Автор: Алексей Блинов
Опубликовано: 28.05.2020, 14:06
 

Побочный эффект: не все зарубежные авиакомпании возобновят рейсы в Казань

Большинство перевозчиков, летавших до эпидемии в Казань, еще не приняли решение о возобновлении рейсов. Часть - уже решила отказаться от полетов. По мнению бизнеса, восстановление отрасли будет долгим


[image]

Осложнение на воздушном уровне

РБК Татарстан опросил зарубежных авиаперевозчиков, которые выполняли до пандемии коронавируса полеты в Казань. Большинство - не ответили на запрос, сославшись на неопределенность ситуации. Пресс-служба казахстанского перевозчика Air Astana сообщила, что возобновление рейсов в Казань не планируется вообще.

Авиакомпания airBaltic на данный момент только оценивает возможность перезапустить рейсы Казань - Рига. "Сейчас очень рано говорить о том, когда это направление вернется в нашу маршрутную сеть. Мы возобновим полеты, как только в Латвии будут полностью сняты ограничения. В настоящее время авиакомпания начала работу с несколькими самолетами, которые выполняют ежедневные рейсы по более 10 направлениям. С каждой последующей неделей все больше самолетов и направлений будут возвращаться в строй", - рассказали РБК Татарстан в пресс-службе латвийского перевозчика.

Пассажирские рейсы эмиратской Flydubai приостановлены до 4 июня 2020 года согласно последнему извещению для пилотов (НОТАМ) Главного управления гражданской авиации ОАЭ.

"Авиакомпания продолжает поддерживать правительства разных стран, выполняя вывозные рейсы и осуществляя доставку товаров первой необходимости по своей маршрутной сети и за ее пределами", - говорится в официальном пресс-релизе перевозчика. Однако информацию о возобновлении рейсов в Казань не предоставили.

Остановленный рекорд

В 2019 году международный аэропорт "Казань" обслужил 3,4 млн пассажиров, что стало рекордом за всю историю воздушной гавани. Этот показатель был на 10,5% выше прошлогоднего. Всего в 2019 году маршрутная сеть аэропорта "Казань" насчитывала 85 направлений (в 2018 году - 81), из них 45 - международные.

Международные рейсы выполнялись преимущественно иностранными авиакомпаниями. Среди них были круглогодичные - Turkish Airlines в Стамбул, WizzAir - в Будапешт, Czech Airlines (с дочкой Smartwings) - в Прагу, Fly Dubai - в Дубай, Turkmenistan Airlines - в Ашхабад, Air Astana - в Нур-Султан, Buta airways - в Азербайджан и другие. Также были сезонные рейсы, в летнем расписании, airBaltic в Ригу с частотой два раза в неделю.

На сайте аэропорта сообщалось, что количество взлетно-посадочных операций практически не изменилось, а рост пассажиропотока обусловлен увеличенной загрузкой воздушных судов, а также увеличением количества рейсов на широкофюзеляжных пассажирских самолетах семейств Boeing 777, 767 и Airbus A330. Кроме того, в летний период 2019 года в Казань ежедневно прилетал дальнемагистральный двухпалубный Boeing 747.

В конце марта Россия из-за пандемии коронавируса полностью остановила международные авиаперевозки, разрешив только чартеры для возвращения российских граждан из-за рубежа. В Казань вернулись жители РТ из Турции, Гоа, Таиланда и других стран.

Группа "Аэрофлот", выполняющая большинство зарубежных рейсов из городов России, сообщала, что из-за отмены полетов за границу падение пассажиропоток составило в апреле 2020 года 95,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 229 тысяч человек. По данным пресс-службы компании, за четыре месяца 2020 года было перевезено 11,4 миллиона пассажиров, что на 34,7% ниже аналогичного периода 2019 года. За этот же период 2019 года авиакомпания "Аэрофлот" перевезла 7,1 миллиона пассажиров.

Багаж без пассажиров

Остановка пассажирского авиасообщения внесла коррективы в деятельность грузовых авиаперевозок, выполняемых ранее в багажных отсеках регулярных рейсов. Коммерческий директор Flydubai Хамад Обайдалла рассказал РБК Татарстан, что грузовые авиаперевозки будут оставаться в центре внимания в течение следующих нескольких недель.

"Мы тесно сотрудничаем с нашими стратегическими партнерами, что позволяет Flydubai беспрепятственно перевозить грузы туда, где они наиболее необходимы, соблюдая при этом стандарты безопасности, установленные отраслевыми регуляторами и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)", - добавил он.

В пресс-службе сообщили, что Flydubai Cargo увеличивает объем грузоперевозок, перевозя товары в грузовом отсеке также и на вывозных рейсах. Авиакомпания получила правительственные разрешения на выполнение 90 вывозных рейсов за последние несколько недель.

В официальном Instagram-аккаунте Air Astana появилась информация о том, что три пассажирских самолета Boeing 767-300 переоборудованы в грузовые. Их используют для перевозки медицинских товаров и оборудования в Казахстан, страны Европы и центральной Азии.

Долгая реанимация

В airBaltic ожидают, что пассажиропоток в ближайшие годы будет снижаться, вернувшись к докризисному уровню только в 2022 году. В пресс-службе рассказали, что бизнес-план авиакомпании скорректирован, и на предстоящие годы предусмотрено сокращение флота. Первоначально работа будет возобновлена с 22 самолетами Airbus A220-300.

Новый план учитывает сокращение провозной емкости в текущем и следующем годах. В тоже время планируется увеличение флота до 50 самолетов Airbus A220-300 к концу 2023 года.

Меньше всего потерь у небольших авиакомпаний, имеющих в своем парке узкофюзеляжные самолеты малой вместимости. По словам коммерческого директора татарстанского перевозчика "ЮВТ аэро" Станислава Козленко, компании удалось сохранить не только все региональные маршруты по 60 направлениям, которые были до начала пандемии, но и частоту полетов - 2 раза в неделю.

"Большое снижение пассажиропотока наблюдалось в первой декаде апреля, но потом пошла позитивная динамика, и к сегодняшнему дню средняя загрузка бортов уже превышает 50%. Люди ждут снятия ограничений режима самоизоляции, который есть в других регионах. Есть регионы, в которых обязательно нужно соблюдать режим самоизоляции по прибытию, а где-то это не обязательно", -добавил он.

Дешево - не сердито

При этом перевозчики не видят предпосылок для повышения цен в случае, если правила игры на рынке не будут пересмотрены радикально. В airBaltic рассказали, что стоимость билета будет также зависеть от спроса со стороны пассажиров.

"Но даже когда спрос вернется на докризисный уровень, нет никаких причин для дополнительного роста цен. На сегодняшний день авиакомпании не обязаны рассаживать пассажиров в шахматном порядке. Однако eсли на рейсе есть свободные места, мы стараемся оставить свободное место рядом с каждым пассажиром. Если свободных мест недостаточно, то сначала мы рассаживаем членов семьи и групп рядом друг с другом. Место любого пассажира может быть изменено в последнюю минуту для соблюдения дистанции. Для дополнительной безопасности при посадке в самолет экипаж бесплатно предоставляет каждому пассажиру конверт с маской и двумя дезинфицирующими салфетками", - пояснили в авиакомпании.

В "ЮВТ аэро" добавили, что по возможности стараются снижать цены на билеты за счет госпрограммы субсидирования авиаперевозок. "Модель динамического ценообразования сохранится. Цена на билет будет повышаться в зависимости от спроса, а он может вырасти уже в июне, когда режим самоизоляции в регионах начнет постепенно ослабляться. Но даже в этом случае, согласно постановлению правительства 1242 останется верхний предел стоимости, который мы не можем превысить", - рассказал Станислав Козленко.

Политика возврата билетов, по его словам, также стала лояльнее: каждый случай рассматривается индивидуально. Пассажиру предлагаются альтернативные варианты в случае отмены поездки по эпидемиологическим показаниям.

В airBaltic также считают, что авиакомпании будут более гибкими в своих предложениях для повышения привлекательности у пассажиров. В некоторых случаях это будет распространяться и на политику не сдаваемых и невозвратных билетов.

"Например, уже сегодня в airBaltic мы используем такой гибкий подход, предлагая пассажирам возможность бесплатно изменить дату своего путешествия в любом новом билете, приобретенном до 30 июня", - рассказали в пресс-службе латвийского перевозчика.

Стандарты безопасности или дополненная реальность

Ношение масок и перчаток стало в последнее время обязательным. Вход в аэропорт Казани, согласно рекомендации Роспотребнадзора, осуществляется только при их наличии. Также на входе осуществляется термометрия. С этими средствами индивидуальной защиты пассажиры проходят на борт. В некоторых случаях, маски будут предлагаться непосредственно в салоне самолета. Представители airBaltic напомнили, что воздух в самолете иногда бывает чище, чем на улице.

"Качество воздуха в салоне самолета тщательно контролируется, воздух рециркулируется системой вентиляции с интенсивностью, обеспечивающей его полную смену 20-30 раз в час. К примеру, фильтр рециркуляции Airbus A220-300 представляет собой высокоэффективный воздушный фильтр твердых частиц (HEPA), который обеспечивает наилучший уровень фильтрации, доступный в настоящее время для воздуха в салоне", - сообщили в пресс-службе airBaltic.

Но и технологии дистанционного контроля температуры в мире уже не ограничиваются фильтрами на входе. Немецкий русскоязычный телеканал "Оствест" сообщил о том, что в аэропорту Фьюмиччино города Рима в Италии уже тестируют специальный шлем, позволяющий измерять температуру человека дистанционно, просто наведя на него взгляд. Возможно такие шлемы станут входить в перечень оборудования сотрудников аэропортов, но необходимость в этом будет, когда пассажиропоток в аэропортах существенно вырастет. Но, по мнению игроков отрасли, это произойдет нескоро.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 мая 2020 года | Дайджест публикаций за 28 мая 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РБК - Татарстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости