О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летающий "кот в мешке" с невидимой репутацией

Американская фирма Lockheed Martin торжественно и на весь мир объявила о поставке заказчику пятисотого по счету истребителя пятого поколения F-35 Lightning II

Американская фирма Lockheed Martin торжественно и на весь мир объявила о поставке заказчику пятисотого по счету истребителя пятого поколения F-35 Lightning II. Юбиляром стал F-35A (серийный номер AF-234, номер ВВС США 18-5343), поставленный на авиабазу Берлингтон (штат Вермонт) в состав 134-й истребительной эскадрильи 158-го истребительного крыла ВВС Национальной гвардии Вермонта.

Понятно, что данное событие будет использовано заинтересованными лицами и структурами для максимальной рекламной раскрутки этого самолета, всемирно известного своей баснословной дороговизной и не менее легендарной технической проблемностью. Поэтому ждать от "фирмачей" сколько-нибудь правдивого "коммюнике" по данному поводу явно не приходится. В этой связи попробуем разобраться сами.

Что касается астрономической стоимости программы и бесконечных технических дефектов данного семейства самолетов, то об этом не писал только ленивый. И мы не станем повторять общеизвестные факты. Хотя и они вполне доброкачественные.

Истина в войне

Для прояснения реальной картины давайте рассмотрим только один аспект, о котором упомянутая фирма в своем праздничном релизе сообщила особо. Речь идет о боевом применении самолетов данного типа. Понятно, что именно участие в реальных боевых действиях является основным критерием истины для любой военной машины. А если какой-нибудь, к примеру, самолет вообще в них не участвовал, то считать его боевым просто нет никаких оснований.

Именно поэтому пиарщики Lockheed Martin не преминули сообщить, что их детище уже и как следует проверено в "боях и походах": "F-35 работает с 23 баз по всему миру. Обучено более 985 пилотов и более 8.890 сопровождающих. Девять эксплуатантов используют F-35 на своей родной земле, восемь заявили о достижении первоначальной оперативной готовности, а четыре эксплуатанта использовали F-35 в боевых операциях".

Российское военно-промышленное издание БМПД, распространившее эту новость, уточняет, что участие в боевых действиях приняли самолеты F-35 следующих "эксплуатантов" - ВВС и морская пехота США, ВВС Великобритании и Израиля.

Имеющиеся на эту тему сообщения СМИ можно обобщить следующим образом:

Справка

Боевое применение F-35 по данным мировых СМИ
  • Впервые в боевой обстановке, для атаки целей в Сирии, F-35 был применен Армией обороны Израиля в мае 2018 года. В 2019 году Израиль продолжил нанесение ударов посредством F-35.
  • 27 сентября 2018 года пресса сообщила, что КМП США впервые нанесли удар самолетами F-35В по позициям группировки "Талибан"* в Афганистане. Сообщалось о "более чем 100 боевых вылетов" в Афганистан, Ирак и Сирию в ходе развертывания в регионе универсального десантного корабля типа "Уосп" LHD-2 "Essex".
  • 15 апреля 2019 года Министерство обороны США сообщило о первом развертывании на Ближнем Востоке истребителей F-35A ВВС США из состава 388-го и 419-го Истребительных авиакрыльев. Самолеты были развернуты на американской авиабазе в Эд-Дафра, ОАЭ. Первые полеты на боевое патрулирование прошли 26 апреля, а 30 апреля одна из машин нанесла авиаудар корректируемой авиабомбой семейства JDAM по туннелю боевиков ИГИЛ* со складом боеприпасов неподалеку от Вади Ашай, Ирак.
Искусство втирать очки

А теперь приступим непосредственно к "разбору полетов", то есть к анализу того, что на самом деле представляет собой практика боевого применения F-35.

Рассмотрим каждый из трех упомянутых случаев в отдельности:

Случаи первый. Боевое патрулирование в Ираке с нанесением авиаударов по наземным целям боевиков ИГИЛ*. Что следует обязательно отметить: у действующих в Ираке террористов ИГИЛ* практически полностью отсутствует зенитно-ракетное вооружение средней и большой дальности. А поскольку F-35 действовали только с больших высот и к тому же применяли планирующие авиабомбы JDAM, которые могут быть запущены на удалении до 30 километров от цели, то ни о какой угрозе этим самолетам с земли не могло быть и речи.

Иначе говоря, в указанном случае якобы боевого применения американские F-35 действовали в условиях абсолютной безопасности, при полном "наличии отсутствия" противника, способного, хотя бы теоретически, причинить им даже минимальный ущерб. Строго говоря, такое "боевое применение" мало чем отличается от условий обычного полигона для учебного бомбометания где-нибудь в штате Техас. Или даже от стрельбы из "мелкашки" в тире по "зайчикам".

То есть, это полный "незачет" для F-35, как для самолета якобы проверенного в реальной боевой обстановке. А говоря еще проще - это прямой обман потенциальных клиентов. И втирание им очков с целью "впарить" под видом испытанного в боях истребителя натурального кота в мешке.

Убежден на все сто процентов, что и сами "боевые развертывания" F-35А на Ближнем Востоке были ничем иным, как рекламным коммерческим трюком, заказанным тем же Lockheed Martin в целях оживления довольно вялых продаж этой машины.

Случай второй. Боевое применение палубной модификации F-35B против целей движения "Талибан"* на территории Афганистана.

Точно так же, как и в первом случае, во избежание коммерчески нежелательных рисков, для показных упражнений был выбран противник начисто лишенный каких-либо средств противовоздушной обороны! То есть надо было просто долететь с палубы универсального десантного корабля USS WASP до того Афганистана и отбомбиться по любым горам, которых там более чем достаточно. Кто и что там будет проверять в смысле эффективности нанесенных ударов и боевых качеств самих самолетов?

Понятно, что никто. Отбомбились в условиях абсолютного "непротивления злу насилием", ну и ладно. Очередное "боевое применение" записано в анналы истории F-35.

И, наконец, случай третий, он же последний и самый таинственный: речь идет о "боевом применении" F-35 в Сирии. А таинственный он потому, что их там никто не видел. Производителей этого "пепелаца" по данному поводу буквально распирает от гордости. "Вот видите, мы же говорили! Он совсем невидимый! Пролетел всю Сирию и никто его даже не заметил! Значит, годный самолет!"

Понятно, однако, что ни в какую Сирию F-35 не летал. Просто потому, что для всей израильской авиации эта страна уже несколько лет недоступна в смысле полетов над ней - от слова совсем.

Произведенные в России зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, размещенные в Сирии в сочетании с разнообразными системами радиолокационного контроля, закрыли сирийское небо практически непроницаемым куполом, в пределах которого невидимых целей для них просто не существует. Даже крылатые ракеты, имеющие куда меньшую ЭПР (эффективную площадь рассеяния), чем у F-35, становятся легкой добычей сирийской ПВО, как только зайдут в зону обнаружения. О самолетах в этом смысле и говорить нечего.

Поэтому ВВС Израиля, включая F-16, F-15 и, возможно, F-35, действуют против Сирии, что называется, из-за моря, из-за гор. То есть "пуляют" по стране крылатыми ракетами из заграничного ливанского воздушного пространства, или даже из-за средиземноморского горизонта. Так что сирийские зенитчики сбивают только ракеты, поскольку сами самолеты-носители воздушное пространство этой страны опасаются нарушать. Вот такое специфическое "боевое применение" F-35 в Сирии.

Скажу даже больше. Дальнобойность российского зенитно-ракетного оружия вполне позволяет доставать те же израильские самолеты и над Ливаном, и над Средиземным морем. И если они остаются невредимыми после таких атак, то не столько благодаря своим "эксклюзивным" боевым качествам или пресловутой "невидимости", а исключительно за счет дружественных в целом отношений между Россией и Израилем, а также нежелания Москвы ставить их по угрозу даже на фоне вечных ближневосточных разборок.

В порядке анекдота

Особенно громкий международный резонанс вызвало сообщение о поистине сказочном рейде F-35 в марте 2018 года.

Источники кувейтской газеты Aljarida сообщили, что ВВС Израиля в марте 2018 года провели разведывательный полет в воздушном пространстве Ирана. Утверждается, что два истребителя-бомбардировщика F-35 пролетели через воздушное пространство Сирии и Ирака на большой высоте, пересекли границу с Ираном и провели разведку в районе иранских городов Бендер-Аббас, Исфахан и Шираз. Но главная деталь - российские системы ПВО и радары на сирийской территории их якобы не заметили.

Отметим, что между Тель-Авивом и Ширазом около 1.700 километров. Дальность полета F-35 - без подвесных баков и дозаправки в воздухе - чуть больше одной тысячи километров. Таким образом, для совершения операции, о которой сообщает Aljarida, необходимо было привлечение топливозаправщиков. У Израиля они есть, однако об их участии в операции ничего не сообщалось. А эти большие самолеты отнюдь не являются невидимками и должны были быть обнаружены. Но их никто не видел.

Большое летающее разочарование

Между тем Сирия - совсем небольшая страна. И ее действительно можно обстреливать из безопасного далека. Ну а как быть, если противником F-35 окажется, например, бескрайняя Россия или такой же немаленький Китай? Обстреливать эти страны "из-за моря, из-за гор" уже никак не получится. И придется лететь прямиком "к черту в пасть", где уже наготове ракетные "зубы" российских или китайских ЗРК. Вот тут-то вся легендарная "боевая эффективность" F-35 и заиграет яркими красками. В виде хвоста пламени при ускоренном прощальном полете этого "суперистребителя" в направлении твердой поверхности планеты Земля.

Что касается его пресловутой невидимости, то ее, похоже, окончательно похоронил ни кто иной, как министр иностранных дел России Сергей Лавров, который, не далее как в январе с.г., буквально огорошил весь мир сообщением о том, что новейшая российская загоризонтная РЛС "Контейнер" зафиксировала полет группы "невидимых" F-35 на дистанции примерно в полторы тысячи километров - у границы с Ираном.

Но и это еще не все. Опыт "боевого применения" F-35 теми же ВВС Израиля показал, что этот новейший "суперсамолет" выглядит, мягко говоря, не вполне убедительно даже по сравнению с американским истребителем-бомбардировщиком 80-х годов прошлого века F-15.

Вот что писала по этому поводу американская пресса: "Израильские ВВС, скорее, купят больше истребителей F-15 Eagle, чем новейший и самый большой совместный ударный истребитель F-35. Это, может быть, более старый самолет, но F-15 предлагает Израилю большую гибкость, особенно при нанесении удара по его смертельному врагу - Ирану.

...Хотя F-35 имеет технологию стелс и датчики, способные обнаруживать цели на земле, он не имеет дальности поражения целей на расстоянии до тысячи миль в Иране. К тому же у него ограниченная бомбовая нагрузка. А относительно небольшой размер нового реактивного самолета затрудняет дальнейшую модернизацию. Некоторые обновления необходимо будет размещать снаружи, и это сделает самолет гораздо более заметным для вражеских радаров. В то же время F-15 обеспечивает впечатляющее сочетание мощности и дальности, позволяя Израилю наносить удары по целям вне досягаемости большинства воздушных сил. И поскольку это большой истребитель, у него есть место для добавления новых систем по мере необходимости".

Деликатные израильтяне, которые к тому же получают F-35 от США практически даром - за счет американских налогоплательщиков, стараются, по возможности, не слишком сильно давить на больные мозоли заокеанского "дареного коня". Но, тем не менее, от греха подальше, вынуждены считаться с его весьма скромными боевыми возможностями. И продолжают делать основной упор в программе оснащения своих ВВС на дальнейшее расширение парка испытанных за сорок лет службы F-15 и на сокращение план-заказа такого рискованного "актива", как F-35.

Таковы, при ближайшем рассмотрении, реальные, а не пропагандистские итоги трех официально объявленных случаев "боевого применения" новейшего американского "файтера". Которые могут вдохновить, разве что, тех клиентов компании Lockheed Martin, которых реальные боевые качества F-35 волнуют далеко не в первую очередь. Например, правителей нынешней Польши. Которые, в порядке "зачетного прогиба" перед своими вашингтонскими патронами, решили потратить пять миллиардов казенных долларов на закупку в США 32 F-35 - причем без оружия и даже без необходимого количества обученных пилотов.

Вот на таких политически и коммерчески озабоченных контрагентов барабанный бой о "непревзойденных боевых качествах" этого самолета производит неизгладимое впечатление. На всех же остальных, в том числе и на вашего покорного слугу, он не действует вообще никак. Потому что реальных фактов, подтверждающих победные реляции американского производителя летающих "котов в мешке" в природе не существует. В чем мы только что и убедились.

*Террористическая организация, запрещенная в РФ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Медиагруппа Звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка