Военно-промышленный курьер
3 марта 2020, 08:46
Су-34 просится в море
27 февраля в возрасте 84 лет ушел из жизни главный конструктор фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34 Роллан Гургенович Мартиросов. Он успел сделать многое, но, к сожалению, не все задуманное, а идеи, которые ему не удалось реализовать, актуальны
После окончания в 1959 году МАИ Мартиросов пришел на работу в ОКБ Сухого. За время работы на предприятии занимал должности инженера, замначальника и начальника конструкторского отдела, главного конструктора, внес большой личный вклад в решение сложных технических вопросов в процессе разработки, испытаний и серийного освоения таких самолетов, как Су-7БКЛ, Су-15, Т-4, Су-24, Су-24М и Су-27.
В 1991-м Роллан Мартиросов стал главным конструктором фронтового бомбардировщика Су-34, который 20 марта 2014 года был официально принят на вооружение. На самолете установлено семь мировых рекордов, не побитых до настоящего времени. В 2017-м Указом президента Роллану Мартиросову присвоено звание Героя Труда Российской Федерации за особые заслуги перед государством и народом.
Автор имел с Ролланом Гургеновичем короткое, но яркое общение по вопросу перспективного морского многоцелевого авиационного комплекса на базе Су-34. С учетом того, что несмотря на большую заинтересованность командования, работа была остановлена по "нетехническим причинам", о ней есть смысл рассказать.
Основная идея модернизации - создание морского многоцелевого истребителя-бомбардировщика Су-34М ("морской") для обеспечения значительного повышения боевой эффективности ВМФ за счет как самостоятельных действий Су-34М на морских ТВД, так и эффективного взаимодействия этих бомбардировщиков и кораблей, а также решения иных специальных задач флота.
Наиболее оптимальным вариантом представлялась передача ВМФ из состава ВКС одного-двух полков истребителей-бомбардировщиков Су-34 первых серий с проведением их модернизации с учетом задела по проекту самолета Су-32FN, опыта применения поисково-прицельной системы (ППС) "Морской змей" (ВМС Индии) и "Новелла" (ВМФ РФ), новейших отечественных разработок ВВТ. Ключевой особенностью предлагаемой модернизации Су-34 предполагалось не только повышение боевых возможностей и расширение круга решаемых задач, но и обеспечение тесного тактического взаимодействия с кораблями за счет использования на них современных средств связи и размещения специальных малогабаритных "информационных терминалов совместных действий" (ИТСД).
Состав авиационного многоцелевого комплекса должен был включать самолеты Су-34М с модернизированным бортовым комплексом вооружения, авиационные средства поражения (новые и перспективные), быстросменяемые контейнерные средства обеспечения применения, информационные терминалы совместных действий на кораблях и подлодках ВМФ.
По сравнению с имеющимися в составе морской авиации самолетами Су-30СМ модернизированные Су-34М могли применяться на больший радиус и с увеличенной боевой нагрузкой, нести тяжелые ПКР, в том числе "Оникс" и "Циркон". Стоит отметить, что нынешняя ставка морской авиации ВМФ на "тактические" ПКР типа Х-35 при резко увеличившейся дальности ЗУР кораблей противника подводит наши носители под расстрел еще до выхода на дальность применения ракет.
Создание комплекса могло дать эффективное решение крайне сложной проблемы - спасения летчиков в дальней зоне: гидросамолеты Бе-200 с радиусом действия не более 1200 километров имеют весьма ограниченные возможности по взлету и посадке при волнении. У вертолета Ми-8АМТШ серьезные ограничения по погодным условиям при спасательных операциях и вдвое меньший, нежели у Бе-200, радиус действия. Решение предполагалось за счет применения сбрасываемых надувных катеров типа "Зодиак" с возможностью безэкипажного движения и подхода к спасаемым, обеспечением последующего длительного перехода от места гибели самолета к району спасения вертолетами.
При принятии решения по комплексу с самолетами Су-34М целесообразна одновременная передача в распоряжение ВМФ и самолетов Ил-76МД с установкой дополнительных топливных резервуаров и агрегатов заправки УПАЗ. В таком формате комплекс дает значительное повышение эффективности и боевой устойчивости сил ВМФ при решении широкого круга задач:
- увеличиваются дальность, количество и эффективность применения ПКР, включая "Оникс" и "Циркон";
- появляется возможность быстрого межтеатрового маневра мощной авиационной группировки ВМФ;
- возрастает эффективность подавления ПВО корабельных соединений;
- расширяется зона поиска и уничтожения ПЛ противника и оказания срочной помощи ПЛ ВМФ;
- обеспечивается экстренная передача информации с подводных лодок МСЯС;
- усиливается потенциал ПВО баз и корабельных группировок ВМФ за счет высокой готовности к вылету самолетов с увеличенным боекомплектом ракет "воздух-воздух".
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей