О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хроника падающего истребителя: американские F-35 разбиваются чаще русских Су-57

Вопрос превосходства того или иного вида военной техники всегда был предметом не только споров и обсуждений, но и многочисленных интриг и инсинуаций

Вопрос превосходства того или иного вида военной техники всегда был предметом не только споров и обсуждений, но и многочисленных интриг и инсинуаций. Не обошли подобные споры стороной и авиацию, где конкуренция между отдельными типами самолетов во всем мире крайне высока. Особенно если речь идет о самых современных воздушных машинах - истребителях пятого поколения, которые являются вершиной технического совершенства каждой из стран, способных к их производству. Первооткрывателями в этом классе стали США, которые произвели вначале F-22 Raptor, а затем и F-35 Lightning. Россия ответила своим новейшим истребителем Су-57, который уже отработал даже беспилотный режим полета, а Китай запустил в небо J-20 Chengdu, присматриваясь к новой версии J-31. Какой из этих истребителей можно назвать лучшим и, что немаловажно, превосходящим - вопрос достаточно спорный. Достоинства есть у каждого из них, где в расчет берутся такие распространенные показатели, как малозаметность (использование технологий стелс), маневренность, скорость, вооруженность и пр. параметры. У всех они разнятся в ту или иную сторону и, например, если российский Су-57 не такой уж "невидимка", как американский F-35, то он заметно проворнее, да и более "зрячий" и имеет ряд других преимуществ. "Китаец" тоже вроде как всем хорош, но "сушке" уступает в скорости и маневренности, а "американцу" в незаметности. В реальном воздушном бою всем этим истребителям схлестнуться не пришлось, поэтому их достоинства являются гипотетическими, то есть доказанными лишь теоретически. Есть и еще один показатель качества новых самолетов - это их "травматизм", аварийные ситуации и катастрофы, приводящие к неплановым падениям в не боевых условиях. Самый "неубиваемым" по этим критериям можно считать китайский J-20, где из 9 прототипов и 20 предсерийных истребителей имеющихся в НОАК, пока не спикировал носом в землю ни один из них. По крайней мере, официально в военных обозрениях не сообщалось ни то что о авиакатастрофах, но и банальных авиапроисшествиях. Впрочем, Пекин никогда не отличался открытостью в своих достижениях. У нашего Су-57 - минус один. Репутацию истребителя пятого поколения подпортила авария 24 декабря 2019 года в 111 километрах от аэродрома Дземги в Хабаровском крае - истребитель рухнул на землю, но летчик катапультировался и не пострадал. Не было и разрушений на земле - упал в тайге. Утверждается, что это был испытательный полет первого самолета, который должны были передать в войска до конца года. Предполагалось, что и в нынешнем, 2020-м, ВКС могли получить еще один самолет, с последующим увеличениям серийного выпуска этого истребителя - всего до 2028 года армии было обещано 76 единиц Су-57, в том числе с двигателями второго этапа. По одной из версий, к слову, самолет разбился именно из-за неполадок в двигателе АЛ-41Ф1 (изделие 117), который является двигателем первого этапа. За минувшие с первого полета десять лет, Су-57 лишь трижды попадал в сводки происшествий (с учетом последнего). Во время демонстрационного полета на МАКС-2011 21 августа была замечена вспышка, после чего сработал тормозной парашют и самолет остановился на взлетно-посадочной полосе. 10 июля 2014 года на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском после выполнения штатного испытательного полета при посадке у Су-57 наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, а затем произошло локальное возгорание. Пожар быстро потушили, а самолет удалось восстановить, и он продолжил участвовать в испытаниях. В США статистика аварий и крушений истребителей пятого поколения F-22 и F-35 более внушительная. Первых за время эксплуатации с 1997 года (187 серийных экземпляров) было безвозмездно утрачено 8 машин, еще примерно столько же были выведены из строя из-за различных аварийных ситуаций, которые не подразумевали восстановления самолетов. Истребителей F-35 (с 2012 года произведено 520 машин) было потеряно в результате падений три, еще пять было списано после "нештатных ситуаций". Последнее происшествие с многофункциональным истребителем пятого поколения F-35A Lightning II случилось 20 мая на авиабазе Эглин (штат Флорида, США). Как сообщила пресс-служба 33-го истребительного авиационного крыла ВВС США, в составе которого находился самолет, истребитель разбился при заходе на посадку. Летчик успешно катапультировался и был транспортирован в госпиталь авиабазы. Уточняется, что это был запланированный ночной учебный полет. К счастью, в результате падения люди и гражданские объекты не пострадали. Неделей раньше, 16 мая в районе этой же авиабазы Эглин во время учебного полета разбился истребитель F-22, пилот также успел катапультироваться. В обоих случаях причины, которые привели к авиакатастрофам, военным ведомствам США не разглашаются. Унес тайну разбившегося 9 апреля 2019 года истребителя F-35А ВВС Японии на дно Тихого океана и опытный 41-летний пилот майор Акинори Хосоми, который и прежде неоднократно летал на подобного типа самолетах. Командование считало его отличным летчиком. Останки пилота в итоге были найдены и идентифицированы, но раскрывать дополнительные подробности в ASDF (воздушные силы самообороны Японии) отказались, сославшись на конфиденциальность и пожелания семьи погибшего. Надо полагать, что без соответствующих "рекомендаций" из Вашингтона не обошлось. Можно предположить, что в этой авиакатастрофе присутствовал и репутационный ущерб - разбившийся F-35A был первым самолетом, собранным непосредственно японской корпорацией "Митцубиши" (Mitsubishi Heavy Industries). И японцы хотели убедиться насколько этот дорогостоящий самолет (100 миллионов долларов за единицу) безопасен для полетов. Несмотря на прямую зависимость от Вашингтона в плане развития вооружений и откровенного навязывания своей авиатехники, Токио активизировал после этого инцидента работы по созданию своего истребителя пятого поколения Х-2 Синсин ("Душа"). Договоренности по производству F-35 остаются в силе, Япония должна выпустить 190 истребителей по американскому контракту, но вот "осадочек остался" - на 2020 год у Японии имеется в наличии лишь 12 единиц F-35A. - Американский истребитель пятого поколения - это по большому счету обычный мыльный пузырь, - считает политолог Александр Зимовский. - В США уверовали в необычайные качества своего F-35 лишь на том основании, что он американского производства, а значит, априори является лучшим. Поэтому всячески возвеличивали имидж этого истребителя, демонстрировали его во всей красе, даже задействовали в весьма безопасных для себя авианалетах на территории Ирака и Афганистана. При этом весь этот "камуфляж" был по большому счету направлен на банальную бизнесовую идею - выгодно продать этот товар в другие страны. Умудрились втянуть в этот проект десяток государств, обязав их поставлять комплектующие, плюс еще и финансировать производство, продавая при этом эти "совместные" истребители по завышенной цене. Условия такой "сделки" устроили далеко не всех участников проекта по F-35, от американского истребителя стали отказываться даже в Италии - единственной стране, где их собирали за пределами США. Германия и Франция сразу сказали свое "фи,", отдав предпочтение собственным разработкам истребителя пятого поколения, воротит нос Великобритания, отказалась Турция, предпочтя российские ЗРК С-400 "Триумф". Даже коленопреклоненная перед США Польша пытается отказаться от навязанной сделки по F-35. Вашингтону эти самолеты и девать по большому некуда, хотя и успели наклепать пять сотен истребителей. По такой цене и с не совсем хорошей репутацией они стали никому не нужны. И последняя авария их статус просто нивелирует до уровня вполне себе заурядного истребителя. Здесь стоит вспомнить, что еще по состоянию на январь 2018 года у F-35 было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям, а 855 - ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). При этом чиновники Пентагона исправляли отчетность, занижая количество недостатков первой и второй категории нисколько не заботясь об улучшении окончательного инженерного проектирования. Одним из критических недостатков F-35 является, например, и неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля и диспетчеры не получают информацию о происшествии. Еще один серьезный дефект обнаружился в системе управления вооружением - пилоты не могут подтвердить координаты наземной цели, что уменьшает эффективность и точность бомбометания. Эксперты полагают, что каждый отдельно взятый недостаток не препятствует эксплуатации самолета, однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полетов и "значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Свободная Пресса». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка