О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новожилов о Таликове

22 мая 2020 года исполняется 75 лет одному из ведущих и авторитетных специалистов в отечественной авиационной промышленности, Главному конструктору Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Николаю Дмитриевичу Таликову

22 мая 2020 года исполняется 75 лет одному из ведущих и авторитетных специалистов в отечественной авиационной промышленности, Главному конструктору Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Николаю Дмитриевичу Таликову. Редакция журнала "АвиаСоюз" предлагает статью выдающегося авиаконструктора Генриха Васильевича Новожилова об одном из своих лучших учеников, опубликованную в журнале "АвиаСоюз" № 2 2015 г. После окончания Московского авиационного технологического института Николай Таликов с 1968 г. работает в нашем ОКБ. Он начинал с работ по самолету Ил-76 в новом подразделении - КБ-7, которое возглавлял заместитель главного конструктора Р.П. Папковский. Н.Таликов попал в бригаду С.И. Сумачева, она занималась разработкой нового для нас десантно-транспортного оборудования. Важным в воспитании молодого конструктора была работа с ветеранами Д.И. Коклиным и А.Н. Туркиным, работавшими в ОКБ со времени его образования и имевшими большой опыт создания систем вооружения для самолетов "Ил". Н.Таликов прошел настоящую "ильюшинскую" школу. Опытные специалисты не только помогали в работе, но учили ответственности. Николай Таликов начинает заниматься работами, которые проводил Герой Советского Союза (за это он и был удостоен высокого звания) ведущий летчик-испытатель А.М. Тюрюмин, и лично контролировались командующими ВДВ Героем Советского Союза генералом армии В.Ф. Маргеловым и ВТА генерал-полковником Г.Н. Пакилевым. Общение с десантниками оказало серьезное влияние на профессиональную деятельность Н. Таликова. Все стадии конструкторской иерархии Н.Таликов прошел в КБ-7. Шло время. В 1976 г. Р.П. Папковский стал главным конструктором по самолету Ил-76, а начальником КБ-7 я назначил Николая Дмитриевича Таликова. В сентябре 1979 г. мы получили техническое задание, связанное с возможностью десантирования воинских грузов и техники с предельно малых высот. Работа оказалась сложной. Летчик-испытатель А.М. Тюрюмин выполнил ряд полетов на высоте 2-7 м и скорости 240-300 км/час. Сделаны специальные расчеты по определению устойчивости и управляемости при выходе из самолета грузов. Завод "Универсал" разработал специальное оборудование. Для десантирования БМД-1 потребовалось создать трехкупольную вытяжную парашютную систему. Первое десантирование прошло 11 февраля 1981 г. Платформа Мп-219 с грузом благополучно приземлилась. После осмотра оказалось, что она стоит в нормальном положении, груз в порядке, амортизация слегка деформирована. В июне 1983 г. успешно завершены госиспытания. Научились сбрасывать не только платформы, но и БМД. После сброса экипаж занимал свои места, и БМД была готова к бою. В день 60-летия ВДВ на аэродроме в Тушино Герой Советского Союза С.Г. Близнюк впервые продемонстрировал такое десантирование публике. Все эти работы прошли под руководством Николая Таликова. Николая Дмитриевича всегда тянуло в полярные страны. Он сам участвовал в выполнении сложных полетов и в Арктике, и Антарктике. В декабре 1986 г. - январе 1987 г. методом парашютного десантирования в условиях полярной ночи были доставлены грузы на дрейфующие станции "Северный полюс-27" и "Северный полюс-28". Из аэропорта Тикси было выполнено пять рейсов, в каждом из них было доставлено 26 т различных грузов: дизельное топливо, продовольствие и даже новогодняя елка. Грузы размещались на фанерных платформах ПГС-500А, на каждую швартовалось около тонны. Их выход происходил не под действием вытяжных парашютов, а под весом составляющей платформы, скатывающейся по роликовым дорожкам, за счет создания летчиками заметного угла наклона пола грузовой кабины. Этот способ десантирования был применен впервые. Обосновали и разработали его Н.Д. Таликов и начальник отдела В.В. Архипов, которые участвовали в полетах. В 1989 г. выполнялся полет самолета Ил-76МД по доставке членов международной экспедиции с ездовыми собаками на антарктический остров Кинг-Джордж, который проходил по маршруту: Москва - Монреаль (Канада) - Миннеаполис (США) - Гавана (Куба) - Лима (Перу) - Буэнос-Айрес (Аргентина) - Пунта Аренас (Чили). Командир экипажа С.Г. Близнюк. Руководил экспедицией заместитель главного конструктора Н.Д. Таликов. Завершающим этапом был перелет с аэродрома Пунта Аренас на военную базу чилийских ВВС на антарктическом острое Кинг-Джордж, (длина заснеженной грунтовой ВПП всего 1295 м). Проявив высочайшее мастерство и применив все средства торможения, экипаж успешно произвел посадку. Для Н. Таликова работа с полярниками - не только романтика, но и стремление лично участвовать в опробовании методик выполнения заданий, которые он разрабатывал. По самолету Ил-76 была широко развернута работа по модификациям: Ил-76К для тренировки космонавтов в невесомости, топливозаправщик Ил-78, поисково-спасательный Ил-76ПС, Ил-76МФ "Скальпель" - летающий госпиталь. В сентябре 1989 г. совершил первый полет противопожарный самолет Ил-76МД с экспериментальным комплектом оборудования, позволившим иметь большой объем воды внутри фюзеляжа для борьбы с огнем. Группа конструкторов, возглавляемая Н.Д. Таликовым, в инициативном порядке приступила к работе по "противопожарному самолету". Была поставлена задача обеспечить простоту конструкции и эксплуатации и, главное, дать возможность в аэродромных условиях провести переоборудование любого транспортного самолета без каких-либо доработок его конструкции. Летные испытания подтвердили правильность выбранной конструкции. Полет на высоте от 50 до 500 м со скоростью 240-280 км/час со сбросом 32 т воды не стали необычными режимами для самолета. В 1992 г. в крайне сложных условиях под Ереваном летчик-испытатель Герой России И.Р. Закиров выполнил полеты по тушению пожара на складе боеприпасов с участием первого заместителя министра МЧС Ю.Л. Воробьева и заместителя главного конструктора Н.Д. Таликова. Все были награждены орденами "За личное мужество". Ю.Л. Воробьев дал задание создать серийный улучшенный агрегат ВАП-2 с увеличенным до 42 000 л объемом резервуаров. Выполнили заказ на 5 таких систем. В ноябре 1995 г. самолет и противопожарное оборудование получили Золотую медаль и диплом международного жюри на Всемирном салоне изобретений и научных исследований в Бельгии "Брюссель-Эврика-95". Интересно, что в 1998 г. после пожаров во Флориде американцы, ознакомившись с возможностями "пожарного" Ил-76, назвали его "водяным бомбардировщиком" - "стратегическим оружием в деле пожаротушения". В начале 80-х гг. мы начали заниматься созданием турбовинтового пассажирского самолета местных воздушных линий Ил-114, который должен был прийти на смену Ан-24. Приказом Министра авиационной промышленности в январе 1987 г. Н.Д. Таликов был назначен заместителем главного конструктора по этому самолету. Несмотря на большую загрузку ОКБ работами по дальнемагистральному Ил-96, он умудрялся продвигать проектирование новой машины с присущей ему энергией и ответственностью за порученное дело. 29 марта 1990 г. в ЛИИ Ил-114(летчик-испытатель С.В. Белоусов) совершил первый полет. Все радовались, но еще никто не знал, что самолет ждет трудная, "горемычная" судьба. Ил-114 запустили в серийное производство в Ташкенте, где 7 августа 1992 г. состоялся первый полет серийного самолета. К этому времени Н.Д. Таликов уже стал главным конструктором. Вот его впечатление после полета: "Я был поражен той относительной тишиной в салоне. В любом месте самолета, даже в зоне работы винтов, можно было говорить, не повышая голоса". Не буду утомлять рассказом об очень большой работе Н.Таликова по этой машине. Все прекрасно изложено в его книге "Ил-114 боль и надежда". Несмотря на трудности последних десятилетий, самолет более 10 лет эксплуатируется в Узбекистане. Усилиями Николая Дмитриевича в Санкт-Петербурге летает специальный самолет "Калибр", помогающий создавать электронное оборудование. Мы все же надеемся на второе рождение машины. Ил-114 в Арктике и Антарктике может и должен продолжить славный путь поршневого Ил-14. Н.Д. Таликов в этом уверен и его полярному опыту можно верить. В 1993 г. я назначил Николая Дмитриевича руководителем ОКБ. В это время шла работа с FAA США по сертификации российско-американского самолета Ил-96 (двигатели "Пратт энд Уитни", пилотажно-навигационный комплекс "Коллинз", программы функционирования - ГосНИИ АС). Потом наступили трудные времена безденежья, нужная, но не самая интересная работа по модификациям самолетов "Ил". Эту работу подразделений трудно организовывать, но главный конструктор Н.Д. Таликов, который понимает, знает и умеет, справился. Минобороны РФ нашло деньги, и мы продолжаем работы по легкому ВТС Ил-112, начатые еще в 2003 г. Не могу не отметить еще один талант Николая Дмитриевича, начавшего собирать и отмечать в своих записях все события, связанные с деятельностью нашего КБ, начиная с 13 января 1933 г., когда Сергей Владимирович Ильюшин стал начальником ЦКБ завода № 39 им. В.Р. Менжинского. В знаменитой книге "В небе "Ильюшин" Николай Дмитриевич пишет: "За простыми фактами стояли и сейчас стоят люди - простые, честные специалисты, беззаветно влюбленные в самолеты и в свою профессию. При выполнении этой сложной, но крайне важной работы пришлось с головой окунуться в романтическую атмосферу прошлых лет, когда лозунгом авиации было "выше, дальше, быстрее", во всем отчетливо чувствовался напряженный ритм работы ОКБ". Поздравляя Н.Д. Таликова с 70-летием, выражаю искреннюю благодарность от всех "ильюшинцев" за проделанную работу. Желаем ему доброго здоровья, успехов и удачи во всех делах. В любимой мною песне есть слова "…а удача - награда за смелость", присущая всей работе главного конструктора Николая Дмитриевича Таликова. Редакционный Совет и редакция журнала "АвиаСоюз" поздравляют Николая Дмитриевича Таликова с юбилеем! Здоровья и успехов в создании новых самолетов "Ил"!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка