Автор: Герман Костринский
Опубликовано: 01.06.2020, 10:51
 

Магистральный план довели до Чечни

Государство профинансирует новый аэропорт Грозного


[image]

Правительство РФ может выделить на строительство нового терминала аэропорта в Грозном 4,7 млрд руб. до конца 2024 года. Новая взлетно-посадочная полоса и прочая аэродромная инфраструктура, по данным "Ъ", обойдутся еще в 9 млрд руб. Основное финансирование, согласно комплексному плану развития магистральной инфраструктуры (КПМИ), начнется с 2022 года, будет выделено 790 млн руб. Обычно в России аэропортовые терминалы строятся за счет частных инвесторов, и в Грозном говорят о возможности их привлечения в проект. Однако эксперты сомневаются в реалистичности этих планов на фоне эпидемии.

Правительство выделит на строительство нового терминала в Грозном 4,7 млрд руб. из федерального бюджета. Соответствующие поправки в госпрограмму "Развитие транспортной инфраструктуры" вынесены на рассмотрение проектного комитета транспортной части КПМИ, следует из материалов комиссии. В 2020 году на проектирование терминала планируют выделить 97,5 млн руб., в 2021 году финансирование проекта не предусмотрено. Основная часть работ начнется с 2022 года, когда из бюджета будет выделено 790 млн руб., в 2023 году - 1,3 млрд руб., в 2024 году - 2,5 млрд руб.

В 2018 году в правительстве Чечни заявляли, что на реконструкцию аэропорта нужно около 15,7 млрд руб. Глава республики Рамзан Кадыров, представляя эскиз нового аэропорта, говорил, что он учитывает "архитектурные, исторические и религиозные традиции чеченского народа": "Терминал похож на полумесяц, а перед ним фонтан в виде восьмигранника".

В Минтрансе пояснили, что проект разделен на две части - новый терминал и аэродромная инфраструктура - и 15,7 млрд руб. предусмотрены на обе.

Сейчас в рамках первой запланировано строительство аэровокзального комплекса, на который бюджет выделит 4,7 млрд руб., в рамках второй - реконструкция аэродромной инфраструктуры (размер финансирования не раскрывается). По информации "Ъ", власти республики рассчитывают, что на аэродром, перроны и рулежные дорожки будет выделено около 9 млрд руб.

Гендиректор АО "Вайнахавиа" Альви Шахгириев рассказал "Ъ", что в 2019 году аэропорт обслужил около 500 тыс. пассажиров, на 30% больше, чем в 2018 году. Топ-менеджер уточнил, что новый терминал будет построен неподалеку от нынешнего, введенного в 2000-х годах. Новую ВПП длиной 3200 м построят параллельно действующей. Здание старого терминала впоследствии будет использоваться для приема и обработки грузов. В аэропорт летают "Аэрофлот", Utair, "Азимут", Turkish Airlines.

Представители властей республики говорят, что в проекте могут принять участие частные инвесторы, но не раскрывают, о ком идет речь. Источники "Ъ" в Грозном отмечают, что терминал, возможно, будет выглядеть иначе, чем в эскизном проекте: "Это определится по итогам проектирования".

Собеседники "Ъ" на рынке ранее говорили, что в проект сложно привлечь частного инвестора в силу длительного периода окупаемости: пассажиропоток аэропорта не достигает 1 млн человек. Кроме того, довольно близко расположен аэропорт Махачкалы, который обслуживает более 1 млн пассажиров.

Власти Чечни рассчитывают превратить Грозный в туристический центр, что может способствовать росту пассажиропотока.

Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что в условиях пандемии привлечь инвестора будет "крайне сложно". Однако после ввода терминала в эксплуатацию его можно продать, либо привлечь в проект специализированную управляющую компанию. "Если говорить о прогнозе в 1,5 млн пассажиров в год, эта планка достижима не ранее конца десятилетия",- сказал эксперт.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий называет рыночными стоимость и терминала, и новой инфраструктуры. Он отмечает, что в Польше несколько лет назад вводили в эксплуатацию терминалы за €60 млн, при этом 50% средств были предоставлены Евросоюзом. В отсутствие пандемии пассажиропоток через аэропорт Грозного можно было бы довести до 1,5 млн человек в год, говорит господин Ланецкий, но после наступления кризиса в отрасли предсказать, каким он будет через несколько лет, невозможно.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 июня 2020 года | Дайджест публикаций за 1 июня 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости