Банкротства крупных авиакомпаний начались. Россия пытается избежать худшего
21 апреля стало известно о том, что российская авиаотрасль получит 15,4 млрд рублей для смягчения удара пандемии по бизнесу
21 апреля стало известно о том, что российская авиаотрасль получит 15,4 млрд рублей для смягчения удара пандемии по бизнесу. Это хороший знак: есть уже два примера, как без господдержки банкротятся зарубежные авиагиганты и даже нацперевозчики отдельных стран.
Согласно плану правительства по преодолению негативных последствий пандемии коронавируса для экономики, российские авиакомпании должны получить 9,3 млрд руб. на покрытие недополученных доходов за февраль-март (далее планируется ежемесячная поддержка). Еще 3 млрд руб. получит государственная транспортная лизинговая компания - на снижение лизинговых платежей, а 2,1 млрд получат аэропорты России.
По мнению экспертов, опрошенных "Вестником АТОР", это лишь первые шаги по спасению российской авиаотрасли: "свежие" негативные примеры того, как может разворачиваться ситуация без господдержки, уже подоспели.
Южноафриканский нацперевозчик распродает активы
Национальный перевозчик ЮАР - South African Airways (SAA) до конца апреля 2020 года уволит весь свой персонал - более 4,7 тыс человек, сообщает Bloomberg. Коллапсирующая авиакомпания полностью прекратила полеты из-за пандемии COVID-19.
Сейчас SAA распродает свои активы для выплаты заработной платы сотрудникам. Такое решение продиктовано отказом властей ЮАР выделить дополнительное финансирование для спасения национального перевозчика, предоставить госгарантии под кредиты или разрешить участие в капитале компании иностранным инвесторам. Пока авиакомпания еще выполняет вывозные чартерные рейсы, оплаченные правительством, но до конца апреля будут прекращены и они.
Впрочем, коронавирус лишь "добил" слабого игрока, считают аналитики: SAA подала иск о защите от банкротства еще в декабре 2019 года, испытывая серьезные финансовые проблемы. Еще до начала пандемии авиакомпания начала "резать" сетку маршрутов и сокращать персонал.
У Virgin Australia надежды еще есть
Авиакомпания Virgin Australia - еще одна "свежая" жертва коронавируса. Вчера второй по величине авиаперевозчик в Австралии с долей порядка трети рынка официально подтвердил, что переходит под внешнее управление. По данным австралийской прессы, на момент начала фактического процесса банкротства у авиакомпании были долги в общей сумме на 3,17 млрд. долларов США.
В отличие от SAS, Virgin Australia не планирует полностью прекращать полеты и массово увольнять персонал, хотя правительство Австралии также отказалось выделять деньги для спасения авиакомпании. В отличие от нацперевозчика Южной Африки у австралийской компании есть возможность привлечь иностранных инвесторов.
С рынка могут уйти не менее 20% авиакомпаний
Как сообщает источник редакции "Вестника АТОР" на рынке авиаперевозок, сейчас в среде экспертов BSP всерьез рассматривается вероятность того, что до конца года с рынка уйдут не менее 20% авиакомпаний, включая и национальных перевозчиков.
"Без прямой финансовой поддержки со стороны государства очень многие авиакомпании, включая и ряд российских "грандов" авиабизнеса, не смогут пережить пандемию, особенно если остановка полетов затянется до третьего квартала", - подчеркивает источник.
Он поясняет, что деньги нужны авиакомпаниям не только для удержания квалифицированного персонала, но и на оплату лизинга, поддержание судов в состоянии летной годности, оплату их стоянки, консервации и пр.
"Это без преувеличения огромные деньги в случае, например, США. Но в российских условиях для сохранения "костяка" авиакомпаний, хотя и потребуется значительно меньшая сумма, все же затраты государства на спасение авиаотрасли явно будут в итоге кратно больше выделенных 15,4 млрд рублей - если, конечно, отрасль действительно решат оставить на плаву. Для сравнения - авиакомпаниям США нужно 4 млрд долларов. ", - считает источник редакции....