О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кому мешает "открытое небо"

Вашингтон сделал еще один шаг по пути разрушения системы контроля над вооружениями и подрыва стратегической стабильности. Им стало заявление Белого дома об одностороннем выходе США из Договора по открытому небу

Вашингтон сделал еще один шаг по пути разрушения системы контроля над вооружениями и подрыва стратегической стабильности. Им стало заявление Белого дома об одностороннем выходе США из Договора по открытому небу. Согласно ему, Вашингтон запускает процедуру, по окончании которой, через шесть месяцев, то есть 22 ноября, Соединенные Штаты перестанут быть участниками этого многостороннего соглашения. Свое решение Белый дом назвал "вынужденной мерой".

Напомним, что Договор по открытому небу (ДОН) - международное соглашение, которое подписано 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств - членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Оно вступило в силу 1 января 2002 года после ратификации 20 странами (РФ ратифицировала 26 мая 2001 года). В настоящее время 34 из 57 стран ОБСЕ - участники договора.

ДОН - важная мера укрепления доверия и безопасности. В практическом плане он предоставляет право государствам-участникам совершать инспекционные полеты над территориями друг друга на специально оборудованных самолетах без оружия для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными в нем и согласованными квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полетов, определяет механизм контроля соблюдения своих положений, содержит требования к самолету, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения.

Например, об организации полета необходимо сообщить за 72 часа, а план полета должен быть представлен за 24 часа. Самолет наблюдения не оснащен каким-либо вооружением. Установленная на нем аппаратура (аэрофотоаппараты) проходит освидетельствование представителями государств ДОН, что исключает возможность использования технических средств, не предусмотренных договором. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Полученные в результате полета данные в обязательном порядке предоставляются всем странам - участницам договора для ознакомления.

Значение договора не ослабевает и с ростом наблюдения за поверхностью Земли из космоса. Однако, с одной стороны, не всегда по погодным условиям можно осуществлять из космоса наблюдение за тем или иным регионом планеты. Например, небо над Аляской или Алеутскими островами, где расположены военные объекты США, 300 дней в году закрыто облаками, что делает проблематичным ведение за ними космического наблюдения. А с другой - далеко не все страны - участницы договора располагают национальными техническими средствами наблюдения космического базирования.

За 28 лет своего существования ДОН зарекомендовал себя как эффективный механизм контроля за военной деятельностью и уменьшения риска недопонимания, которое способно, развиваясь по спирали, привести к военному конфликту. Однако в последние годы США резко увеличили нападки на договор, выдвигая различные безосновательные обвинения в адрес России.

Вот и на сей раз, оправдывая решение о выходе США из соглашения, госсекретарь Майкл Помпео обвинил Россию в том, что она не разрешала или ограничивала полеты в рамках договора. Так, по его утверждению, Москва отказала в проведении наблюдательных полетов в десятикилометровом коридоре вдоль ее границы с Абхазией и Южной Осетией, а также "незаконно установила ограничения на дальность полета над Калининградом".

Россия категорически отвергает все претензии и подчеркивает, что она неукоснительно привержена договору. Вместе с тем наша страна, отмечают в МИД России, "делает все возможное для сохранения договора и считает необходимым урегулировать имеющиеся разногласия путем переговоров в рамках Консультативной комиссии по открытому небу, с учетом озабоченностей всех сторон (в том числе в отношении проблем с выполнением договора Соединенными Штатами и их союзниками и единомышленниками)".

Так, в этом году в рамках договора Россия одобрила и санкционировала совместный пролет ВВС США, Эстонии и Латвии над Калининградом, на который прежние российские ограничения не распространялись. Кроме того, 2 марта представитель США при ОБСЕ Джим Гилмор заявил, что Россия больше не станет выдвигать возражений против наблюдательных полетов США и их союзников над районом проведения крупнейших военных учений.

Что касается Абхазии и Южной Осетии, то, как известно, Россия признала их независимыми государствами, а согласно договору "полеты проводятся не ближе 10 км от границы государства, не являющегося его участником". Но и по этому вопросу в последнее время тоже наметился компромисс.

За 28 лет своего существования ДОН зарекомендовал себя как эффективный механизм контроля за военной деятельностью и уменьшения риска недопонимания

Со своей стороны у России есть комплекс претензий к США относительно их нарушений данного договора по целому ряду аспектов, но Вашингтон просто игнорирует их. Это - усложнение процедуры согласования инспекционных полетов над территориями Соединенных Штатов в зоне Тихого океана, ограничения для наблюдательных полетов над Алеутскими и Гавайскими островами. Существуют и другие претензии.

Тем не менее Москва готова вести диалог и с США, и с другими участниками договора по его сохранению. "Мы потратим еще определенное время в диалоге с другими странами для того, чтобы на пальцах, со слайдами, с буклетами доказать, почему США лгут, утверждая, что Россия нарушает ДОН, почему сами США являются нарушителями этого договора и какой путь РФ предлагает, если эти страны заинтересованы в сохранении данного документа, - заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. - Мы то же самое объясним в очередной раз самим США. Но это все в случае с США, наверное, не имеет шансов, потому что единственное, на что они настроены, - это добиться от нас, чтобы мы по стойке смирно встали, а дальше маршировали в том направлении, в котором они указывают".

Кстати, из 568 полетов, которые российские инспекционные самолеты совершили в рамках договора, только 77 были проведены над территорией США. Если Вашингтон желает выйти из договора, то это его право, что предусмотрено самим договорным актом. А Россия будет сотрудничать с теми государствами, которые готовы к его сохранению.

Тем более что практически все страны - участницы ДОН, да и мировое сообщество в целом негативно отнеслось к отказу США от договора, считая, что это может привести к опасным последствиям, например к гонке вооружений. Так, официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что односторонний выход США из Договора по открытому небу болезненно скажется на безопасности и стабильности отдельных регионов.

Даже в НАТО, где в пятницу провели экстренное заседание совета альянса, ограничились лишь констатацией факта и пересказом позиции Вашингтона без всякой оценки этого шага со стороны остальных государств альянса. Как отмечает немецкое агентство ДПА со ссылкой на собственные источники в НАТО, США не получили во время экстренного заседания совета НАТО абсолютной поддержки со стороны своих партнеров по альянсу. "Некоторые союзники ясно выразили свое сожаление в связи с решением США", - ответили агентству в НАТО. Речи о сплоченности среди партнеров по альянсу в этот раз, "в отличие от других случаев", не было, подчеркнуло агентство.

Также стало известно, что после заявления Майка Помпео о выходе из договора министры иностранных дел десяти государств - участников ДОН, входящих в Евросоюз, не поддержали это решение. Надо заметить: восемь из них - это страны - члены НАТО.

"Пощечиной" союзникам назвали решение Белого дома о выходе из ДОН в самом конгрессе США. А председатель комитета по иностранным делам палаты представителей Эллиот Энгел усмотрел в решении Дональда Трампа выйти из договора нарушение одного из положений подписанного им же закона об ассигнованиях на национальную оборону в 2019 году, в котором президент обязан уведомлять конгресс за 120 дней до начала процедуры о выходе из какого-либо международного договора.

Иными словами, нынешнее решение должно было быть сделано еще в декабре прошлого года. "Что-то есть особенно опасное в действиях президента, государственного секретаря и министра обороны, которые сознательно нарушили закон таким образом, что это угрожает нашей безопасности и национальной безопасности", - констатировал американский законодатель.

"Это безумие" - так оценил решение Белого дома Майкл Хайден, четырехзвездный генерал в отставке, который возглавлял агентство национальной безопасности, а при президенте Джордже Буше-младшем был директором ЦРУ. Против выхода из соглашения выступали ветераны американской политики. Джордж Шульц, работавший госсекретарем во времена президентства Рональда Рейгана, Уильям Перри (министр обороны при президенте Джордже Буше-старшем), а также экс-сенатор Сэм Нанн (вместе с Генри Киссинджером формировал проект ядерной безопасности) - они втроем еще в марте написали в администрацию Трампа письмо, целью которого было убедить ее сохранить Договор по открытому небу.

Журнал The American Conservative, рассматривая причины, подтолкнувшие оппонентов Договора по открытому небу к выходу из него, пишет, что ими движет идеологическая неприязнь к любым соглашениям по контролю над вооружениями. И с этим мнением нельзя не согласиться, учитывая лозунг, которым руководствуются сегодня в Вашингтоне: "Сделаем Америку великой снова".

Следование ему, по сути, означает готовность к демонстрации силы и ее применению. На практике это проявляется в наращивании военного присутствия США в ряде регионов мира. И естественно, в разрушении всех договоров по контролю над вооружениями....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка