РБК
5 марта 2020, 08:06
Главный покупатель Superjet назвал основные риски для его продаж
Один из крупнейших покупателей Superjet назвал его основные проблемы - нехватка запчастей, неопределенности с обслуживанием и последствия катастрофы в Шереметьево
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) перечислила основные проблемы с реализацией самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ), поставки которого в будущем станут "значительной частью активов группы по договорам лизинга". Об этом говорится в проспекте к размещению еврооблигаций ГТЛК на $600 млн, с которым ознакомился РБК.
ГТЛК уже является крупнейшим владельцем SSJ, следует из данных производителя лайнера "Региональных самолетов" (ранее назывался "Гражданские самолеты Сухого"; ГСС): лизинговая компания купила 44 самолета, получив государственные субсидии на сумму более 44 млрд руб. У "ВЭБ Лизинга" 43 такие машины, у "Сбербанк Лизинга" - 20.
Какие проблемы выявила ГТЛК
В проспекте к выпуску евробондов ГТЛК говорится о нескольких рисках из-за поставок SSJ, "особенно с учетом планов по расширению на международных рынках":
- отсутствие развитого рынка для лайнеров Superjet;
- случаи неопределенности в связи с технической и логистической поддержкой со стороны производителя лайнера ("Региональные самолеты");
- проблемы с постпродажным обслуживанием и недостаточно развитая сеть поставок запчастей; как следствие, возникают трудности с ремонтом и техобслуживанием лайнеров как у самой ГТЛК, так и у лизингополучателей.
"Раздел проспекта, касающийся риск-факторов, направлен на защиту интересов инвесторов и формируется независимыми юридическими консультантами, сопровождающими сделку по выпуску еврооблигаций. Таким образом, представленные суждения не могут считаться официальной позицией ГТЛК по данным вопросам", - заявили РБК в пресс-службе ГТЛК. - В соответствии с информационной политикой компании ГТЛК не комментирует мнения представителей других организаций, отдельных представителей отрасли, партнеров и контрагентов".
РБК направил запросы другим крупнейшим лизинговым компаниям, закупающим SSJ, - "ВЭБ Лизингу" и "Сбербанк Лизингу".
Гендиректор "Ростеха" (корпорация контролирует "Региональные самолеты") Сергей Чемезов в интервью РБК в сентябре 2019 года признал наличие у SSJ проблем, связанных с сервисом. "У Superjet есть, конечно, детские болезни, они отрабатываются и со временем пройдут. Но для уверенной работы нужен спрос", - заявил он.
Как от Superjet отказывались авиакомпании
В феврале 2019 года единственная европейская компания, эксплуатирующая Superjet, - ирландская CityJet - решила отказаться от SSJ. На Superjet авиакомпания выполняла полеты для другого перевозчика - Brussels Airlines. Но вскоре Brussels Airlines отказалась от лайнеров этой модели из-за нехватки запчастей. Летом также стало известно, что от российских самолетов отказалась мексиканская Interjet - второй по величине эксплуатант (22 лайнера) после "Аэрофлота" (у него в парке 49 самолетов). В "Региональных самолетах" отказ Interjet от SSJ опровергали.
Источники "Ведомостей" указывали на проблемы в так называемой горячей части двигателя SaM146, где сжигается топливо, который используется в SSJ. Такие двигатели были созданы специально под этот проект совместно с "дочкой" Объединенной двигателестроительной корпорации и французской Safran. Детали двигателя, в которых были обнаружены проблемы, поставляла Safran. Источник РБК в Объединенной авиастроительной корпорации (головная компания "Региональных самолетов") утверждал, что проблемы были не только в комплектующих: "Из-за санкций (в отношении России) сложно было проводить расчеты, деньги зависали".
По итогам 2019 года производитель SSJ не смог выполнить план продаж (весной сообщалось, что годовой план поставок составлял 20-25 лайнеров). По состоянию на середину декабря компания продала лишь один лайнер. В конце декабря сообщалось о контрактовке еще пяти самолетов для "Аэрофлота".
Несмотря на отказы иностранных авиакомпаний от Superjet, норвежская компания Norwegian Air Shuttle, входящая в тройку европейских лоукостеров, в 2019 году заключила с "Региональными самолетами" меморандум о поставке 40 SSJ с предоставлением компании права летать по транссибирскому маршруту. В ноябре информацию о переговорах подтвердил глава Минпромторга Денис Мантуров.
Какие меры принимают ГТЛК и "Региональные самолеты"
В проспекте ГТЛК поясняется, что компания "в сотрудничестве с Минпромторгом прилагает все усилия, чтобы смягчить эти риски". Для этого она берет на себя роль закупочного агента запчастей для своих клиентов, формирует достаточный запас запчастей, а также поддерживает связь с производителем лайнеров для реализации заранее согласованных программ послепродажного обслуживания.
В пресс-службе "Региональных самолетов" сообщили РБК, что вопросы обслуживания воздушных судов находятся в зоне ответственности как авиакомпаний, так и производителя. В них входят: заключение договоров с провайдерами для поддержания эксплуатации, сервисные соглашения, договоры аренды и техобслуживания, обеспечение запаса расходных материалов. "Крайне важно, что в соответствии с двумя постановлениями правительства № 301 и № 1621 при мерах господдержки идет формирование складов запчастей в авиакомпаниях и оборотных складов "Региональных самолетов", - пояснил производитель SSJ.
Компания продолжает развитие сетей послепродажного обслуживания и совершенствование материально-технической базы, дальнейшая последовательная реализация этих мероприятий позволит в ближайшие два-три года создать выстроенную систему по обслуживанию SSJ100 "на уровне мировых стандартов", добавил представитель "Региональных самолетов"....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 24, 2024
В Ростове-на-Дону утвердили спецзону для экспериментальной авиации
Апрель 24, 2024
Развитие отрасли беспилотной авиации в России