Опубликовано: 27.02.2020, 18:10
 

Тотальная мультилатерация


[image]

Специальное интервью для Sky review главного конструктора МПСН "Альманах" компании ООО "НПП "ЦРТС" Юрия Капойко.

Российские аэропорты массово переходят на цифровое наблюдение за полетами. В прошлом году сразу восемь отечественных аэродромов были оснащены интегрированной многопозиционной системой наблюдения за воздушными судами МПСН "Альманах". Как сообщает пресс-служба компании-разработчика ООО "НПП "ЦРТС", инфраструктурный проект подобного уровня "стал беспрецедентным по срокам реализации".

Масштабная модернизация проводится по заказу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и под контролем АО "Концерн Алмаз-Антей". В ушедшем году система была развернута и введена в эксплуатацию в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Тюмени и Калининграде, также МПСН ранее были оснащены аэропорты Пулково, Минеральных Вод и Гаваны.

Поэтапное оснащение аэропортов России новейшей аэродромной МПСН, или как эту технологию называют за рубежом MLAT, - неизбежный процесс, назревший давно. Стоит отметить, что мультилатерация как принцип цифрового наблюдения рекомендован ИКАО. Сегодня МПСН установлены в крупнейших аэродромах мира, также развернуты в общенациональных масштабах широкозонные системы - WAM. Последние успешно внедряются в таких странах, как Австралия, Австрия, Швеция, Япония, Китай и др.

Юрий Капойко - представитель отечественной радиоинженерной школы, один из ведущих экспертов в области технологии мультилатерации в нашей стране. В своем интервью нашему порталу главный конструктор "Альманаха" рассказывает об уникальном опыте создания интегрированной системы МПСН, а также о возможностях и перспективах мультилатерации.

- Юрий Александрович, как давно применяется принцип мультилатерации в гражданской авиации? Как родилась эта технология?

- Мультилатерация в военной сфере применяется достаточно давно - несколько десятилетий. Идея использовать этот принцип для наблюдения в гражданской авиации зародилась в конце 90-х годов. А с начала 2000-х годов исследования начались и в нашей стране.

- Расскажите об истории создания МПСН "Альманах".

- Разработкой систем наблюдения 4-го поколения на технологиях автоматического зависимого наблюдения и мультилатерации мы занялись, используя опыт, полученный при создании систем вторичной радиолокации. Уже в 2007 году на выставке МАКС была представлена первая в нашей стране станция АЗН-В на базе глобального стандарта передачи данных 1090ES. В начале 2010 года мы начали работу уже над техническими решениями станций, сервера, алгоритмов обработки и средств моделирования МПСН. В 2014-м была сертифицирована первая в нашей стране широкозонная МПСН, но на этом мы решили не останавливаться. У нашей команды была цель - создать более универсальное решение, не отстающее от ведущих мировых аналогов. Так в 2017 году появилась первая в нашей стране интегрированная МПСН "Альманах".

- Почему крупнейшие аэропорты мира один за другим переходят на МПСН? Чем обусловлен успех этой технологии?

- Система работает на существующих режимах бортового оборудования, и чтобы внедрить ее, не требуется дополнительной инфраструктуры. В истории мировой авиации известны случаи, когда даже стандартизованная ИКАО технология, но не работающая в существующих режимах, оставалась невостребованной. В качестве примеров можно привести микроволновую систему посадки MLS или технологию передачи данных VDL-4, разработанную в Швеции для задач АЗН-В. Эта ЛПД сегодня не используется для целей коммерческой авиации ни в одной стране мира, и вряд ли станет востребованной в будущем, в том числе, в области интеграции БАС в воздушное пространство.

- А могут ли мультилатерация и АЗН-В 1090ES быть успешными технологиями для интеграции дронов в ВП?

- Сегодня во многих странах мира ведутся исследования по этой теме. Наиболее известные проекты - это американская UTM и европейская U-Space. Эти системы предполагают использование разных технологий, в том числе, на базе 5G, мультилатерации, АЗН-В 1090ES и других. Одним из ключевых факторов интеграции беспилотных систем в воздушное пространство, используемого магистральной авиацией (так называемые, классы A и C) становится сопрягаемость этих решений со стандартизованными авиационными технологиями. Также необходимо отметить, что других технологий наблюдения, кроме мультилатерации, которые в полной мере отвечали бы требованиям UTM и предупреждению столкновений беспилотных летательных аппаратов, сегодня нет.

- Впервые "Альманах" был развернут в аэропорту "Пулково", г. Санкт-Петербург. Насколько удачным оказался дебют?

- Внедрение нашей интегрированной системы в "Пулково" было непростым проектом. Это сложный аэродром с интенсивным воздушным и наземным движением, сложной конфигурацией, большим количеством зданий и сооружений на территории аэропорта, а также с максимально высоким уровнем спроса. Мы изначально работали условиях, когда требовалось обеспечение верхней планки характеристик. Система с первых же дней, как была взята в эксплуатацию, начала функционировать в круглосуточном режиме с нагрузкой до 600-700 операций в сутки и даже более. В связи с этим любые замечания, если они возникали, надо было устранять оперативно. Хочется поблагодарить специалистов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" за их подход к работе в рамках реализации наших совместных проектов.

- В СМИ сообщалось, что МПСН дает возможность аэропортам подняться в рейтинге ИКАО? Как это работает?

- Речь идет о категориях точного захода на посадку ИКАО. Всего их три, и для работы по II и III категориям в соответствии с федеральными авиационными правилами требуется наличие МПСН или локатора обзора летного поля. Так установка "Альманаха" позволила "Храброво" и "Минеральным Водам" получить II категорию. Это означает, что теперь на этих аэродромах можно осуществлять посадку при более низкой вертикально-горизонтальной видимости. Возможность принимать воздушные суда при более низкой видимости, безусловно, выгодна авиакомпаниям и аэропортам.

- "Альманах" в 2018 году бы развернут в аэропорту Гаваны, Куба. Как вы оцениваете экспортный потенциал вашей системы?

- Действительно, латиноамериканский опыт был уникальным. В каждой стране есть свои особенности организации эксплуатации средств обеспечения полетов, управления воздушным движением, и в этих особенностях важно разобраться для того, чтобы успешно выполнять подобные проекты. Что касается экспортного потенциала, то наша система соответствует всем действующим мировым требованиям и не уступает любым аналогам. Кроме того, на базе МПСН можно развивать множество востребованных и эффективных сервисов. Это и контроль характеристик выдерживания высоты, и мониторинг отклонений от высоты полета HMU/AHMS, и прием и обработка метеоинформации от воздушных судов, и передача информации о трафике на борт воздушных судов TIS-B. В этом году в России началась практическая работа по внедрению HMU и AHMS на Дальнем Востоке и на Северо-Западе, что станет еще одним важным шагом в модернизации аэронавигационной системы нашей страны.

Sky review обратился к представителям российских аэропортов, где была развернута МПСН "Альманах". В "Храброво" (Калининград), который недавно получил II категорию точного захода на посадку, отметили, что "после получения заключения по результатам сертификации будут внесены соответствующие изменения в Сертификат оператора аэродрома в части оборудования, и аэродром сможет принимать самолеты по метеоминимуму II категории. На практике II категория позволяет принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях ограниченной видимости. По II категории допускаются точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения менее 60 м над ВПП, но не ниже 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м".

А вот у Толмачево (Новосибирск) II категория уже имелась на момент внедрения МПСН. Тем нее менее, как отметила пресс-секретарь аэропорта Ирина Шавшина, внедренная система предоставила новосибирскому аэропорту важное преимущество. "Авиакомпании чаще берут аэродром Новосибирска в качестве запасного, уменьшается количество задержек и отмен рейсов по метеоусловиям. Внедрены программы по предупреждению угроз повреждения воздушных судов посторонними предметами (FOD-Программа), по безопасности в контролируемой зоне. В целом, внедрение интегрированного наблюдения - это один из этапов модернизации в системе обеспечения безопасности полетов на земле", - рассказала она.

О планах повысить свою категорию сообщили и "Международном аэропорту "Казань". Начальник пресс-службы аэропорта Аделя Гатаулина отметила: "В 2019 году аэропорт "Казань" обслужил более 3,4 млн пассажиров, и нам важно, чтобы каждый из них прилетал и вылетал из казанского аэропорта в соответствии с расписанием, без задержек. Кроме того, в целях обеспечения безопасности полетов выполняется комплекс мер, предусмотренных международными стандартами и воздушным законодательством, включая ежедневный мониторинг и контроль выполнения наземными службами. Внедрение МПСН "Альманах" является одной из ключевых составляющих в повышении уровня безопасности полетов и перманентной модернизации аэропорта.

 

Дайджест прессы за 27 февраля 2020 года | Дайджест публикаций за 27 февраля 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости