О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Рафаль", "Грипен", "Еврофайтер". Сравнительный анализ. Часть I

В настоящее время на рынке вооружений в жесткой конкурентной борьбе ищут себе "место под солнцем" три европейских истребителя поколения "4+": французский "Рафаль", EF-2000 "Еврофайтер" и шведский JAS-39 "Грипен"

Очень интересно сравнить машины, созданные примерно в одно время. Задача эта в настоящее время объективно не может быть выполнена с достаточно высокой достоверностью из-за отсутствия исчерпывающих данных в связи с тем, что по понятным причинам многие ТТХ засекречены, а те, что опубликованы, зачастую носят рекламный характер. Однако любопытства это не убавляет. В настоящее время на рынке вооружений в жесткой конкурентной борьбе ищут себе "место под солнцем" три европейских истребителя поколения "4+": французский "Рафаль", совместный продукт Великобритании, Германии, Италии и Испании - EF-2000 "Еврофайтер" и шведский JAS-39 "Грипен". Наверняка, многие подметят, что "Грипен" по массе находится в другой категории и сравнение этих самолетов не совсем корректно. В полной мере осознаю это. Но эти три истребителя одинаково конкурируют между собой в тендерах на поставки боевых машин и потенциальный покупатель выбирает из тех, что могут предложить европейцы в настоящее время. Массо-габаритные характеристики
ХарактеристикаJAS 39CJAS 39E"Рафаль"EF-2000
Размах крыла, м8,388,6210,811,28
Длина, м14,115,215,2715,99
Высота, м4,474,725,345,28
Площадь крыла, м230,7Н.д.45,751,2
Масса пустого, кг6 8208 00010 46011 150
Нормальная взлетная масса, кг8 720Н.д.15 26015 500
Макс. взлетная масса, кг14 00016 50024 50023 500
Запас топлива во внутр. баках, л3 0004 3604 7004 500
При создании истребителей перед конструкторами ставили разные цели. "Еврофайтер" первоначально задумывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе и как перехватчик. Особенно это предназначение ревностно отстаивала Германия. Ее можно понять - она находилась на "прифронтовых" позициях относительно стран Варшавского договора. И надо было что-то противопоставить таким великолепным воздушным бойцам как МиГ-29 и Су-27. Ставилась задача получения высоких маневренных характеристик на дозвуковых и сверхвуковых скоростях. Да и Великобритания традиционно много уделяла внимание перехватчикам. Довольно часто ее королевским ВВС приходилось "перехватывать" российские стратегические бомбардировщики. Французы также ставили себе целью создание высокоманевренного самолета. Острой нужды в перехватчиках они не испытывали. Вокруг союзники, готовые встретить потенциального общего врага. Им нужен был многофункциональный истребитель с высокими ударными и разведывательными возможностями, способный постоять за себя в воздушном бою. Имперские амбиции Франции никуда не исчезли после распада колониальной империи. Пятая республика ревностно относится к своим бывшим колониям и старается не выпускать их из под своего влияния. Эти страны исправно снабжают Францию природными ресурсами. Для контроля и возможного давления на свои бывшие колонии французам нужна "длинная рука" в виде авианосцев (сейчас в строю правда один единственный остался) и ударных самолетов, способных достигнуть любого уголка своей "империи". Бюджет страны не мог себе позволить создание нескольких типов самолетов для выполнения всех задач. Поэтому было принято решение создать единый самолет для ВВС и ВМС с высокой степенью унификации, способный базироваться на авианосце. Соответственно для самолета с приоритетом на ударные способности сочли ненужным скорости выше М=1,8, что упростило конструкцию воздухозаборников, которые сделали нерегулируемыми. Большое внимание уделили "стелс" технологиям, которые повышают шансы на выживаемость при нанесении ударов по наземным целям и в воздушном бою. Швеция - нейтральная страна с высокоразвитой промышленностью, в том числе военной, все послевоенные годы старается, насколько возможно, справляться своими силами в поставках вооружений для собственной армии. Потенциал страны намного ниже таких стран как Великобритания, Германия, Франция, Испания и Италия. Разработка и создание современных самолетов обходится очень дорого. Правительством Швеции после долгих дебатов было принято решение о создании единого многофункционального истребителя, способного заменить стоящие на вооружении страны истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики и самолеты-разведчики. Главная идея "Грипена" - создание самолета с максимальными боевыми возможностями при минимуме затрат. Это позволяло, помимо уменьшения затрат на разработку, надеется на хороший коммерческий успех "Грипена", так как у большинства стран финансовые возможности не позволят эксплуатировать дорогую авиатехнику. В сравнительном анализе за Швецию будут представлены две модификации - JAS 39C и JAS 39E. Основной модификацией, стоящей на вооружении стран-эксплуатантов является JAS 39C. JAS 39E значительно улучшенная версия самолета, первый полет которой состоялся в 2017 году. На сегодняшний день есть два заказчика - ВВС Швеции - 60 самолетов (с опционом еще на 10) и ВВС Бразилии -36 самолетов. Теперь перейдем непосредственно к сравнению:
ХарактеристикаJAS 39CJAS 39E"Рафаль"EF-2000
Количество точек подвески8101413
Макс. боевая нагрузка, кг4 8006 0009 5007 500
Весовая отдача0,340,360,390,32
Из табличных данных первым делом бросается превосходство "Рафаля" в количестве точек подвески, максимальной боевой нагрузке. Разрыв довольно заметный. Да и по весовой отдаче он в лидерах. Насколько это важно при реальном боевом применении? Максимальная возможная подвеска вооружения, как правило, не используется. Поэтому имеет смысл рассмотреть типовые конфигурации боевой нагрузки.
"Рафаль""Еврофайтер"JAS 39C
Задачи уничтожения высокозащищенных объектов2 КР SCALP-EG 4 УР MICA 2 ПТБ 2000 л2 КР KEPD-350 4 УР AIM-120 4 УР IRIS-T 1 ПТБ 1000 л2 КР KEPD-350 2 УР AIM-120 2 УР IRIS-T 1 ПТБ 1275 л
Задачи непосредственной поддержки войск6 КАБ 4 УР MICA 2 ПТБ 2000 л 1 конт. DAMOCLES4 КАБ 4 УР AIM-120 2 УР IRIS-T 1 ПТБ 1000 л 1 конт. LITENING II4 КАБ 2 УР IRIS-T 1 ПТБ 1275 л 1 конт. LITENING II
6 AASM 4 УР MICA 1 ПТБ 3000 л18 УР "Бримстоун" 1 4 УР AIM-120 4 УР IRIS-T 1 ПТБ 1000 л8 GBU-39 2 УР AIM-120 2 УР IRIS-T 1 ПТБ 1275 л
Противокорабельные задачи2 ПКР Exocet 4 УР MICA 2 ПТБ 2000 л4 ПКР AGM-84 4 УР AIM-120 2 УР IRIS-T 3 ПТБ 1000 л2 ПКР Rbs15F 2 УР AIM-120 2 УР IRIS-T 1 ПТБ 1275 л
Задачи завоевания превосходства в воздухе6-8 УР MICA 3 ПТБ 1250 л 4 УР AIM-1204 УР IRIS-T 2 ПТБ 1000 л6 УР IRIS-T 1 ПТБ 1275 л
4-6 УР MICA 2 УР R550 "Мажик" 1 ПТБ 3000 л6 УР AIM-120 2 УР IRIS-T 3 ПТБ 1000 л4 УР AIM-120 2 УР IRIS-T 1 ПТБ 1275 л
4 УР MICA 2 УР "Метеор" 2 ПТБ 2000 л6 УР "Метеор" 2 УР IRIS-T 2 ПТБ 1000 л4 УР "Метеор" 2 УР IRIS-T 1 ПТБ 1275 л
Примечание 1 - англичане приводят вооружение 18 УР "Бримстоун" как типовую нагрузку. При реальном боевом вылете, скорее всего, нагрузка будет меньше. Все три самолета имеют примерно равные возможности при решении типовых задач. Стоит заметить, что "Рафаль" может брать больше топлива в ПТБ. У "Еврофайтера" большая направленность на решение задач против воздушных целей. В западных источниках указывают на значительно меньшие возможности JAS 39C, но как видно из таблицы выглядит он вполне достойно по сравнению с конкурентами и его боевых качеств вполне достаточно для большинства потенциальных стран-импортеров. По такой характеристике как радиус действия "Рафаль" и "Еврофайтер" имеют хорошие показатели. Так при применении по наземным целям радиус действия "Рафаля" составляет:
  • 4 УР MICA, 12 бомб весом по 250 кг и 2 ПТБ 2000 л -1055 км;
  • 2 КР SCALP EG, 2 УР MICA и 3 ПТБ по 2000 л - 1850 км.
"Еврофайтера":
  • 2 КАБ по 900 кг и 2 ПТБ по 1000 л по профилю большая-малая-большая высота - 1300 км;
  • 2 КАБ по 900 кг, 2 ПТБ по 1000 л и 1 ПТБ 1500 л по профилю малая-малая-малая высота - 600 км.
При использовании в качестве перехватчика радиус действия "Еврофайтера" 1390 км, у "Рафаля" - 1760 км (с 8 УР MICA, 3 ПТБ по 2000 л). "Еврофайтер" может нести три ПТБ - два емкостью 1000 л и один 1500 л, "Рафаль" большее по количеству и емкости - всего до 5 ПТБ (теоретически максимально возможный вариант один ПТБ 3000 л, два по 2000 л и два по 1250 л, реально используется один-три ПТБ), что при примерно равном внутреннем запасе топлива дает преимущество французскому самолету. Наименьший радиус действия имеет JAS 39С - 800 км. Данный параметр удовлетворяет требованиям ВВС Швеции, а вот для возможных стран покупателей этого не достаточно при наличии сильных конкурентов с более высокими показателями. Этот недостаток устранен на модификации JAS 39E, радиус действия которого составляет 1300 км. В том числе и благодаря этому шведам сопутствовала удача в тендере на поставку многофункциональных истребителей для Бразилии, который выиграл JAS 39E (размеры этой страны довольно большие и требования к времени продолжительности полета и дальности полета соответственные)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка