей.

Кожедуб и Покрышкин - самые результативные советские летчики-истребители. На счету первого 64 вражеских самолета, сбитых лично, на счету второго - 59 личных побед, и еще 6 самолетов он сбил в группе.

Имя третьего по результативности советского летчика известно лишь любителям авиации. Николай Гулаев в годы войны уничтожил 57 самолетов противника лично и 4 в группе.

Интересная подробность - Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боев, Покрышкину - 650 боевых вылетов и 156 воздушных боев. Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боев.

Более того, согласно наградным документам в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 самолета противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтоженной вражеской машиной.

Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боев и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения - у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолетов за Вторую мировую войну, - 0,4.

При этом люди, знавшие Гулаева и воевавшие с ним, утверждали, что он щедро записывал многие свои победы на ведомых, помогая им получать ордена и деньги - советским летчикам платили за каждый сбитый самолет противника. Некоторые полагают, что общее число самолетов, сбитых Гулаевым, могло достигать 90, что, впрочем, сегодня подтвердить или опровергнуть невозможно.

Парень с Дона

Об Александре Покрышкине и Иване Кожедубе, трижды Героях Советского Союза, маршалах авиации, написано множество книг, снято немало фильмов.

Николай Гулаев, дважды Герой Советского Союза, был близок к третьей "Золотой Звезде", но ее так и не получил и в маршалы не вышел, оставшись генерал-полковником. Да и вообще, если в послевоенные годы Покрышкин и Кожедуб всегда были на виду, занимались патриотическим воспитанием молодежи, то Гулаев, практически ни в чем не уступавший коллегам, все время оставался в тени.

Возможно, дело в том, что и военная, и послевоенная биография советского аса была богата эпизодами, которые не слишком вписываются в образ идеального героя.

Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской, которая ныне стала городом Аксаем Ростовской области.

Донская вольница была в крови и характере Николая с первых дней и до конца жизни. Окончив семилетку и ремесленное училище, он работал слесарем на одном из ростовских заводов.

Как и многие из молодежи 1930-х, Николай увлекся авиацией, занимался в аэроклубе. Это увлечение помогло в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Летчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.

Гулаева распределили в авиацию ПВО, и в первые месяцы войны он обеспечивал прикрытие одного из промышленных центров в тылу.

Выговор в комплекте с наградой

На фронте Гулаев оказался в августе 1942 года и сразу продемонстрировал как талант боевого летчика, так и своенравный характер уроженца донских степей.

У Гулаева не было разрешения на ночные полеты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил молодой летчик, появились гитлеровские самолеты, в небо отправились опытные пилоты.

Но тут Николая подначил механик:

- А ты чего ждешь? Самолет готов, лети!

Гулаев, решив доказать, что он не хуже "стариков", вскочил в кабину и взлетел. И в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик.

Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрек: "За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде".

Самородок

Его звезда особенно ярко засияла во время боев на Курской дуге. 14 мая 1943 года, отражая налет на аэродром Грушка, он в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками "Ю-87", прикрываемыми четырьмя "Ме-109". Сбив два "юнкерса", Гулаев пытался атаковать третий, но кончились патроны. Не колеблясь ни секунды, летчик пошел на таран, сбив еще один бомбардировщик. Неуправляемый "Як" Гулаева вошел в штопор. Летчику удалось выровнять самолет и посадить его у переднего края, но на своей территории. Прибыв в полк, Гулаев на другом самолете вновь вылетел на боевое задание.

В начале июля 1943 года Гулаев в составе четверки советских истребителей, пользуясь фактором внезапности, атаковал немецкую армаду из 100 самолетов. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолетов.

Июль 1943-го вообще был крайне продуктивным для Николая Гулаева. Вот что зафиксировано в его летной книжке: " 5 июля - 6 боевых вылетов, 4 победы, 6 июля - сбит "Фокке -Вульф 190", 7 июля - в составе группы сбито три самолета противника, 8 июля - сбит "Ме-109", 12 июля - сбиты два "Ю-87".

Герой Советского Союза Федор Архипенко, которому довелось командовать эскадрильей, где служил Гулаев, писал о нем: "Это был летчик-самородок, входивший в первую десятку асов страны. Он никогда не мандражировал, быстро оценивал обстановку, его внезапная и результативная атака создавала панику и разрушала боевой порядок противника, что срывало прицельное бомбометание им наших войск. Был очень смел и решителен, часто приходил на выручку, в нем порой чувствовался настоящий азарт охотника".

Летающий Стенька Разин

28 сентября 1943 года заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале 1944 года Гулаев был назначен командиром эскадрильи. Его не слишком стремительный должностной рост объясняется тем, что методы воспитания подчиненных у аса были не совсем обычные. Так, одного из летчиков своей эскадрильи, опасавшегося подбираться к гитлеровцам на ближнюю дистанцию, он излечил от страха перед врагом, дав очередь из бортового оружия рядом с кабиной ведомого. Страх у подчиненного как рукой сняло...

Тот же Федор Архипенко в своих воспоминаниях описывал еще один характерный эпизод, связанный с Гулаевым: "Подлетая к аэродрому, сразу увидел с воздуха, что стоянка самолета Гулаева пуста... После посадки мне сообщили - всю шестерку Гулаева сбили! Сам Николай сел раненый на аэродром к штурмовикам, а об остальных летчиках ничего не известно. Спустя некоторое время с передовой сообщили: двое выпрыгнули с самолетов и приземлились в расположении наших войск, судьба еще троих неизвестна... И сегодня, спустя много лет, главную ошибку Гулаева, допущенную тогда, вижу в том, что взял он с собой в боевой вылет сразу троих молодых, вовсе не обстрелянных летчиков, которые и были сбиты в первом же своем бою. Правда, и сам Гулаев одержал в тот день сразу 4 воздушные победы, сбив 2 "Ме-109", "Ю-87" и "Хеншель".

Он не боялся рисковать собой, но с той же легкостью рисковал и подчиненными, что порой выглядело совершенно неоправданным. Летчик Гулаев был похож не на "воздушного Кутузова", а скорее на лихого Стеньку Разина, освоившего боевой истребитель.

Но при этом он добивался поразительных результатов. В одном из боев над рекой Прут во главе шестерки истребителей P-39 "Аэрокобра" Николай Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым.

В марте 1944 года летчик получил краткосрочный отпуск домой. Из этой поездки на Дон он приехал замкнутым, неразговорчивым, ожесточенным. В бой рвался остервенело, с какой-то запредельной яростью. Во время поездки домой Николай узнал, что во время оккупации его отца казнили фашисты...

Советского аса едва не погубила свинья

1 июля 1944 года гвардии капитан Николай Гулаев был удостоен второй звезды Героя Советского Союза за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых он сбил 42 самолета противника лично и 3 - в группе.

И тут происходит еще один эпизод, о котором Гулаев после войны откровенно рассказывал друзьям, эпизод, отлично показывающий его буйную натуру выходца с Дона.

О том, что стал дважды Героем Советского Союза, летчик узнал после очередного вылета. На аэродроме уже собрались однополчане, которые заявили: награду надо "обмыть", спирт есть, а вот с закуской проблемы.

Гулаев вспомнил, что при возвращении на аэродром он видел пасущихся свиней. Со словами "закуска будет" ас снова садится в самолет и через несколько минут сажает его возле сараев, к изумлению хозяйки свиней.

Как уже говорилось, летчикам платили за сбитые самолеты, так что с наличностью у Николая проблем не было. Хозяйка охотно согласилась продать хряка, которого с трудом погрузили в боевую машину.

Каким-то чудом летчик взлетел с очень маленькой площадки вместе с обезумевшим от ужаса хряком. Боевой самолет не рассчитан на то, что внутри него будет устраивать пляски упитанная свинья. Гулаев с трудом удерживал самолет в воздухе...

Если бы в тот день случилась катастрофа, это, наверное, был бы самый нелепый случай гибели дважды Героя Советского Союза в истории.

Слава богу, Гулаев дотянул до аэродрома, и полк весело отметил награду героя.

Еще один анекдотичный случай связан с внешностью советского аса. Однажды в бою ему удалось сбить самолет-разведчик, который пилотировал гитлеровский полковник, кавалер четырех Железных Крестов. Немецкий летчик захотел встретиться с тем, кому удалось прервать его блистательную карьеру. Судя по всему, немец ожидал увидеть статного красавца, "русского медведя", которому не зазорно проиграть... А вместо этого пришел молоденький, невысокого роста полноватый капитан Гулаев, который, кстати, в полку имел вовсе не героическое прозвище "Колобок". Разочарованию немца не было предела...

Драка с политическим подтекстом

Летом 1944 года советское командование принимает решение отозвать с фронта лучших советских летчиков. Война идет к победному концу, и руководство СССР начинает думать о будущем. Те, кто проявил себя в Великой Отечественной войне, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы затем занять руководящие посты в ВВС и ПВО.

В число тех, кого вызывали в Москву, попал и Гулаев. Сам он в академию не рвался, просил оставить в действующей армии, но получил отказ. 12 августа 1944 года Николай Гулаев сбил свой последний "Фокке-Вульф 190".

А дальше произошла история, которая, скорее всего, и стала главной причиной, почему Николай Гулаев не стал таким же известным, как Кожедуб и Покрышкин.

Существует по крайней мере три версии случившегося, которые объединяют два слова - "дебош" и "иностранцы". Остановимся на той, которая встречается чаще всего.

Согласно ей, Николай Гулаев, к тому времени уже майор, был вызван в Москву не только для учебы в академии, но и для получения третьей звезды Героя Советского Союза. Учитывая боевые достижения летчика, такая версия не выглядит неправдоподобной. В компании Гулаева оказались и другие заслуженные асы, ожидавшие награждения.

За день до церемонии в Кремле Гулаев зашел в ресторан гостиницы "Москва", где отдыхали его друзья-летчики. Однако ресторан был переполнен, и администратор заявил: "Товарищ, для вас места нет!".

Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило вообще, но тут, на беду, ему еще попались румынские военные, в тот момент также отдыхавшие в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны являвшаяся союзницей Германии, перешла на сторону антигитлеровской коалиции.

Разгневанный Гулаев громко сказал: "Это что, Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?".

Слова летчика услышали румыны, и один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду советский ас оказался возле румына и смачно ударил его по физиономии.

Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими летчиками.

Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты отлупили членов официальной военной делегации Румынии. Скандал дошел до самого Сталина, который постановил: награждение третьей звездой Героя отменить.

Если бы речь шла не о румынах, а об англичанах или американцах, скорее всего, дело для Гулаева закончилось бы совсем плачевно. Но ломать жизнь своему асу из-за вчерашних противников вождь всех народов не стал. Гулаева просто отправили в часть, подальше от фронта, румын и вообще любого внимания. Но насколько эта версия правдива, неизвестно.

Генерал, друживший с Высоцким

Несмотря ни на что, в 1950 году Николай Гулаев окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, а еще через пять лет - академию Генштаба.

Командовал 133-й авиационной истребительной дивизией, располагавшейся в Ярославле, 32-м корпусом ПВО во Ржеве, 10-й армией ПВО в Архангельске, прикрывавшей северные рубежи Советского Союза.

У Николая Дмитриевича была замечательная семья, он обожал свою внучку Ирочку, был страстным рыбаком, любил угощать гостей лично засоленными арбузами...

Он тоже посещал пионерские лагеря, участвовал в различных ветеранских мероприятиях, но все-таки оставалось ощущение, что наверху дано указание, говоря современным языком, не слишком пиарить его персону

Собственно, причины для этого были и в то время, когда Гулаев уже носил генеральские погоны. Например, он мог своею властью пригласить на выступление в Дом офицеров в Архангельске Владимира Высоцкого, игнорируя робкие протесты местного партийного руководства. Кстати, есть версия, что некоторые песни Высоцкого о летчиках родились после его встреч с Николаем Гулаевым.

Норвежская жалоба

В отставку генерал-полковник Гулаев ушел в 1979 году. И есть версия, что одной из причин этому стал новый конфликт с иностранцами, но на сей раз не с румынами, а с норвежцами.

Якобы генерал Гулаев устроил неподалеку от границы с Норвегией охоту на белых медведей с применением вертолетов. Норвежские пограничники обратились к советским властям с жалобой на действия генерала. После этого генерала перевели на штабную должность подальше от Норвегии, а затем отправили на заслуженный отдых.

Нельзя с уверенностью утверждать, что данная охота имела место, хотя подобный сюжет очень хорошо вписывается в яркую биографию Николая Гулаева.

Как бы то ни было, отставка плохо повлияла на здоровье старого летчика, не мыслившего себя без службы, которой было посвящена вся жизнь.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Николай Дмитриевич Гулаев скончался 27 сентября 1985 года в Москве, в возрасте 67 лет. Местом его последнего упокоения стало Кунцевское кладбище столицы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка