Опубликовано: 29.05.2020, 18:10
 

КДП "на удаленке"

Удаленные центры управления воздушным движением, потенциал их применения в период пандемии, а также после нее


[image]

В текущих условиях сокращения авиасообщения, а также доходов отрасли значимость автоматизированных цифровых технологий возрастает. Удастся ли удаленным вышкам УВД улучшить ситуацию?

Начало

Прежде, чем мы постараемся ответить на этот вопрос, немного предыстории. Первые удаленные вышки УВД появились в Швеции. Они представляли собой мачту с набором камер для круглосуточного наблюдения за ВПП и зоной руления. Диспетчер при этом располагался в удаленном центре управления, который может находиться за 400 и более километров от аэропорта. Все наблюдение ведется в режиме реального времени. Камеры способны давать обзор на 360°, увеличивать отдельные фрагменты, автоматически сопровождать ВС и проч.

Удаленные вышки имеют различные эксплуатационные концепции. Изначально решение предназначалось для обслуживания небольших региональных аэропортов с целью снизить их эксплуатационные расходы. При таком применении, чем больше аэропортов подключены к одному центру управления, тем выше возможности оптимизации. Диспетчеры удаленного центра могут по-разному распределяться между аэропортами, к примеру, в отдельных случаях один диспетчер работает сразу с несколькими аэропортами по очереди.

Со временем к данной технологии стали присматриваться в более крупных аэропортах, и решение начало постепенно масштабироваться. На сегодняшний день удаленные вышки используют в ряде стран. К примеру, в Норвегии к новому удаленному центру управления в городе Буде планируется подключить сразу 15 региональных аэропортов.

Пандемия

Могут ли удаленные центры УВД быть полезны в условиях пандемии? Известны факты закрытия всей вышки КДП, когда у сотрудников были выявлены случаи covid-19, к примеру, в Чикаго, Лас-Вегасе или Орландо. В такой ситуации вышки с камерами могут быть полезны.

Однако здесь важно уточнить, что диспетчеры продолжают выполнять свою работу в удаленном центре. Соответственно, возникает вопрос относительно мер предосторожности в таких местах. Весьма важный вопрос, надо сказать, ведь в соответствии с концепцией один удаленный центр чаще обслуживает сразу несколько аэропортов. В случае приостановки работы такого центра могут возникнуть проблемы у многих.

Вероятнее всего, социальное дистанцирование в удаленных центрах реализуемо. Если взглянуть на публиковавшиеся ранее фотографии и модели рабочих мест, то можно заметить, что рабочие места часто располагаются на расстоянии друг от друга, иногда в разных помещениях. Здесь больше возможностей для дистанцирования, чем в традиционных вышках КДП. Тем не менее, определенные риски все равно сохраняются.

Если применение удаленных вышек УВД и не способно дать абсолютного эффекта в плане безопасности в период пандемии, то в определенной мере можно снизить риски. Отдельными производителями подчеркивается тот факт, что подобные решения ввиду их "географической подвижности" могут служить эффективным резервным средством в периоды, когда обычная вышка УВД не работает. Однако здесь будет справедливо уточнить, что для обеспечения подобной функциональности необходимо провести объемную подготовительную работу.

Затраты

Относительно экономической эффективности удаленных вышек звучали весьма оптимистичные оценки: применение технологии для нескольких аэропортов может сократить расходы на 30−40%. Но не все так однозначно.

В отчете "REDUCING COSTS OF AIR TRAFFIC CONTROL" (Copenhagen Economics A/S) 2019 года отмечается, что разработка самой технологии стоит немалых денег. Поставщики аэронавигационного обслуживания, такие как Avinor в Норвегии и LFV в Швеции, вложили значительные средства в создание решений. Avinor, в частности, инвестировал в общей сложности порядка 130 млн евро в развитие данного направления.

Также важно учитывать и тот факт, что когда к одному центру управления подключено сразу много аэропортов, то значимость дублирующих систем, а также систем безопасности возрастает в разы. Это прибавляет сложностей и без того непростой системе.

Тем не менее, ранее публиковались данные о том, что из всех европейских аэропортов 47% являются убыточными. При этом, управление воздушным движением составляет от 20% до 50% эксплуатационных расходов аэропорта. Это значит, что здесь есть, что оптимизировать, и удаленные вышки УВД, вероятно, могут быть в этом полезны.

В отчете Copenhagen Economics A/S также уточняется, что снижение затрат на управление воздушным движением с применением удаленных вышек во многом зависит от наличия конкурентной среды на рынке. Речь идет о том, чтобы аэропорты могли выбирать поставщиков аэронавигационного обслуживания посредством проведения тендеров. Данная инициатива привела к значительному снижению издержек в ряде стран, а также позволила увеличить эффект от внедрения удаленных вышек УВД.

К примеру, в Швеции региональным аэропортам разрешили приобретать услуги у сертифицированных поставщиков еще в далеком 2010 году. С тех пор инициатива привела к снижению аэронавигационных сборов в среднем на 27%, что, безусловно, позитивно отразилось на внутренних перелетах. Аналогичная практика наблюдается в Норвегии и Испании, там также реализовали данный подход, что позволило сократить расходы.

Что в итоге?

Еще до начала пандемии фиксировался рост числа внедрений удаленных вышек УВД, и технология активно обсуждалась. Вероятнее всего, развитие рынка продолжится и после пандемии, хотя, может, и не сразу. Некоторые эксперты уточняют, что глобальный кризис, напротив, только ускорит внедрение подобных цифровых решений, поскольку они будут способствовать уменьшению издержек на разных уровнях.

Что ж, время покажет, а пока можно констатировать, что растущий спрос на масштабируемые аэронавигационные услуги и необходимость снижения расходов имеют место быть, а, как известно, спрос рождает предложение.

 

Дайджест прессы за 29 мая 2020 года | Дайджест публикаций за 29 мая 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости