О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлоту" дадут время на деньги

Как выяснил "Ъ", "Аэрофлот", сильно пострадавший от последствий коронавируса, договорился с "ВТБ Лизингом" о переносе лизинговых платежей по 67 самолетам (19% парка группы) с апреля-сентября 2020 года на июль 2021 года

Как выяснил "Ъ", "Аэрофлот", сильно пострадавший от последствий коронавируса, договорился с "ВТБ Лизингом" о переносе лизинговых платежей по 67 самолетам (19% парка группы) с апреля-сентября 2020 года на июль 2021 года. Договоренность стала первой известной на российском авиарынке. Пока неясно, пойдут ли на подобные уступки другие лизингодатели группы и остальных перевозчиков. Без отсрочки или реструктуризации платежей отрасли грозит коллапс.

"ВТБ Лизинг" на полгода вводит лизинговые каникулы для "Аэрофлота", рассказали "Ъ" два источника на лизинговом рынке. С апреля до конца сентября лизингодатель не будет взимать с авиакомпании лизинговые платежи по 67 самолетам, находящимся в эксплуатации у перевозчика.

Аэрофлот выплатит образовавшуюся задолженность в июле 2021 года, в середине высокого сезона, когда международные направления должны открыться, а полученной авиакомпанией выручки от проданных билетов хватит на ее погашение.

По оценке собеседников "Ъ", сумма составит $180-220 млн. По данным "Ъ", речь идет о самолетах, находящихся в парке разных компаний группы. Так, отсрочка будет получена "Аэрофлотом" по 50 Boeing 737NG (большая часть - у "Победы"), четырем Boeing 747 (у авиакомпании "Россия", ранее находились в парке "Трансаэро"), двум Boeing 777, девяти Airbus A319 (часть из них - в парке "Авроры"), одному A320 и одному самолету A330.

"Аэрофлот" ведет переговоры и с другими лизингодателями, добавил собеседник "Ъ", но их названия не уточнил. В отчетности "Аэрофлота" нельзя сделать вывод о всех лизингодателях, но в их числе упоминаются структуры Сбербанка (в частности, по десять Boeing 737), Государственной транспортной лизинговой компании (два Boeing 777, четыре A320), "ВЭБ-лизинг" (пять SSJ), Dikkys Investment Ltd (пять A320).

Неясно, последуют ли другие государственные лизинговые компании примеру ВТБ.

В ВТБ сказали, что платежи "Аэрофлота" будут реструктуризированы, условия не раскрывают. Гендиректор "ВТБ Лизинга" Дмитрий Ивантер подчеркнул, что компания первой на рынке пошла на проведение крупной реструктуризации. В "Аэрофлоте" не комментируют ситуацию.

По словам источников "Ъ" на рынке, "Аэрофлот" также ведет переговоры с топливозаправочными компаниями об изменении условий работы и переходе на постоплату с существующей сейчас предоплаты. "После ухода с рынка "Трансаэро" и "Вим-Авиа" топливозаправщики не доверяют авиакомпаниям: ушедшие с рынка перевозчики перед остановкой полетов не платили топливным компаниям",- объясняет собеседник "Ъ". По информации "Ъ", переговоры ведутся с дочерними компаниями "Роснефти", "Газпрома" и ЛУКОЙЛа.

Источник "Ъ" на рынке авиаперевозок считает, что "Аэрофлоту" предстоят сложнейшие полгода, даже несмотря на отсрочку платежей, полученную от "ВТБ Лизинга". С начала марта пассажиропоток на внутренних рейсах уже упал на 15%. "Международные линии закрыты, и на внутреннем рынке ожидается сумасшедшая конкуренция. При наличии большого числа конкурентов "Аэрофлот" выберет лишь небольшая часть клиентов, привыкших летать с повышенным комфортом. Большая часть пассажиров будет выбирать более дешевые перевозки других авиакомпаний",- уверен собеседник "Ъ". Также авиакомпании придется сокращать число рейсов по действующим направлениям из-за снижения транзитного пассажиропотока. Так, на направлении Москва-Санкт-Петербург в последние годы летало большое число китайских клиентов, которых в ближайшие месяцы у "Аэрофлота" просто не будет. "Компания может попробовать раскатать новые направления, но поначалу они будут убыточны, а с учетом полного отказа авиакомпании от рекламы на фоне коронавируса раскатать их быстро будет весьма непросто",- замечает собеседник "Ъ" на рынке.

Все игроки рынка признают, что ведут переговоры с лизингодателями о реструктуризации платежей.

В S7 говорят, что ведут работу над эффективным сокращением расходов: "В том числе рассматриваем варианты реструктуризации договоров со всеми ключевыми контрагентами, включая лизингодателей воздушных судов". В "Уральских авиалиниях" говорят, что налет в среднем снизился на 20%, но все самолеты компании летают. Компания также ведет переговоры с лизингодателями и кредиторами о смягчении условий. Переговоры с лизинговыми компаниями ведет также Smartavia, у которой на земле на данный момент находится только один самолет, проходящий модернизацию. Наиболее пострадавшие участники рынка - чартерные авиакомпании Azur, Royal Flight, IFly, которые фактически оставили полеты,- не ответили "Ъ".

Глава Infomost Борис Рыбак отметил, что отсрочка существенно облегчит положение "Аэрофлота" в этом году. "Все лизингодатели должны последовать этому примеру, чтобы спасти отрасль",- считает он.

Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что риски группы "Аэрофлот" при обслуживании внутренних рейсов диверсифицированы, так как авиакомпании "Победа" и "Россия" работают в сегменте менее дорогих перевозок. Он полагает, что у "Аэрофлота" в силу статуса и относительной устойчивости есть шанс договориться с топливозаправщиками, чего нельзя сказать об остальных игроках рынка авиаперевозок. При этом у конкурентов "Аэрофлота" тоже есть шансы договориться с лизингодателями: в 2015 году отсрочку по платежам получали, например, "Уральские авиалинии". "В целом смягчение условий - вопрос переговоров, и повезет далеко не всем",- говорит эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка