О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании по всему миру готовятся к банкротствам из-за коронавируса

Пока страны одна за другой закрывают границы, авиакомпании считают убытки от сворачивания рейсов. Европейские перевозчики наперебой сообщают о сокращении персонала

Пока страны одна за другой закрывают границы, авиакомпании считают убытки от сворачивания рейсов. Европейские перевозчики наперебой сообщают о сокращении персонала. А куда деваться? Популярному в том числе и в России лоукостеру AirBaltic, например, теперь вообще летать некуда - приостановлены все рейсы, кроме эвакуационных (туркомпании вывозят домой своих туристов).

Есть уже и первые банкроты. С 5 марта перешла под внешнее управление британская авиакомпания Flybe, один из крупнейших региональных перевозчиков Европы, - после того, как правительство отказалось ей помочь и выделить кредит. Одной из главных причин называют коронавирус.

Как заявил во вторник глава нашей Росавиации Александр Нерадько, убытки российских авиакомпаний могут превысить 100 млрд рублей (эксперты консалтинговой компании Bain & Company говорят о 180 - 215 млрд рублей - при прекращении всех зарубежных полетов). Только из-за закрытия перелетов в Китай наши авиаперевозчики уже потеряли 1,7 млрд рублей. Но, как теперь выясняется, это еще были только цветочки.

- Ситуация на авиарынке может привести к ряду банкротств авиакомпаний, - считает Нерадько.

Эксперты в связи с этим уже вспомнили старую шутку о том, что авиакомпании в России по осени считают. По осени - потому что если перевозчику не удалось заработать достаточно за высокий летний сезон, то дальше уже это точно не удастся. На осень обычно и приходятся все самые громкие банкротства - вспомним крах "Трансаэро", когда-то второй после "Аэрофлота" крупнейшей российской авиакомпании. Но это в "обычных" кризисных условиях, когда объем зарубежных перевозок резко сокращается - но не прекращается совсем.

- Потрясений такого масштаба, как сейчас, на авиарынке еще не было, поэтому какие-то вменяемые прогнозы давать сложно, - высказал свое мнение "КП" председатель редакционного совета портала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. - До сих пор самым катастрофическим считалось падение авиаперевозок в США после трагедии 11 сентября 2001 года. Тогда на восстановление американской авиаотрасли понадобилось 10 лет. Число авиакомпаний сократилось, билеты подорожали, а почти все крупнейшие американские перевозчики прошли через процедуру банкротства. Заметим, что в США она выглядит не как у нас: авиакомпания, как правило, продолжает летать - там спасают именно авиакомпанию, а не чьи-то активы. Заметим также, что тогда все-таки в основном речь шла о рынке одной страны, а не об общемировых проблемах.

Сейчас, по мнению эксперта, многое будет зависеть от действий правительств - самостоятельно в нынешних условиях авиаотрасли в большинстве стран не выкрутиться.

Американские авиакомпании, как пишет The Wall Street Journal, уже попросили у правительства финансовую поддержку в размере более $50 млрд. Идут переговоры с Белым домом и Конгрессом.

В Евросоюзе также обсуждаются меры по поддержке авиаперевозчиков - о них обещано объявить в ближайшие дни. Например, власти Франции и Нидерландов готовы совместно поддержать Air France-KLM (это сейчас франко-нидерландская авиакомпания).

В России премьер Михаил Мишустин объявил об отсрочке по уплате налогов для авиакомпаний.

- Это очень важно, поскольку если такую отсрочку не дать, авиакомпании начнут закрываться прямо сейчас из-за нехватки средств, - считает Алексей Синицкий. - Но этого явно недостаточно.

Глава Росавиации Александр Нерадько просит для поддержки авиаперевозчиков обнулить сборы за аэронавигационное обслуживание на некоторых маршрутах. Это одна из существенных статей расходов при перелетах.

Вопрос на засыпку

А не подешевеют ли внутренние рейсы?


Логика подсказывает, что освободившиеся самолеты авиакомпании могут перебросить на внутренние маршруты. И, может, тогда перелеты по своей стране наконец станут доступнее?

- Авиакомпании, конечно, будут искать возможности именно так и поступить. Но тут надо понимать следующее. Объем перевозок внутри страны у нас определяется не столько количеством самолетов - сколько спросом, у нас летает всего несколько процентов россиян. Себестоимость внутренних перевозок высока - и, хотя цены и так неподъемны для большей части населения, во многих случаях авиакомпании внутри страны летают себе в убыток, а зарабатывают на международке, - объясняет Алексей Синицкий. - Поэтому - да, на каких-то маршрутах в силу роста конкуренции цены могут упасть, но авиакомпаниям выжить это не особо поможет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Ульяновск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка