О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отбор и подготовка молодых талантов для инновационных отраслей экономики России

Интервью с Арсением Брыкиным, директором по внешним коммуникациям АО "Росэлектроника"

Интервью с Арсением Брыкиным, директором по внешним коммуникациям АО "Росэлектроника".

Корр.: Арсений Валерьевич, помимо Вашей должности в "Росэлектронике" Вы еще и успеваете работать по нескольким важным направлениям в Союзе машиностроителей России. Мы хотели бы задать Вам несколько вопросов, касающихся отбора и распространения лучших практик образовательных организаций по подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей отечественного машиностроения.

Первый вопрос - о Международном молодежном промышленном форуме "Инженеры будущего". Вы не просто присутствовали на всех форумах в качестве гостя, а лично проводили реализацию образовательных программ. Как, по Вашему мнению, развивался проект в течение этих девяти лет? В одном направлении или были какие-то изменения?


А. Б.: Конечно, были изменения. Сначала было намерение объединить устремления молодежи, связанные как с образовательной траекторией развития, так и с общественно-политической, стратегической и отраслевой жизнью. Поэтому мы искали разные подходы и нащупали одно из наиболее эффективных на тот момент решений, связанных с факультетами. Сначала мы организовали на форуме факультет радиоэлектроники, апробировали на нем совмещение образовательной и деловой программ.

Эффективность показала большая разветвленная сеть взаимодействия с высшими учебными заведениями - с самого первого раза, а также то, что команда Росэлектроники с третьего года реализации форума представляла из себя объединенную команду, в состав которой входили как представители наших дочерних структур, молодые инженеры Росэлектроники, так и представители базовых для нас учебных заведений. Это был смешанный состав, когда молодежь (научная, студенческая, аспиранты) соревновались внутри команды с молодыми инженерами с предприятий, и в ходе соревнования они еще и формировали горизонтальные связи и обмен опытом.

Поэтому с самого первого нашего захода факультет радиоэлектроники стал наиболее насыщенным в научном и образовательном плане. И в конкурсной программе, и в экспертах у нас было достаточно форумчан, наша команда в некоторые годы доходила до 150 человек, и нам приходилось уменьшать состав искусственным образом, устраивать серьезные конкурсные отборы.

Формат факультетов прижился и за достаточно долгое время был отработан.

На одном из форумов мы проводили эксперимент вместе с МГОК: у нас была сформирована площадка проекта "Работай в России" как объединенный факультет, там мы апробировали моменты, непосредственно связанные с молодежными направлениями работы Союза машиностроителей России. В целом опыт получился достаточно интересным.

Что касается сегодняшнего дня, то коронавирус и эпидемия ставят новые задачи, новые вызовы, поэтому в 2020-м году форум пройдет дистанционно. Надеюсь, что в течение этого года все проблемы с вирусом будут преодолены, и в следующем году мы вернемся к более традиционному для нас очному формату, потому что по задумке и Владимира Владимировича Гутенева, и Сергея Викторовича Чемезова "Инженеры будущего" не просто форум умных людей, которые приехали обменяться впечатлениями. Это форум для тех, кто способен что-то сделать своими руками. Нужно жить на площадке, палатку поставить, костер разжечь, что-то такое выдумать, чтобы обеспечить комфортность проживания.

Корр.: Это все сами форумчане делают?

А.Б.: Понятно, что определенные условия им создают организаторы, но это не форум в гостинице, где тебя кормят, поят и будят на завтрак. Это приближенный к настоящему походу процесс проживания на определенной территории - со своим графиком, со своими трудностями, как бытовыми, так и возникающими по ходу реализации образовательных программ.

Но это и отличает инженера будущего от простого обывателя, который в тепличных условиях просто читает статьи или ходит на какие-то лекции. По задумке организаторов, лидеров Союза машиностроителей России, участие в форуме в первую очередь инженеров, практиков, дает им возможность продемонстрировать свои навыки, в том числе в реальной жизни в лесу, в поле или других отличных от привычной жизни условиях.

Корр.: Форумчане должны продемонстрировать умение преодолевать житейские трудности, например, делать то, чему не обучали в школе или в вузе?

А.Б.: Кого-то, может, и учили, тогда у них есть преимущество. На форум приезжают совершенно разные ребята, по-разному обученные. Тем он и интересен: из разных регионов, разных отраслей молодежь собирается в одном месте, где не только в рамках факультетов можно друг с другом конкурировать и обмениваться опытом, но и в рамках жизни всего форума: общаться, дружить, советоваться и налаживать связи.

Форум во всех смыслах полезен для того, чтобы молодежь "встряхнуть", дать возможность проявить себя. Потом многие из них продвигаются по службе и по общественной линии.

Корр.: У меня как раз вопрос на эту тему. Как сложилась дальнейшая карьера лучших молодых форумчан, в частности из команды Росэлектроники? Каких личных результатов им удалось достичь?

А. Б.: Команда "Росэлектроники" одна из самых успешных в рамках форума. За достаточно долгую его историю мы ниже второго-третьего места никогда не опускались. Часто и побеждали на форуме - как в личном, так и в командном зачете. Поэтому звездочки форума так или иначе нам видны.

Другой вопрос, что общая проблема и нашего форума, и других масштабных молодежных мероприятий заключается в том, что нужно не только "раскачать мозги" представителям молодого поколения, но и правильно этими ресурсами воспользоваться.

Согласитесь, что достаточно непросто положение человека, который подтвердил свои амбиции в рамках форума, показал достойный результат и потом хочет двигаться дальше, а предприятие, которое его делегировало на форум, не всегда готово к тому, что такая вот звезда к нему вернется.

Это сложный вопрос работы - как с молодыми людьми, так и с предприятиями, которые их делегировали. Амбиции молодых далеко не всегда адекватны, предприятия не всегда готовы к таким амбициям. Есть разные примеры, много позитивных, когда ребята входили в составы экспертных органов и нарабатывали достаточно серьезный опыт, находясь в формате координационного совета Союза машиностроителей, опыт отраслевого эксперта Госдумы по электронике. Есть примеры, когда молодежь, которую я еще на Байкал привозил в первые годы работы форума, доросла до уровня заместителей генеральных директоров серьезных предприятий, причем заместителей разных профилей - и в части экономики, и в части финансов, и в части научно-технического развития.

Разные есть истории. Есть и те, кто достаточно много добившись, к сожалению, ушли из нашего контура управления, но и они не потерялись в отрасли и работают в России, приносят пользу своей стране, находясь на рабочих местах отечественных предприятий. В этом плане мы задачу все же выполнили. Хотя не скрою, это очень непростая проблема, каждый год она у нас возникает, и каждый год мы думаем, как правильно адаптировать наших звездочек к жизни на предприятиях и карьерному росту в рамках сложившихся отношений внутри производств.

Корр.: По результатам работы предыдущих форумов получается, что команда Росэлектроники самая успешная. На протяжении многих лет Вы возглавляли делегацию холдинга на форумах. Какими методами вы добиваетесь таких результатов, каковы причины вашего успеха?

А.Б.: Основная причина - это система, которая была внедрена и отработана в рамках подготовки к форуму. Мы традиционно начинали готовиться буквально через месяц после того, как он заканчивался. У нас четко распланирован порядок действий. Мы активно общались с профильными учебными заведениями, проводили Всероссийский конкурс IT-прорыв, финалисты которого получали приглашение в нашу команду.

Мы инициировали открытый корпоративный конкурс "Электроника будущего". И заметим: это уже в январе! Приглашали к участию в нем не только сотрудников предприятий, наших молодежных активистов, но и студентов старших курсов и аспирантов профильных для нас высших учебных заведений. Соответственно данный конкурс был инициирован в нескольких номинациях: это лучшая научная работа (для тех, кто занимается наукой в нашем контуре); лучшее инновационное предложение, рацпредложение; инновационный проект (там, где уже есть готовая бизнес-модель); лучшая команда инженеров, которые на предприятии либо что-то изобрели, либо организовали деятельность молодежи и интегрировались в активности Союза машиностроителей (в проект "Работай в России", акцию "Неделя без турникетов", донорство крови и многие другие начинания Союза). Пятая номинация - это лучшие стратеги: конкурс "Мое предприятие (или мой институт) будущего" - каким видится его развитие.

Начиная с января проходило несколько отборочных этапов, и уже в мае-июне у нас было понимание, кто наиболее достоин принять участие в форуме в рамках нашей команды. Ребята ехали туда с четкими проектами, программой действий. У нас выстраивалась преемственность, были свои старшие по лагерю, по материально-технической части, по организационным вопросам. Мы приезжали на форум хорошо организованным коллективом, в котором была налажена четкая структура взаимодействия и понимание роли каждого. Это давало и дает соответствующий результат. Старожилы учили новеньких, наиболее опытные и подкованные в переговорных процессах делегировались в счетную комиссию форума, которая считала рейтинги.

На форум ехала организованная машина, мы научились это делать: 150 человек были как единый механизм, нацеленный на общий результат. В этом я и вижу причину успеха - кроме того, что у нас много талантливой молодежи.

Корр.: В 2016 году на форуме "Инженеры будущего" в Удмуртии прошла презентация Первой школы Союза машиностроителей России (ГБПОУ МГОК), нацеленной на раннюю профориентацию и подготовку кадров для инновационных предприятий машиностроительной отрасли. Каково Ваше мнение как эксперта о привлечении школьников к таким широкомасщтабным профориентационым мероприятиям, как форум "Инженеры будущего"?

А.Б.: Краеугольный вопрос: стоит ли считать форум "Инженеры будущего" профориентационным мероприятием? С одной стороны, это форум для инженеров, которые уже выбрали направление своего развития и понимают, чего они хотят. Это образовательный, познавательный развивающий форум, нацеленный на дальнейшее совершенствование их профессиональных компетенций.

Можно ли этот форум воспринимать как профориентационное мероприятие для школьников? У нас было много дискуссий. В Ижевске мы на какой эксперимент пошли, получилось достаточно удачно, с моей точки зрения. Но полностью посвящать форум профориентации я бы остерегся, это его основные задачи форума просто перечеркнет.

Думаю, для профориентации школьников было бы полезно пригласить их на некоторые мероприятия и показать как это - быть молодым инженером. Показать, что кроме присутствия в цеховом пространстве, в конструкторских бюро (что можно увидеть на "Неделе без турникетов") есть еще жизнь вне стен заводов, что молодой инженер живет полноценно - соревнуется, отдыхает, веселится.

Это, безусловно, можно показать школьникам, особенно тем, которые живут в регионе проведения форума. Пусть посмотрят, зададут вопросы. Однако делать это надо аккуратно и в меру, чтобы форум не потерял своих основных задач и не превратился в профориентационную площадку.

Корр.: Московским региональным отделением Союза машиностроителей России опыт МГОК признан успешным и рекомендован к распространению в нашем регионе. Как Вы думаете, целесообразно ли создание в школах других регионов профильных классов по образцу Первой школы Союзмаша? Стоит ли распространять опыт МГОК дальше?

А. Б.: Безусловно, стоит распространять. Здесь нужно понимать, насколько другие регионы восприимчивы к такому опыту и как этот опыт правильно сегментировать.

Мы со многими директорами школ общались и общаемся, везде положение разное: ведь бюджеты финансирования московских школ далеко не такие, как в большинстве региональных центров. Поэтому мы очень плотно работаем и думаем над тем, как выкристаллизовывать тот опыт, который наработали в рамках МГОК, чтобы он тиражировался, чтобы он воспринимался в региональном аспекте. Иначе можно просто рассказать, какие мы молодцы, а никто этот опыт воспринять не сможет, потому что банально не хватит ресурсов.

Тем не менее огромное количество вопросов и методик, которые мы применяли в рамках развития Московского государственного образовательного комплекса, имеет смысл тиражировать, и я надеюсь, что школы Союза машиностроителей появятся в разных регионах. Это должно случиться. Здесь я представляю, что надо прежде всего сформировать с директорами школ костяк единомышленников, способных работать на общий результат. Что бы ты ни распространял, без директора школы ничего не получится. В этом я абсолютно убежден - как тот, кто имеет и имел прямое отношение к развитию МГОКа.

Корр.: Вы входите в состав Управляющего совета ГБПОУ МГОК от организации-работодателя и знаете о тех форматах образования, которые реализуются в техникуме и Первой школе Союза машиностроителей, не понаслышке. Какие форматы подготовки будущих машиностроителей Вам представляются наиболее перспективными? Ворлдскиллс?

А.Б.: Да, это был наш стратегический выбор, мы очень правильно им воспользовались, администрация школы талантливо сорганизовала процесс подготовки, и результат проявился в рамках мирового чемпионата в Казани. Так что Ворлдскиллс - однозначно.

Однако здесь не стоит забывать саму парадигму, ведь - что греха таить? - большинство школ воспринимают промышленные предприятия исключительно как спонсоров, которые могут дать денег. Мы же выступили с тем, что школа или образовательный комплекс, колледж - это именно партнер в развитии, так же как и институт. А у партнеров должны быть общие цели, общие планы их достижения, и сама парадигма общения - в данном случае МГОКа с промышленными предприятиями - это формат партнерства, а не формат "дайте денег, помогите материально".

Мне кажется, это ключевой момент в развитии.

Корр.: На предприятиях-партнерах созданы базовые кафедры МГОК.

А.Б.: Да, но базовые кафедры не просто располагаются на площадках ведущих московских предприятий - они для этих предприятий достаточно много кадров готовят, они ориентированы на обеспечение кадровых потребностей таких предприятий. Выстроить именно партнерские отношения было непросто, но сделать это в итоге удалось.

А самое главное - еще раз повторюсь - перешагнуть через парадигму спонсорства и благотворительности в отношениях с предприятиями. И мне представляется, что в этом достаточно большое подспорье - "Неделя без турникетов", которая открыла двери предприятий и дала хорошую возможность сблизиться и начать общаться с работодателем и школьникам, и учителям, и директорам учебных заведений.

Корр.: Как вы считаете, форум "Инженеры будущего" продолжится?

А.Б.: Безусловно. Форум демонстрирует приращение и качественное, и количественное, и географически он расширяется. Если раньше мы начинали в определенной локации около Байкала, то в последние годы были уже в разных уголках страны. Это тоже показатель достаточно интересного формата с точки зрения ознакомления молодых инженеров с нашей географией - и экономической, и промышленной.

Конечно, форум будет развиваться, форматы его наверняка изменятся, как и определенные подходы к тому, как проводить этот форум, кого на него звать, потому что и сама молодежь меняется. Те, кто был на первых форумах и те, кто приезжает сейчас имеют свои отличия с точки зрения психологии, свои особенности.

Корр.: Как руководитель проекта "Работай в России" что бы Вы ответили на вопрос: как сделать, чтобы лучшие из лучших оставались на Родине?

А.Б.: Основная парадигма проекта работай в России - три фразы: "Учись со смыслом. Работай с пользой. Живи с удовольствием". В этом слогане сформулирован основной смысл жизни - зачем учусь? в чем значимость моей работы? для кого она нужна? я за зарплатой хожу, чтобы раз в две недели ее принести домой, или я какое-то значимое дело для предприятия, для страны делаю? Ведь действительно - на любых уровнях развития человека, даже состоявшегося человека, не лишним будет такие вопросы себе задать. И когда человек их себе задает, он, может быть, сам того не осознавая, становится нацеленным на осмысленный результат, становится гражданином.

Мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение было адекватным и самодостаточным, и если мы научим молодежь задавать себе такие вопросы и покажем им реальный мир современных предприятий, то шансов на это будет гораздо больше. Даже если эти ребята, школьники, выберут в будущем не инженерные, не рабочие специальности, а станут лингвистами, психологами, дипломатами, журналистами, сам факт того, что они будут знать, за счет чего живет страна, что такое завод, что такое труд, который создает прибавочный продукт, они будут находиться в другой гражданской позиции. Это крайне важно, с моей точки зрения.

Корр.: А как пройдет форум "Инженеры будущего" в этом году? Он состоится?

А.Б.: Сейчас идет обсуждение формата этого форума. Есть несколько вариантов его проведения, и я думаю, что он пройдет в одном из форматов, близких к онлайну. Но состоится обязательно. Мы очень рассчитываем на то, что успеем, организуем форум, несмотря на те вызовы, которые возникли в связи с вирусом.

На то мы и инженеры и должны продемонстрировать, что инженерная мысль способна преодолеть и такие трудности.

Корр.: Спасибо за интервью....
Авторские права на данный материал принадлежат «Союз машиностроителей России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка