О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гражданская авиация уходит в пике

Кризис, который поразил мировую авиаиндустрию, только набирает обороты, он не щадит никого, даже самых крупных игроков

Кризис, который поразил мировую авиаиндустрию, только набирает обороты, он не щадит никого, даже самых крупных игроков. Отрасль оказалась в глубочайшем упадке и вряд ли скоро из него выйдет без поддержки со стороны власти. По данным на середину апреля, у большинства авиаперевозчиков от 80% до 95% парка самолетов находится на земле, так как полеты в мире практически прекращены из-за борьбы с коронавирусом и введенных карантинных мер. Многие постепенно сдаются. Например, второй по величине перевозчик Австралии Virgin Australia уже объявил о своем банкротстве. Из-за падения спроса компания с 10 апреля прекратила выполнение всех рейсов, кроме ежедневного перелета из Сиднея в Мельбурн и обратно. Известный миллиардер Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group, в которую как раз входят авиакомпании Virgin Australia и Virgin Atlantic уже заявил, что его личных средств и средств группы не хватит, чтобы спасти авиаперевозчиков. И сообщил, что готов заложить свое имущество, в частности, принадлежащий ему остров, и попросил господдержки, но пока, как пишут СМИ, безуспешно. В общем, Covid-19 не щадит никого. Проблемы и у "Аэрофлота", и у "Боинга", и у Lufthansa. Не стала исключением и одна из крупнейших в США авиакомпаний Delta Air Lines, которая сообщила, что в первом квартале текущего года она потеряла 534 млн долларов, что стало первой квартальной потерей за последние пять лет. Убытки компании в первые три месяца года составили 326 млн долларов, по сравнению с 639 млн долларов прибыли годом ранее. Выручка компании за первый квартал сократилась на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 1,9 млрд долларов. По собственным оценкам компании, это лишь начало, в дальнейшем ситуация может еще ухудшиться - снижение выручки может составить до 90% во втором квартале. В результате акции компании на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) с начала года подешевели более чем на 60%, упав с 59 долларов за бумагу в начале января до уровня 22-23 доллара, на котором они торгуются в последние дни. В общем, практически все игроки оказались в довольно плохой ситуации. Как пишут отраслевые издания, буквально каждая американская авиакомпания в течение первых трех кварталов текущего года может сообщить о потерях, не исключено, что у некоторых такая негативная динамика продолжится до конца года. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA констатирует, что отрасль находится в глубочайшем кризисе. Так, объем только внутренних авиаперевозок в мире сократился на 70%, и вряд ли мировая авиаиндустрия скоро выйдет из этого пике. По оценкам IATA, в текущем году доход от перевозки пассажиров может сократиться примерно на 314 млрд долларов. Это ставит вопрос об оказании срочной финансовой помощи авиационному сектору, чтобы защитить его, сохранить 25 млн рабочих мест в ней, обеспечить безопасность перевозок после кризиса. Международная ассоциация воздушного транспорта отмечает, что восстановление отрасли может растянуться на длительное время. Согласно проведенному опросу, порядка 40% пассажиров планируют совершить свой первый полет не ранее чем через шесть месяцев. Такие данные неудивительны, потенциальные пассажиры опасаются вируса, даже если речь идет о перспективе полгода. Кроме того, за время карантина и самоизоляции в мире получило широкое распространение онлайн-общение, решение многих вопросов удаленно, что снимает необходимость личного присутствия, делает полеты необязательными. Ну и самое главное - есть опасения, что после окончания пандемии у людей и компании денег будет значительно меньше. В результате многие будут стремиться сократить расходы, и авиабилеты, конечно, попадут под нож этого секвестирования. Полеты, как известно, далеко не обязательная категория трат. В России, например, из-за невысокого уровня жизни и так регулярно летает не более 13-15% населения. Вернее, летало, теперь это в прошлом. Текущие цены на нефть также вряд ли окажут поддержку, думаю, не стоит рассчитывать на то, что из-за дешевых углеводородов отрасль быстро оправится от кризиса. Да, цены на "черное золото" сейчас на рекордно низких уровнях, а фьючерсы на WTI недавно даже побывали в отрицательной зоне (исторический момент). Тем не менее, стоит учитывать, что, во-первых, стоимость авиакеросина не падает прямо пропорционально пикирующим нефтяным ценам. Во-вторых, в структуре расходов авиакомпаний затраты на ГСМ в среднем по миру варьируются в пределах 20-30%. Остальное, это расходы на собственно воздушные суда (еще около 30% на лизинг, аренда, покупка и т.д.), аэропортовые расходы (10-15%), обслуживание и персонал (25-30%). В общем, задача выхода из "ловушки пандемии" потребует от авиакомпаний, в первую очередь, свободных денег, которых у них, по понятным причинам, сейчас нет. Власти большинства стран (в том числе России) включили авиацию в перечень наиболее пострадавших отраслей. Везде по-разному, но в целом ей обещают помочь (Ричард Брэнсон, как отмечалось, к сожалению, видимо, может стать исключением). При этом, сейчас вполне очевидно, что мировой авиационной индустрии необходима не просто финансовая поддержка на какое-то время, а целый комплекс мер, чтобы справиться с ситуацией, выйти из нее с наименьшими потерями и сохранить себя. Поэтому в ближайшее время мы, скорее всего, увидим и новые целевые транши, и инициативы в регулировании отрасли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка