Автор: Станислав Платонов
Опубликовано: 07.05.2020, 09:44
 

"Вся наша работа направлена для удобства пассажиров". Интервью с Ксенофонтовой Валентиной Владимировной


[image]

Ксенофонтова Валентина Владимировна, директор агентства воздушных сообщений АК "Полярные авиалинии". Ветеран авиации, Почетный работник авиации Якутии, лауреат премии им. В.И. Кузьмина, Заслуженный работник транспорта Якутии. Стаж в авиационной отрасли более 37 лет.

Детская мечта

Я родом из села Бютейдях Мегино-Кангаласского района. Родилась в обычной сельской семье, держали скот, выращивали в огороде овощи, каждое лето косили сено. Как в любой деревне.
В семье нас пятеро, я старший ребенок. Характер у меня с детства боевой, если можно так выразиться. Увлекалась спортом, участвовала в районных соревнованиях почти по всем видам. Особенно нравились лыжи.

Со школьной скамьи решила стать авиатором, собирала открытки о космонавтике, авиации. Хотела стать именно военным летчиком, мечтала служить в армии. Мой первый полет состоялся в возрасте 6 лет - это был санрейс. Из деревни повезли в районную больницу для проведения операции по удалению аппендицита.

Из учителей в авиаторы

Когда училась в среднем звене, перешла во вторую школу города Якутска и после окончания восьмого класса, по настоянию родителей, поступила в Вилюйское педагогическое училище. После окончания один год работала учителем математики в селе Тяня Олекминского района. Тогда я все-таки убедилась, что не ту профессию выбрала и вернулась в город. Пару лет проработала архивариусом в Якутском государственном университете.

В 1982 году познакомилась со своим будущем мужем Сергеем Васильевичем, выпускником Выборгского летного авиационного училища. Он работал техником в Маганском объединенном авиаотряде. В том же году и я вошла в авиационный коллектив - в отдел перевозок Якутского объединенного авиаотряда на должность дежурного по регистрации посадок. В первую очередь, изучила типы самолетов.

Через три года нам дали комнату 10 квадратных метров в общежитии районе авиапорта Якутска. Радости столько было! До этого скитались по съемным квартирам в разных районах города. Получить служебное жилье было очень сложно, каждого кандидата рассматривали в профсоюзном и партийных комитетах, после чего специальная комиссия выносила решение. Большую роль, конечно, сыграло то, что мы оба работали в авиационной отрасли и у нас был ребенок.

Муж всю жизнь проработал в инженерной службе, после выхода на пенсию трудится в Якутском авиационном училище. Обучает курсантов азам техника летальных аппаратов и двигателей. Воспитали и вырастили двух сыновей.

Дежурная по регистрации посадок воздушных судов

Так называлась моя первая должность. Тогда весь процесс проходил в ручном режиме. Мы встречали и провожали каждый рейс. Как сейчас помню - прилетает самолет ТУ-154 или ИЛ-62, а ты стоишь у самолета в любое время суток и года, считаешь багаж. Не дай Бог собьешься со счета.

Было очень много транзитных рейсов, все Камчатские и Магаданские приземлялись в Якутске. Как правило, они прилетали в ночное время. В конце восьмидесятых в Якутске был пик освоения промышленности, соответственно, и большой приток рабочей силы. В сутки до 7 рейсов выполняли до Москвы и обратно на ИЛ-62. Пять регулярных и два дополнительных, самолет с полной загрузкой.

Было много чартерных рейсов из Крыма. Связано это было с тем, что в республике шло активное развитие сельского хозяйства и из полуострова к нам командировались специалисты.

Якутское бюро путешествий

В столице республики существовало и довольно продуктивно работало Якутское бюро путешествий. Они заказывали у нас маршруты выходного дня. Обычно это были прямые рейсы из Якутска на Камчатку, на гейзеры. В пятницу улетали и в воскресенье возвращались. Было здорово. Мне кажется, надо возобновлять такие маршруты. Желающих будет много.

Расписание полетов утверждали в Риге

После нескольких лет работы дежурной по регистрации, я некоторое время работала диспетчером по центровке. В зависимости от конструкции самолета, распределяли размещение багажа и пассажиров.

Чуть позже перешла в инженеры по расписанию движения воздушных судов. Опять же вся работа шла в ручном режиме: мы рисовали схемы и маршруты. Карандаш, линейка и ластик - такие были у нас инструменты.

Мне это очень нравилось, было интересно. Расписание рейсов также рисовалось вручную, а утверждали ее только в Риге - в едином вычислительном центре. Со всего союза специалисты дважды в год слетались туда для утверждения летнего и зимнего расписания. Там решалось, когда и в какое время наши самолеты могут сесть в Новосибирске, в Москве и других городах. Сейчас конечно такое сложно представить, но в этом были свои плюсы - общались с коллегами из других регионов, обменивались опытом. Какие-то хорошие практики внедряли и у себя.

Международные перевозки в 90-ых

В этот период началось разделение на авиакомпании, аэропорты, аэронавигацию. Я осталась в авиации и продолжила работу в международном отделе авиакомпании "Якутавиатранс". Тогда мы начали выполнять много чартерных рейсов. По заявкам турфирм летали в Лондон, Сеул, Конг-Конг, Стамбул. Это были прямые рейсы из Якутска. Грузовых перевозок тоже было много. Как раз в этот период строился республиканский медицинский центр и многие другие объекты. Из Канады возили бизонов. Можно сказать, что с этого периода и начались международные перевозки для республики. Наши пилоты стали получать соответствующие сертификаты, опыт длительных международных полетов.

Каждый вылет под контролем

В 2000-х годах меня назначили начальником производственно-диспетчерской службы Управления воздушного транспорта при Правительстве республики. Это была служба, которая занималась сбором информации о всех вылетах в республике. Каждый вылет и прилет, где задержка, где находится экипаж - абсолютно все. Служба была своеобразным единым центром, куда стекалась вся информация. Мы передавали ее перевозчикам, аэропортам, сообщали в управление.

Мои родные "Полярные авиалинии"

За годы работы в Якутском авиаотряде и в управлении, я приобрела колоссальных опыт. В "Полярные авиалинии" пришла заместителем директора коммерческой службы. В начале 2000-х годов были очень сложные, трудные времена для авиакомпании. Стоял вопрос о прекращении деятельности полетов. Накопились миллионные долги. Сейчас, конечно, сложно это представить.

Изменения в лучшую сторону произошли после назначения генеральным директором Терехова Семена Иннокентьевича. И мы всей командой начали восстанавливать работу авиакомпании. Со стороны звучали разные комментарии и сомнения в том, что нам удастся поднять предприятие с колен. Но постепенно, шаг за шагом, мы начали добиваться своей цели. Уже в мае 2002 года ввели первым регулярный рейс в Батагай, вторым - в Саккырыр, третьим - в Сунтар. Мы стали реальными конкурентами НАК "СахаАвиа" и "Якутских авиалиний".

Агентство воздушных сообщений "Полярных авиалиний"

Идея о создании агентства воздушных сообщений созрела у меня давно. Еще в 1994-1995 годах, когда "Якутавиатранс" выполнял рейсы в Ташкент и Алма-Ату. Однажды мы вылетели в Казахстан для обсуждения вопросов о прямых рейсах. Тогда удивило меня то, что специально под нашу авиакомпанию и маршрут создали агентство воздушных сообщений. Вот тогда я загорелась идеей образовать агентство. Конечно, свою роль сыграло и то, что в Якутске в то время существовало только Главное агентство воздушных сообщений. Люди были вынуждены стоять в очередях, иногда и ночами, разжигая костры. Через некоторое время я рассказала об идее открытия агентства воздушных сообщений авиакомпании Семену Иннокентьевичу, и он поддержал.

Мы начали свою деятельность в 2002 году как субагент ГАВСа. В таком формате проработали до 2011 года. За эти годы коллектив агентства "Полярных авиалиний" зарекомендовал успешным и состоятельным предприятием, благодаря чему мы смогли получить аккредитацию в Транспортной клиринговой палате. Это дало возможность реализации авиабилетов на всех рейсах российских авиакомпаний, а также ряда иностранных перевозчиков.

С самого первого дня создания агентства, я начала искать кассиров в районах, чтобы у сельского населения была возможность приобрести авиабилеты. Сейчас наши представители есть в 80-ти населенных пунктах, в том числе и в самых отдаленных. Порою, мы там единственные кассиры.

Наше агентство идет в ногу со временем, внедряются самые современные инженерно-технические решения. Одними из первых перешли на работу с системой "Софи-Агентство", в 2015 году внедрили систему бронирования "Смарт Тикетинг HRDT", в 2016 на "Сирена Трэвел". Вся наша работа направлена, в первую очередь, для удобства пассажиров.

Коллектив у нас устоявшийся, эффективный и работоспособный.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 мая 2020 года | Дайджест публикаций за 7 мая 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «АК "Полярные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости