Автор: Макс Босерман
Опубликовано: 28.02.2020, 19:07
 

Ан-22 "Антей" - самый большой турбовинтовой самолет в мире. 55 лет со дня первого полета


[image]

27 февраля 1965 в небо поднялся первый в мире широкофюзеляжный транспортный самолет Ан-22 "Антей". В то время Ан-22 был крупнейшим транспортным самолетом в мире. Его параметры поражали: взлетная масса - 225 т, диаметр фюзеляжа - 6 м, крупнейшие в мире винты диаметром 6,2 м. В 1965 году показ этого самолета на выставке в Ле Бурже стал мировой сенсацией. На счету Ан-22 - 41 мировой рекорд.

Создание этой машины стало важным событием в развитии не только ГКБ Антонова, но и всей мировой авиации. Первый полет "Антея" совершил экипаж в составе: командир Юрий Курлин, второй пилот Владимир Терский, штурман Петр Кошкин, бортинженер Владимир Воротников, бортелектрик Михаил Раченко, бортрадист Николай Дробышев, ведущий инженер по испытаниям Виктор Шаталов, инженер-экспериментатор Александр Эскин.

27 февраля стал днем памяти первого командира экипажа Ан-22, легенды мировой авиации, летчика-испытателя, Героя Советского Союза Юрия Владимировича Курлина, ушедшего из жизни два года назад.

В настоящее время "Антей" продолжает работать. 27 февраля 2020, самолет Ан-22 (бортовой номер UR-09307), входящий в состав воздушного флота АТП ГП "АНТОНОВ", вылетел с аэродрома "Киев-Антонов-2" в Лейпциге, Германия, для выполнения коммерческого рейса.

Единственный в мире самолет, способный с тяжелым грузом садиться на грунтовые аэродромы

Работы по созданию огромного самолета, предназначенного для транспортировки баллистических ракет, начались в 1960 году в Киеве, в конструкторском бюро Олега Антонова. Возглавил их заместитель главного конструктора Алексей Белолипецкий. В августе 1961 года состоялось заседание макетной комиссии по "изделию 100" (так называли будущий самолет), а летом 1964-го первую машину передали на летные испытания. С этого момента новый самолет получил обозначение Ан-22 и имя "Антей" - в честь греческого великана.

Основанием для разработки самолета "100" (будущего Ан-22) стало декабрьское 1960 года постановление правительства. Самолет должен был перевозить груз весом 40 тонн на расстояние до 3500 км, а 10 тонн - на 9500-10 000 км. Его максимальная скорость задавалась в пределах 700-720 км/ч, а крейсерская - 600-650 км/ч, практический потолок - 11 000 метров. Разбег с грунтовой ВПП не должен был превышать 1000, а пробег - 800 метров.

К тому времени в США компания Lockheed разрабатывала тяжелый ВТС C-141 Starlifter грузоподъемностью 40 тонн. Его первый полет состоялся 17 декабря 1963 года. Тогда американцы и не предполагали, что ответом "Старлифтеру" станет "Летающий собор", как его окрестила мировая пресса в 1965 году.

Ан-22 создавался для парашютного (до 150 солдат и моногрузов весом до 15 т) на скорости 315-350 км/ч и посадочного десантирования 295 солдат, баллистических и крылатых ракет, в том числе и блоков баллистической ракеты УР-500 (8К82), танков, включая Т-54 и Т-10М (вес 50 т) и другой боевой техники.

По замыслам заказчика, Ан-22 должен был доставлять грузы на ближайший к месту назначения аэродром или грунтовую площадку, а затем в конечный пункт, перебрасывать их на гигантском вертолете В -12, создаваемом в ОКБ М. Миля. Фюзеляж В-12 рассчитывался на перевозку аналогичных по размерам грузов. Но время распорядилось по-своему. В-12 опоздал на три года, а вскоре работа по нему и вовсе прекратилась. Но потребность в "Антее" от этого не уменьшилась.

На самолете предполагалось размещение радиолокационного визира "Инициатива-2" и оборонительного вооружения из ракет класса "воздух - воздух", хотя еще полгода назад предусматривалась пассивная защита самолета путем постановки радиолокационных помех в передней полусфере. Для этого хотели использовать неуправляемые турбореактивные снаряды ТРС-45. Затем посчитали, что целесообразнее вместо них создавать помехи путем активного выстрела 45-мм противорадиолокационными снарядами.

Пока в ОКБ Н.Д. Кузнецова и подмосковном Ступино разрабатывали очередную модификацию ТВД НК-12 с винтами диаметром 6,2 метра, силовую установку для опытного экземпляра Ан-22 заимствовали у бомбардировщика Ту-95М. Для середины 1960-х годов, когда летали самолеты со стреловидными крыльями и двухконтурными ТРД, это был, не побоюсь этого слова, полный анахронизм, расплата за курс, взятый авиапромом Советского Союза на создание сверхмощных турбовинтовых двигателей. Но на лучшее отечественные авиаконструкторы рассчитывать тогда не могли.

Создание Ан-22, не имеющего аналогов в мировой практике, потребовало большого объема научных исследований, направленных на выбор конструкционных материалов, разработку новых технологических процессов, повышение весовой отдачи. Достаточно сказать, что сплав В93 позволил изготовлять штампованные детали размером до трех метров и массой до шести тонн. Применение его снизило массу планера более чем на две тонны по сравнению с другими алюминиевыми сплавами.

В конструкции "Антея" широко использованы крупногабаритные фрезерованные панели и монолитные детали, клеесварные и клееклепаные соединения, а также изделия из стеклопластика. Применено 500 крупногабаритных штамповок, длина отдельных из них достигает пяти метров и веса 1000 кг. Внедрение монолитных изделий не только облегчило, но и повысило живучесть и выносливость планера, резко сократило количество деталей и сборочной оснастки.

Полет

Первый полет Ан-22 совершил 27 февраля 1965 года. Аэродром в Святошино, который использует конструкторское бюро Антонова, имеет не очень большую длину взлетно-посадочной плосы - 1800 метров, и для безопасности на случай прерывания взлета в конце полосы насыпали песок. Но 27 февраля песок замерз, и полоса безопасности превратилась в очень опасную. Тем не менее вылет решили не откладывать. Самолет, проехав 1200 метров, легко оторвался от земли и приземлился на военном аэродроме в городе Узин Киевской области. Первый полет продолжался 1 час 10 минут и, по словам членов экипажа, прошел нормально.

Следующий раз "Антей" поднялся в воздух через месяц. В Узине самолет выполнил три полета с целью определения взлетно-посадочных характеристик, а 10 мая перелетел в Гостомель, где его испытания были продолжены. Первая публичная демонстрация "Антея" состоялась в июне 1965 года на авиасалоне в Ле Бурже во Франции.

За несколько дней до открытия авиасалона в прессе вовсю шли разговоры о готовящемся советском сюрпризе. В то время самым грузоподъемным среди отечественных самолетов являлся Ан-12, способный перевозить грузы общей массой до 20 тонн. А самый крупный американский транспортный самолет С-141 поднимал более 30 тонн. "Антей" же мог перевозить крупногабаритные грузы свыше 80 тонн.

Как только Ан-22 приземлился в Ле Бурже, он сразу стал сенсацией. "Советский Союз показывает нам, что намного опередил других в создании мощных грузовых транспортных самолетов", - отметила французская газета "Фигаро". Размеры самолета действительно впечатляли: длина: 57,31 метра, размах крыла 64,4 метра, высота 12,53 метра. "Корабль ожидали увидеть чудовищным, бесформенным, пузатым, а увидели его в конце посадочной полосы элегантным и "породистым", касающимся земли очень мягко, без малейшей тряски", - написала газета Humanite. "Благодаря этому самолету СССР опередил все остальные страны в авиастроении на два года", - писала британская "Таймс".

В декабре 1965 года экипаж летчика-испытателя Ивана Давыдова поднял Ан-22 с грузом 88 103 килограмма на высоту 6 тысяч 600 метров, установив в одном полете сразу 12 мировых рекордов. А всего на "Антее" был установлен 41 мировой рекорд. Кстати, с этим самолетом тесно связана судьба знаменитой летчицы Марины Попович. На Ан-22 она установила десять мировых рекордов в качестве командира этого воздушного корабля. Марина Попович была единственной в мире женщиной, пилотировавшей самолет такого класса.

Серийное производство Ан-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе. Техническое задание предусматривало эксплуатацию тяжелого самолета с грунтовых взлетно-посадочных полос. Это вызывало жесткие требования к шасси. В результате анализа множества вариантов (в том числе гусеничных и колесно-лыжных) была выбрана конструкция, имеющая три самостоятельные колесные тележки с каждого борта, что в итоге составляло 12 колес большого диаметра. Причем передние пары сделали поворотными, что облегчало развороты на земле. Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей. Топливо размещается в 20 мягких баках. Вместимость топливных баков - 127 619 литров.

В 1969 году самолет был принят на вооружение военно-транспортной авиацией СССР. "Антей" мог перевозить практически любые виды техники Cухопутных войск, в том числе танки и тактические ракетные комплексы. Этот гигант оказался широко востребованным. Он активно использовался для доставки грузов нефтяникам и геологам в отдаленные и труднодоступные районы Сибири. "Антеи" перевозили бульдозеры и экскаваторы, модульные электростанции и стационарные дизели, трубы и нефтяные вышки. Ранее на доставку подобных грузов на судах по рекам теряли долгие месяцы в ожидании ледохода или морозов для появления ледовых переправ.

Эксплуатация в суровых условиях Сибири и Крайнего Севера продемонстрировала высокую надежность "Антея". Так, в 1970 году пилот Юрий Курлин на самолете с грузом 60 тонн совершил в Сургуте взлет с полосы, покрытой снегом более чем на метр. Приходилось ему садиться и на болото, которое промерзло всего на 40 сантиметров. Ан-22 и сейчас остается единственным в мире транспортным самолетом, способным с тяжелым грузом производить посадки на грунтовые аэродромы и взлетать с них.

Именно на Ан-22 перевозились детали и компоненты еще двух антоновских гигантов: Ан-225 "Мрия" и Ан-124 "Руслан" из Ташкента в Киев и Ульяновск. Производство "Антеев" было прекращено из-за расширения производства Ил-76, который считался более перспективным. Всего было выпущено 68 самолетов "Антей". Ан-22 и в настоящее время используется украинской авиакомпанией Antonov Airlines.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 февраля 2020 года | Дайджест публикаций за 28 февраля 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости