О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тотальная мультилатерация

Специальное интервью для Sky review главного конструктора МПСН "Альманах" компании ООО "НПП "ЦРТС" Юрия Капойко

Специальное интервью для Sky review главного конструктора МПСН "Альманах" компании ООО "НПП "ЦРТС" Юрия Капойко.

Российские аэропорты массово переходят на цифровое наблюдение за полетами. В прошлом году сразу восемь отечественных аэродромов были оснащены интегрированной многопозиционной системой наблюдения за воздушными судами МПСН "Альманах". Как сообщает пресс-служба компании-разработчика ООО "НПП "ЦРТС", инфраструктурный проект подобного уровня "стал беспрецедентным по срокам реализации".

Масштабная модернизация проводится по заказу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и под контролем АО "Концерн Алмаз-Антей". В ушедшем году система была развернута и введена в эксплуатацию в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Тюмени и Калининграде, также МПСН ранее были оснащены аэропорты Пулково, Минеральных Вод и Гаваны.

Поэтапное оснащение аэропортов России новейшей аэродромной МПСН, или как эту технологию называют за рубежом MLAT, - неизбежный процесс, назревший давно. Стоит отметить, что мультилатерация как принцип цифрового наблюдения рекомендован ИКАО. Сегодня МПСН установлены в крупнейших аэродромах мира, также развернуты в общенациональных масштабах широкозонные системы - WAM. Последние успешно внедряются в таких странах, как Австралия, Австрия, Швеция, Япония, Китай и др.

Юрий Капойко - представитель отечественной радиоинженерной школы, один из ведущих экспертов в области технологии мультилатерации в нашей стране. В своем интервью нашему порталу главный конструктор "Альманаха" рассказывает об уникальном опыте создания интегрированной системы МПСН, а также о возможностях и перспективах мультилатерации.

- Юрий Александрович, как давно применяется принцип мультилатерации в гражданской авиации? Как родилась эта технология?

- Мультилатерация в военной сфере применяется достаточно давно - несколько десятилетий. Идея использовать этот принцип для наблюдения в гражданской авиации зародилась в конце 90-х годов. А с начала 2000-х годов исследования начались и в нашей стране.

- Расскажите об истории создания МПСН "Альманах".

- Разработкой систем наблюдения 4-го поколения на технологиях автоматического зависимого наблюдения и мультилатерации мы занялись, используя опыт, полученный при создании систем вторичной радиолокации. Уже в 2007 году на выставке МАКС была представлена первая в нашей стране станция АЗН-В на базе глобального стандарта передачи данных 1090ES. В начале 2010 года мы начали работу уже над техническими решениями станций, сервера, алгоритмов обработки и средств моделирования МПСН. В 2014-м была сертифицирована первая в нашей стране широкозонная МПСН, но на этом мы решили не останавливаться. У нашей команды была цель - создать более универсальное решение, не отстающее от ведущих мировых аналогов. Так в 2017 году появилась первая в нашей стране интегрированная МПСН "Альманах".

- Почему крупнейшие аэропорты мира один за другим переходят на МПСН? Чем обусловлен успех этой технологии?

- Система работает на существующих режимах бортового оборудования, и чтобы внедрить ее, не требуется дополнительной инфраструктуры. В истории мировой авиации известны случаи, когда даже стандартизованная ИКАО технология, но не работающая в существующих режимах, оставалась невостребованной. В качестве примеров можно привести микроволновую систему посадки MLS или технологию передачи данных VDL-4, разработанную в Швеции для задач АЗН-В. Эта ЛПД сегодня не используется для целей коммерческой авиации ни в одной стране мира, и вряд ли станет востребованной в будущем, в том числе, в области интеграции БАС в воздушное пространство.

- А могут ли мультилатерация и АЗН-В 1090ES быть успешными технологиями для интеграции дронов в ВП?

- Сегодня во многих странах мира ведутся исследования по этой теме. Наиболее известные проекты - это американская UTM и европейская U-Space. Эти системы предполагают использование разных технологий, в том числе, на базе 5G, мультилатерации, АЗН-В 1090ES и других. Одним из ключевых факторов интеграции беспилотных систем в воздушное пространство, используемого магистральной авиацией (так называемые, классы A и C) становится сопрягаемость этих решений со стандартизованными авиационными технологиями. Также необходимо отметить, что других технологий наблюдения, кроме мультилатерации, которые в полной мере отвечали бы требованиям UTM и предупреждению столкновений беспилотных летательных аппаратов, сегодня нет.

- Впервые "Альманах" был развернут в аэропорту "Пулково", г. Санкт-Петербург. Насколько удачным оказался дебют?

- Внедрение нашей интегрированной системы в "Пулково" было непростым проектом. Это сложный аэродром с интенсивным воздушным и наземным движением, сложной конфигурацией, большим количеством зданий и сооружений на территории аэропорта, а также с максимально высоким уровнем спроса. Мы изначально работали условиях, когда требовалось обеспечение верхней планки характеристик. Система с первых же дней, как была взята в эксплуатацию, начала функционировать в круглосуточном режиме с нагрузкой до 600-700 операций в сутки и даже более. В связи с этим любые замечания, если они возникали, надо было устранять оперативно. Хочется поблагодарить специалистов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" за их подход к работе в рамках реализации наших совместных проектов.

- В СМИ сообщалось, что МПСН дает возможность аэропортам подняться в рейтинге ИКАО? Как это работает?

- Речь идет о категориях точного захода на посадку ИКАО. Всего их три, и для работы по II и III категориям в соответствии с федеральными авиационными правилами требуется наличие МПСН или локатора обзора летного поля. Так установка "Альманаха" позволила "Храброво" и "Минеральным Водам" получить II категорию. Это означает, что теперь на этих аэродромах можно осуществлять посадку при более низкой вертикально-горизонтальной видимости. Возможность принимать воздушные суда при более низкой видимости, безусловно, выгодна авиакомпаниям и аэропортам.

- "Альманах" в 2018 году бы развернут в аэропорту Гаваны, Куба. Как вы оцениваете экспортный потенциал вашей системы?

- Действительно, латиноамериканский опыт был уникальным. В каждой стране есть свои особенности организации эксплуатации средств обеспечения полетов, управления воздушным движением, и в этих особенностях важно разобраться для того, чтобы успешно выполнять подобные проекты. Что касается экспортного потенциала, то наша система соответствует всем действующим мировым требованиям и не уступает любым аналогам. Кроме того, на базе МПСН можно развивать множество востребованных и эффективных сервисов. Это и контроль характеристик выдерживания высоты, и мониторинг отклонений от высоты полета HMU/AHMS, и прием и обработка метеоинформации от воздушных судов, и передача информации о трафике на борт воздушных судов TIS-B. В этом году в России началась практическая работа по внедрению HMU и AHMS на Дальнем Востоке и на Северо-Западе, что станет еще одним важным шагом в модернизации аэронавигационной системы нашей страны.

Sky review обратился к представителям российских аэропортов, где была развернута МПСН "Альманах". В "Храброво" (Калининград), который недавно получил II категорию точного захода на посадку, отметили, что "после получения заключения по результатам сертификации будут внесены соответствующие изменения в Сертификат оператора аэродрома в части оборудования, и аэродром сможет принимать самолеты по метеоминимуму II категории. На практике II категория позволяет принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях ограниченной видимости. По II категории допускаются точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения менее 60 м над ВПП, но не ниже 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м".

А вот у Толмачево (Новосибирск) II категория уже имелась на момент внедрения МПСН. Тем нее менее, как отметила пресс-секретарь аэропорта Ирина Шавшина, внедренная система предоставила новосибирскому аэропорту важное преимущество. "Авиакомпании чаще берут аэродром Новосибирска в качестве запасного, уменьшается количество задержек и отмен рейсов по метеоусловиям. Внедрены программы по предупреждению угроз повреждения воздушных судов посторонними предметами (FOD-Программа), по безопасности в контролируемой зоне. В целом, внедрение интегрированного наблюдения - это один из этапов модернизации в системе обеспечения безопасности полетов на земле", - рассказала она.

О планах повысить свою категорию сообщили и "Международном аэропорту "Казань". Начальник пресс-службы аэропорта Аделя Гатаулина отметила: "В 2019 году аэропорт "Казань" обслужил более 3,4 млн пассажиров, и нам важно, чтобы каждый из них прилетал и вылетал из казанского аэропорта в соответствии с расписанием, без задержек. Кроме того, в целях обеспечения безопасности полетов выполняется комплекс мер, предусмотренных международными стандартами и воздушным законодательством, включая ежедневный мониторинг и контроль выполнения наземными службами. Внедрение МПСН "Альманах" является одной из ключевых составляющих в повышении уровня безопасности полетов и перманентной модернизации аэропорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка