О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании будут спасать, но не всех и не сразу

В разных странах власти прилагают титанические усилия, чтобы спасти авиаперевозчиков от банкротства. Российское правительство обещает помощь всем авиакомпаниям, но оказываться она будет избирательно

В разных странах власти прилагают титанические усилия, чтобы спасти авиаперевозчиков от банкротства. Российское правительство обещает помощь всем авиакомпаниям, но оказываться она будет избирательно.

В середине марта, когда началось падение авиаперевозок, на коллегии Росавиации озвучили убытки отрасли: 100 млрд рублей. Месяц спустя сумма выросла в 3,6 раза. Гражданская авиация вошла в перечень отраслей, наиболее пострадавших от кризиса. Президент предложил выделить авиакомпаниям 23 млрд рублей, Постановлением правительства утверждены отсрочки на четыре месяца уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.

Кому адресована эта поддержка? В реестре Росавиации 108 авиакомпаний. За прошлый год они сообща перевезли 128 млн пассажиров - на 10% больше, чем годом раньше. Однако 98% объема пассажиропотока пришлось на 35 крупнейших перевозчиков. Логично предположить, что именно для них предназначаются налоговые и страховые льготы. Но на практике...

В Постановлении правительства записано, что помощь получают те компании, чьи доходы за I квартал текущего года упали на 10% и более. Однако проблемы начались в середине марта, когда стали прекращаться международные перевозки. В целом за квартал выручка авиакомпаний сократилась на 5%. А вот в начале апреля падение доходов стало обвальным - минус 89%, в середине месяца - до 95%. Авиакомпании спешно отправили летный персонал в отпуска, наземный - на удаленную работу с сокращением зарплаты до минимума, пытаясь параллельно вести переговоры об отсрочке лизинговых платежей за самолеты, которые стоят на земле и множат убытки. В этом незавидном положении вроде бы все равны. Но некоторые - равнее.

Только пять авиакомпаний могут рассчитывать на налоговые льготы, три из них входят в Группу "Аэрофлот". Остальные будут обязаны заплатить налоги, которые могут взыскать и принудительно. Задолженность по налогам не позволит перевозчикам участвовать в тендерах на субсидируемые авиаперевозки следующего года в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и другие труднодоступные регионы. Нет полетов - нет доходов. Большинство российских авиакомпаний и так на краю пропасти.

Об этой ситуации сообщил глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. В открытом письме правительству РФ, опубликованном на сайте Ассоциации, - призыв продлить срок уплаты налогов и страховых взносов за I квартал текущего года на шесть месяцев, а не на четыре, а также ввести упрощенный порядок подтверждения доходов. И, самое главное, предоставить право на такую отсрочку для всех грузовых и пассажирских авиакомпаний независимо от их финансовых показателей за I квартал 2020 года.

На данный момент в список счастливчиков не попали четыре авиакомпании первой пятерки - "Сибирь" (S7 Airlines), "Уральские авиалинии", UTair и даже входящий в Группу "Аэрофлот" лоукостер "Победа". На налоговые послабления в нынешней редакции Постановления могут рассчитывать "Аэрофлот", "Россия" и "Аврора" (входят в Группу "Аэрофлот"), а также "Икар" и Red Wings. Нетрудно предположить, в чью пользу будет переделен рынок авиаперевозок после выхода из кризиса. А чем меньше перевозчиков на любом маршруте, тем больше вероятность "картельного сговора" и роста цен на авиабилеты.

К слову о бюджетных ассигнованиях. Еще прошлым летом президент поручал правительству выделить средства из Резервного фонда, чтобы компенсировать авиакомпаниям затраты в связи с резким ростом стоимости топлива. Почти год минул, пришли новые министры, а поручение не выполнено.

А в это время

Норвегия выделяет своей гражданской авиации более 500 млн долларов, из них половину суммы - лоукостеру Norwegian Air.

Титульный скандинавский перевозчик SAS получает кредитные гарантии от правительств Швеции и Дании, но пока его флот остановлен, а 10 тысяч сотрудников отправлены в неоплачиваемый отпуск.

Новая Зеландия выдала 0,5 млрд долларов в кредит Air New Zealand, чтобы сохранить своего национального перевозчика.

В США, где 28% ВВП дают авиаперевозки, на поддержку 200 авиакомпаний страны выделено 58 млрд долларов в виде кредитов. Половина из этой суммы пойдет на зарплату персонала. Отдельной строкой в бюджете - 17 млрд кредитов на поддержку авиастроительной корпорации Boeing.

Британский миллиардер Ричард Брэнсон просит правительство страны о финансовой поддержке его авиакомпании Virgin Atlantic, которая "борется за выживание". В обеспечение кредитов он готов заложить принадлежащий ему остров в океане. Основной аргумент Брэнсона следующий: отсутствие на рынке главного конкурента British Airways неизбежно приведет к росту тарифов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка