О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истребитель P-39: жалящая "кобра" Покрышкина

Американский истребитель Bell XP-39 Airacobra поставлялся в СССР по ленд-лизу. На нем легендарный советский ас Александр Покрышкин, только по официально подтвержденным данным, одержал 48 побед

Американский истребитель Bell XP-39 Airacobra поставлялся в СССР по ленд-лизу. На нем легендарный советский ас Александр Покрышкин, только по официально подтвержденным данным, одержал 48 побед. Лоуренс Белл говорил, что в основу концепции "Аэрокобры" были заложены три основных принципа: огневая мощь, удобство посадки и передвижения по земле и обзор из кабины. Конструкторы добились всего этого крайне оригинальным способом: двигатель был расположен сзади кабины пилота и был связан с воздушным винтом длинным валом. Во-первых, благодаря такому размещению силовой установки, в носовой части появилась возможность разместить 37-мм пушку M4. Кроме того, это позволило снизить лобовое сопротивление и благодаря задней центровке улучшить маневренность: полный разворот истребитель совершал за 19 секунд. Во-вторых, благодаря такой схеме размещения двигателя, появилась возможность создания трехопорного шасси: передняя стойка после взлета она складывалась назад по полету в нишу в передней части фюзеляжа. Это дало самолету серьезные преимущества при посадке и рулении, практически исключало риск капотирования, самолет можно было использовать с раскисших и заснеженных аэродромов. Для американцев это особенного значения не имело, а вот на полях Великой Отечественной войны было огромным преимуществом. В-третьих, для "Аэрокобры", в отличие от многих других самолетов, с самого начала был разработан обтекаемый фонарь с практически круговым обзором. Первая заказанная ВВС США Аэрокобра поднялась в воздух 13 сентября 1940 года. Интересные факты В СССР по ленд-лизу было поставлено более 4500 P-39. Отметим, что такое решение было принято в том числе потому, что истребитель был мало востребован на западных театрах военных действий. В отличие от Восточного фронта, там бои шли в основном на больших высотах, а "Аэрокобра" имела преимущество на средних и низких. Таким образом, самолет получил сдержанные отклики у американских пилотов и очень полюбился советским. На "Аэрокобрах" летали такие асы как Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Александр Клубов, Николай Гулаев, братья Дмитрий и Борис Глинки. Боезапас 37-мм пушки составлял 30 снарядов весом 650 граммов каждый. Такое орудие имели только самолеты Як-9Т, Як-9ТК, Як-9ТД и Як-3Т, которые, тем не менее, проигрывали по весу секундного залпа. Зачастую одного попадания 37-мм ОФЗТ снаряда было вполне достаточно для уничтожения истребителя. Одним из серьезных преимуществ "Аэрокобры" являлось качество ее изготовления: американские предприятия не находились в условиях эвакуации, в отличие от советских. Самолет имел очень хорошую по тем временам рацию, которая, по воспоминаниям летчиков, работала как "городской телефон". Были у самолета и серьезные недостатки. Так, задняя центровка делала его довольно сложным в управлении, особенно для неопытных пилотов, в результате чего имели место аварии и катастрофы. По этой причине данной машиной в Советской авиации оснащались, в первую очередь, гвардейские истребительные полки (ГИАП), укомплектованные пилотами с высокой квалификацией. Еще одним недостатком была дверь автомобильного типа, удобная на земле, при экстренном покидании самолета, пилот рисковал удариться о хвостовое оперение. Боевое применение Александр Покрышкин вспоминал: "Возвратившись на аэродром, я сразу же пригласил к самолету инженера по вооружению капитана Жмудя. В напряженном бою у меня родилась интересная мысль, надо было посоветоваться со специалистом. Дело в том, что много снарядов я привез обратно. Произошло это потому, что во время атак мне приходилось сначала нажимать на гашетку пулеметов, а потом уже пускать в ход пушку. Такая последовательность диктовалась отнюдь не тактическими соображениями или какими-либо расчетами. Просто две гашетки находились под разными пальцами, причем пулеметная располагалась удобнее. А если бы я посылал пули и снаряды в цель одновременно, эффективность огня была бы значительно выше и "юнкерсы" падали бы вниз гораздо "охотнее (…) В следующем бою от моей массированной очереди вражеский бомбардировщик почти сразу развалился в воздухе". Характеристики Максимальная скорость: 493 км/ч у земли и 585 км/ч на высоте 4200 м; практическая дальность: 993 км (на 550 м); практический потолок: 9600 м. Вооружение:
  • 1 37 мм пушка M4 с 30 патронами или;
  • 1 20 мм пушка M1 с 60 патронами (D-1, D-2);
  • 2 12,7 мм пулеметов M2 по 270 патр. (на D-2 по 200) каждый в носовой части фюзеляжа;
  • 4 7,62 мм пулеметов по 1000 патр. каждый в крыле;
  • Бомбы: 1 до 272 кг.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Телеканал "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка