Опубликовано: 07.05.2020, 08:29
 

Каждый рейс - маленькая жизнь. Интервью с начальником службы бортпроводников Надеждой Ковальчук


[image]

Сегодня, 7 мая, службе бортпроводников Якутии исполняется 76 лет. К знаменательной дате мы снова публикуем интервью с начальником службы бортпроводников АК "Полярные Авиалинии" Надеждой Ковальчук, которая небу посвятила 32 года. В совсем юные годы в качестве бортпроводника, затем как опытный наставник молодых специалистов объездила практически все регионы России и Якутии. И за этот немалый срок об организации полетов узнала, если не все, то очень и очень много. Надежда Николаевна рассказала нам о тонкостях своей работы, своем увлечении и об универсальности выбранной профессии.

- Надежда Николаевна, расскажите, пожалуйста, о себе.

- Я родилась в Архангельске. Образование получила в 1984 году Ленинграде. Там находилось единственное в Советском Союзе училище, которое готовило бортпроводников со средне-специальным образованием. В год, когда я туда поступала, конкурс составлял 70 человек на место! А набирали всего 125 человек. Этих специалистов, конечно же, не хватало на всю страну и поэтому подавляющее большинство бортпроводников обучалось на местах по программе курсовой подготовки.

- Когда к вам пришло осознание того, что вы хотите связать свою судьбу с небом?

- Я сама из авиационной семьи. Наша династия берет свои корни еще с войны: дед был военным летчиком, отец - командиром воздушного судна. Так что выбора как такого у меня не было (смеется-авт.). После учебы со своим молодым человеком приехала в Якутск, где сразу же устроилась работать бортпроводником. Это был 1986 год. Династию авиаторов сегодня продолжает сын, который работает пилотом в авиакомпании "Россия".

- Как складывалась ваша карьера после развала Советского Союза?

- Время было тяжелое, многие ушли. Тем не менее те, кто видел себя в авиации, остались и продолжали работать. Я до 1996 года работала в разных компаниях, которые создавались после развала единой структуры Аэрофлота. Затем перешла работать в авиаэскадрилью Учебного центра в должности бортпроводника-инструктора, занималась подготовкой бортпроводников и выполнением полетов.

С "Полярными авиалиниями" впервые начала работать в 1998 году на договорной основе, это не было моим основным местом работы. Тогда при разделе имущества Аэрофлота ей достался один борт Ту-154, которому нужен был специалист для подготовки бортпроводников и полетов.

Это был уникальный опыт для нашей компании. Единственный самолет, который мог совершать полеты на дальние расстояния, мы использовали для рейсов по маршруту Москва - Тикси - Москва. Пассажиров из северных районов республики на Ан-24 доставляли в Тикси, а оттуда прямиком летали в Москву. Отпадала необходимости делать огромный крюк через Якутск, выигрывали по времени. Из Тикси до столицы страны полет занимал пять часов.

Проработав так два года, снова вернулась в Учебный центр. Но вскоре там не стало своего авиакрыла, и я уже на постоянной основе устроилась в "Полярных Авиалиниях". Это был 2004 год.

- Расскажите, пожалуйста, о тонкостях работы бортпроводника.

- Обычно люди думают, что бортпроводник нужен лишь для того, чтобы красиво разнести еду и напитки пассажирам. На самом же деле его основная функция заключается в том, чтобы в случае необходимости провести аварийно-спасательные мероприятия. Следующая обязанность: сервис, обслуживание пассажиров. И третье, чем мы занимаемся - это прием и размещение груза и почты.

Работа бортпроводника сопряжена с большой психологической и эмоциональной нагрузкой, особенно в нашей компании. В связи с тем, что у нас замкнутая система, и пассажиры очень зависят от воздушного транспорта, любая задержка рейса, независимо от причин, сильно сказывается на настроении пассажиров. А регулировать определенную нестандартную ситуацию приходится нам. Поскольку, несмотря на то, что за каждым отдельным рейсом стоит много специалистов, вся компания, пассажиры видят перед собой только бортпроводника.

Как-то во время учебного занятия я дала своим курсантам посчитать, сколько профессий включает в себя работа бортпроводника, насчитали 14. Мы - спасатели, медики, официанты, воспитатели, дикторы и т.д. Вот такая у нас всеобъемлющая профессия, я бы сказала - штучная. Очень не многие могут сюда работать. Всегда надо быть ко всему готовым. Бывают крайне напряженные периоды, в основном это перед большими праздниками. Все торопятся попасть домой или же успеть на "материк" во время сезона отпусков. Все это мы должны предусмотреть в своей работе. Например, регулярно проводить поздравительные акции: подарки к Новому Году, поздравления с 1 Сентября, с 8 Марта и т.д.

Еще одна специфика нашей профессии - умение "держать лицо". Никакие эмоции, внутренние проблемы не должны влиять на работу бортпроводника, надо работать на пассажира. Потому что бортпроводник - это лицо авиакомпании.

- Какие функции у вас сейчас, как у начальника службы бортпроводников?

- Моя основная функция - организация работы службы, это очень большая ответственность, потому что мы в той или иной мере связаны практически со всеми структурами компании. У нас сейчас работает 17 бортпроводников, 2 инструктора. По зимнему расписанию выполняем по 4-5 рейсов в день, летом чуть больше - 8-9, также бывают и заказные полеты.

- Как происходит распределение работы среди бортпроводников?

- Составляется план полетов, по которому человек может несколько дней подряд работать согласно плану. Может и "застрять" на несколько дней из-за непогоды. Зимой, бывает, часами ждем в местных аэропортах, когда Якутск "откроется" из-за тумана. Любая ситуация может быть. У нас всегда в запасе несколько бортпроводников, которые готовы приступить к работе в любой момент.

- А может быть такое, что борт улетел без вас?

- Такого быть не может, без бортпроводника самолет не полетит. Если же случается такая ситуация, что под рукой никого, то я сама встаю и выполняю рейс. Я - действующий летный специалист.

- Большинство специалистов получают образование один раз, когда переступают за порог ВУЗа или ССУЗа, а как обстоит дело с обучением у вас?

- Все авиационные специалисты, в том числе и мы, постоянно находятся в процессе обучения и подготовки. Периодическую подготовку мы проходим раз в два года, каждые полгода готовимся к весенне-летнему и осенне-зимнему сезону, сдаем зачеты и экзамены. Ежемесячно проходит теоретическая подготовка по разным вопросам. Кроме того, происходят разные изменения в авиационной отрасли, происшествия, события, которые мы тоже анализируем, изучаем.

Еще каждый год бортпроводники сдают зачет по аварийно-спасательной подготовке. Приходим в учебный класс, где занимаемся с кислородным оборудованием, огнетушителями, радиостанциями, затем идем в самолет и отрабатываем действия экипажа при чрезвычайных ситуациях. Помимо этого раз в два года проходим водную подготовку, где симулируется приводнение самолета.

- Как вы думаете, почему большинство бортпроводников представители слабого пола?

- Изначально эта была мужская специальность. Только в 1930 году американская медсестра Эллен Черч убедила руководство авиакомпании, что женщины тоже смогут выполнять эту работу. На заре пассажирской авиации в стюардессы набирали девушек определенного телосложения, которые не утяжеляли бы самолет. При всем этом они должны были выполнять функции заправщиков самолетов и грузчиков багажа и уборки. Принято считать, что если женщина в форме находится при исполнении, то на борту все спокойно. Да и бортпроводники женского пола больше нравятся пассажирам.

- Надежда Николаевна, у вас есть хобби?

- Я люблю путешествовать. Объездила уже 30 стран, очень много путешествую по России от Калининграда до Владивостока. Есть, конечно, регионы и страны, которые у меня в планах. Очень хочу побывать на Шпицбергене, в Монголии, Венгрии, Марокко и Японии.

- Любопытные предпочтения. Люди, в основном, мечтают об отдыхе на море, съездить в большие города, а у вас Шпицберген, Монголия и Венгрия?

- Да, они разные. Мне всегда было очень интересно посмотреть саму страну, уклад жизни, достопримечательности. Что касается Шпицбергена, он сам по себе очень интересен, его история, природа. Это единственный регион в мире с особым правовым статусом, который был заключен на Парижской конференции 1920 года. По сути, остров принадлежит Норвегии, но хозяйственную деятельность там могут вести несколько стран, в том числе и Россия. Япония же ни на кого не похожа, она, можно сказать, живет в будущем и мне тоже хочется соприкоснуться к этому будущему.

Я всегда стараюсь смотреть жизнь страны изнутри, отходя от привычных туристических маршрутов. Так, например, я уже побывала на Аляске в Фербенксе, пересекла Сахару по маршруту трассы Париж-Дакар, посетила все Скандинавские страны.

Из хобби же, я собираю карточки по безопасности различных авиакомпаний. У меня их уже более 200.

- А что можете сказать о нашей республике?

- У нас уникальная природа, и она везде разная. Булунский район, например, разительно отличается от Нерюнгри. Лучше всего, конечно, посмотреть все. Рекомендую всем путешествовать.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 мая 2020 года | Дайджест публикаций за 7 мая 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «АК "Полярные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости