О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Каждый рейс - маленькая жизнь. Интервью с начальником службы бортпроводников Надеждой Ковальчук

Сегодня, 7 мая, службе бортпроводников Якутии исполняется 76 лет. К знаменательной дате мы снова публикуем интервью с начальником службы бортпроводников АК "Полярные Авиалинии" Надеждой Ковальчук, которая небу посвятила 32 года

Сегодня, 7 мая, службе бортпроводников Якутии исполняется 76 лет. К знаменательной дате мы снова публикуем интервью с начальником службы бортпроводников АК "Полярные Авиалинии" Надеждой Ковальчук, которая небу посвятила 32 года. В совсем юные годы в качестве бортпроводника, затем как опытный наставник молодых специалистов объездила практически все регионы России и Якутии. И за этот немалый срок об организации полетов узнала, если не все, то очень и очень много. Надежда Николаевна рассказала нам о тонкостях своей работы, своем увлечении и об универсальности выбранной профессии.

- Надежда Николаевна, расскажите, пожалуйста, о себе.

- Я родилась в Архангельске. Образование получила в 1984 году Ленинграде. Там находилось единственное в Советском Союзе училище, которое готовило бортпроводников со средне-специальным образованием. В год, когда я туда поступала, конкурс составлял 70 человек на место! А набирали всего 125 человек. Этих специалистов, конечно же, не хватало на всю страну и поэтому подавляющее большинство бортпроводников обучалось на местах по программе курсовой подготовки.

- Когда к вам пришло осознание того, что вы хотите связать свою судьбу с небом?

- Я сама из авиационной семьи. Наша династия берет свои корни еще с войны: дед был военным летчиком, отец - командиром воздушного судна. Так что выбора как такого у меня не было (смеется-авт.). После учебы со своим молодым человеком приехала в Якутск, где сразу же устроилась работать бортпроводником. Это был 1986 год. Династию авиаторов сегодня продолжает сын, который работает пилотом в авиакомпании "Россия".

- Как складывалась ваша карьера после развала Советского Союза?

- Время было тяжелое, многие ушли. Тем не менее те, кто видел себя в авиации, остались и продолжали работать. Я до 1996 года работала в разных компаниях, которые создавались после развала единой структуры Аэрофлота. Затем перешла работать в авиаэскадрилью Учебного центра в должности бортпроводника-инструктора, занималась подготовкой бортпроводников и выполнением полетов.

С "Полярными авиалиниями" впервые начала работать в 1998 году на договорной основе, это не было моим основным местом работы. Тогда при разделе имущества Аэрофлота ей достался один борт Ту-154, которому нужен был специалист для подготовки бортпроводников и полетов.

Это был уникальный опыт для нашей компании. Единственный самолет, который мог совершать полеты на дальние расстояния, мы использовали для рейсов по маршруту Москва - Тикси - Москва. Пассажиров из северных районов республики на Ан-24 доставляли в Тикси, а оттуда прямиком летали в Москву. Отпадала необходимости делать огромный крюк через Якутск, выигрывали по времени. Из Тикси до столицы страны полет занимал пять часов.

Проработав так два года, снова вернулась в Учебный центр. Но вскоре там не стало своего авиакрыла, и я уже на постоянной основе устроилась в "Полярных Авиалиниях". Это был 2004 год.

- Расскажите, пожалуйста, о тонкостях работы бортпроводника.

- Обычно люди думают, что бортпроводник нужен лишь для того, чтобы красиво разнести еду и напитки пассажирам. На самом же деле его основная функция заключается в том, чтобы в случае необходимости провести аварийно-спасательные мероприятия. Следующая обязанность: сервис, обслуживание пассажиров. И третье, чем мы занимаемся - это прием и размещение груза и почты.

Работа бортпроводника сопряжена с большой психологической и эмоциональной нагрузкой, особенно в нашей компании. В связи с тем, что у нас замкнутая система, и пассажиры очень зависят от воздушного транспорта, любая задержка рейса, независимо от причин, сильно сказывается на настроении пассажиров. А регулировать определенную нестандартную ситуацию приходится нам. Поскольку, несмотря на то, что за каждым отдельным рейсом стоит много специалистов, вся компания, пассажиры видят перед собой только бортпроводника.

Как-то во время учебного занятия я дала своим курсантам посчитать, сколько профессий включает в себя работа бортпроводника, насчитали 14. Мы - спасатели, медики, официанты, воспитатели, дикторы и т.д. Вот такая у нас всеобъемлющая профессия, я бы сказала - штучная. Очень не многие могут сюда работать. Всегда надо быть ко всему готовым. Бывают крайне напряженные периоды, в основном это перед большими праздниками. Все торопятся попасть домой или же успеть на "материк" во время сезона отпусков. Все это мы должны предусмотреть в своей работе. Например, регулярно проводить поздравительные акции: подарки к Новому Году, поздравления с 1 Сентября, с 8 Марта и т.д.

Еще одна специфика нашей профессии - умение "держать лицо". Никакие эмоции, внутренние проблемы не должны влиять на работу бортпроводника, надо работать на пассажира. Потому что бортпроводник - это лицо авиакомпании.

- Какие функции у вас сейчас, как у начальника службы бортпроводников?

- Моя основная функция - организация работы службы, это очень большая ответственность, потому что мы в той или иной мере связаны практически со всеми структурами компании. У нас сейчас работает 17 бортпроводников, 2 инструктора. По зимнему расписанию выполняем по 4-5 рейсов в день, летом чуть больше - 8-9, также бывают и заказные полеты.

- Как происходит распределение работы среди бортпроводников?

- Составляется план полетов, по которому человек может несколько дней подряд работать согласно плану. Может и "застрять" на несколько дней из-за непогоды. Зимой, бывает, часами ждем в местных аэропортах, когда Якутск "откроется" из-за тумана. Любая ситуация может быть. У нас всегда в запасе несколько бортпроводников, которые готовы приступить к работе в любой момент.

- А может быть такое, что борт улетел без вас?

- Такого быть не может, без бортпроводника самолет не полетит. Если же случается такая ситуация, что под рукой никого, то я сама встаю и выполняю рейс. Я - действующий летный специалист.

- Большинство специалистов получают образование один раз, когда переступают за порог ВУЗа или ССУЗа, а как обстоит дело с обучением у вас?

- Все авиационные специалисты, в том числе и мы, постоянно находятся в процессе обучения и подготовки. Периодическую подготовку мы проходим раз в два года, каждые полгода готовимся к весенне-летнему и осенне-зимнему сезону, сдаем зачеты и экзамены. Ежемесячно проходит теоретическая подготовка по разным вопросам. Кроме того, происходят разные изменения в авиационной отрасли, происшествия, события, которые мы тоже анализируем, изучаем.

Еще каждый год бортпроводники сдают зачет по аварийно-спасательной подготовке. Приходим в учебный класс, где занимаемся с кислородным оборудованием, огнетушителями, радиостанциями, затем идем в самолет и отрабатываем действия экипажа при чрезвычайных ситуациях. Помимо этого раз в два года проходим водную подготовку, где симулируется приводнение самолета.

- Как вы думаете, почему большинство бортпроводников представители слабого пола?

- Изначально эта была мужская специальность. Только в 1930 году американская медсестра Эллен Черч убедила руководство авиакомпании, что женщины тоже смогут выполнять эту работу. На заре пассажирской авиации в стюардессы набирали девушек определенного телосложения, которые не утяжеляли бы самолет. При всем этом они должны были выполнять функции заправщиков самолетов и грузчиков багажа и уборки. Принято считать, что если женщина в форме находится при исполнении, то на борту все спокойно. Да и бортпроводники женского пола больше нравятся пассажирам.

- Надежда Николаевна, у вас есть хобби?

- Я люблю путешествовать. Объездила уже 30 стран, очень много путешествую по России от Калининграда до Владивостока. Есть, конечно, регионы и страны, которые у меня в планах. Очень хочу побывать на Шпицбергене, в Монголии, Венгрии, Марокко и Японии.

- Любопытные предпочтения. Люди, в основном, мечтают об отдыхе на море, съездить в большие города, а у вас Шпицберген, Монголия и Венгрия?

- Да, они разные. Мне всегда было очень интересно посмотреть саму страну, уклад жизни, достопримечательности. Что касается Шпицбергена, он сам по себе очень интересен, его история, природа. Это единственный регион в мире с особым правовым статусом, который был заключен на Парижской конференции 1920 года. По сути, остров принадлежит Норвегии, но хозяйственную деятельность там могут вести несколько стран, в том числе и Россия. Япония же ни на кого не похожа, она, можно сказать, живет в будущем и мне тоже хочется соприкоснуться к этому будущему.

Я всегда стараюсь смотреть жизнь страны изнутри, отходя от привычных туристических маршрутов. Так, например, я уже побывала на Аляске в Фербенксе, пересекла Сахару по маршруту трассы Париж-Дакар, посетила все Скандинавские страны.

Из хобби же, я собираю карточки по безопасности различных авиакомпаний. У меня их уже более 200.

- А что можете сказать о нашей республике?

- У нас уникальная природа, и она везде разная. Булунский район, например, разительно отличается от Нерюнгри. Лучше всего, конечно, посмотреть все. Рекомендую всем путешествовать....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Полярные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка