Автор: А.В. Нерадько, первый заместитель Министра транспорта РФ - Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта
Опубликовано: 01.06.2020, 11:37
 

Юбилей выдающегося авиаконструктора


[image]

1 июня 2020 г. выдающемуся авиаконструктору, лауреату Ленинской премии, Заслуженному конструктору Российской Федерации Александру Сергеевичу Шенгардту - 95 лет!

После окончания Московского авиационного технологического института в 1948 г. Александр Сергеевич более 70 лет (!) работает в прославленном ОКБ А.Н. Туполева. Он принимал активное участие в создании многих туполевских самолетов: Ту-16, Ту-95, Ту-134, Ту-155, беспилотных летательных аппаратов.

Александру Сергеевичу довелось работать с гениальным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым, его известными учениками, такими как: Д.С. Марков, С.М. Егер, А.А. Туполев, Л.Л. Селяков и др.

В полной мере талант конструктора и организаторские способности А.С Шенгардта раскрылись, когда он в 1975 г. был назначен Главным конструктором самолета Ту-154, проработав в этой должности 36 лет (!). Легендарный самолет стал самым массовым среднемагистральным реактивным самолетом в отечественной гражданской авиации.

Регулярные полеты на Ту-154 открылись 9 февраля 1972 г. рейсом Москва (Внуково) - Минеральные воды (командир - Е.Н. Багмут). Это стало началом целой эпохи в развитии авиационных перевозок в гражданской авиации. Самолет Ту-154 выпускался на авиазаводе в Куйбышеве (Самаре) более 40 лет в 1970-2013 гг., всего изготовлено 1026 машин около 10 модификаций. Постоянно в эксплуатации в 1980 гг. находилось 400-450 самолетов Ту-154, выполняя практически половину объема пассажирских авиаперевозок в СССР.

В течение нескольких десятилетий Главный конструктор А.С. Шенгардт находился на острие проблем, связанных с эксплуатацией Ту-154, и всегда их успешно решал. Он поддерживал самые тесные связи с эксплуатационными авиапредприятиями и авиаремонтными заводами, научно-исследовательскими институтами гражданской авиации и авиапрома, внимательно анализировал и эффективно использовал эксплуатационный опыт.

Самолет Ту-154 базировался почти в 40 авиапредприятиях практически на всей территории СССР, его капитальный ремонт выполнялся на авиаремонтных заводах во Внуково и Минеральных водах.

Выдающиеся по тому времени характеристики самолета (скорость до 950 км/ч, пассажировместимость - 150-180 человек, всепогодность и др.) сделали его исключительно востребованным и определили ему роль основной "воздушной лошадки".

Важная творческая черта Александра Сергеевича - постоянный поиск и совершенствование методов эксплуатации своих самолетов. Это касается не только самолета Ту-154, но и Ту-134, Главным конструктором которого Александр Сергеевич был длительное время.

Под руководством А.С. Шенгардта в начале 1980 гг. создается самолет Ту-154М с более экономичными двигателями П.А. Соловьева, улучшенной аэродинамикой, современным бортовым оборудованием, усиленной конструкцией, увеличенной дальностью полета. В тот период он стал самым экономичным среди отечественных реактивных пассажирских самолетов. Построено более 380 самолетов Ту-154М, ставших, без преувеличения, любимыми у гражданских авиаторов.

Большое значение для экономики отрасли имела работа под руководством А.С. Шенгардта по существенному обоснованному увеличению назначенных и межремонтных ресурсов, календарных сроков эксплуатации самолетов Ту-154, Ту-134.

В 1990 гг., в сложный для российской гражданской авиации период при переходе к работе в условиях рынка, под руководством А.С. Шенгардта была разработана и внедрена в эксплуатацию технология безремонтного технического обслуживания самолетов Ту-154 в специализированных центрах технического обслуживания и ремонта, что существенно повысило экономическую эффективность эксплуатации этих самолетов.

А.С. Шенгардт, как Главный конструктор, провел большую работу по созданию первого в мире самолета на альтернативном топливе - Ту-155 (на базе Ту-154).

Хотел бы отметить, что и для меня лично самолет Ту-154 связан с началом моей профессиональной деятельности во Внуковской авиационно-технической базе, где я, как инженер смены, занимался его техническим обслуживанием.

Как патриарх отечественного авиастроения, Александр Сергеевич в гражданской авиации пользуется незыблемым авторитетом как талантливый создатель замечательных самолетов, обладатель глубоких знаний авиации. Его уважают не только за высочайший профессионализм, но и искренне любят за коммуникабельность, внимание к запросам эксплуатантов, мудрость и рассудительность, ответственность и порядочность.

Дорогой Александр Сергеевич!

От имени работников гражданской авиации и ее ветеранов и от себя лично примите самые искренние и сердечные поздравления с Вашим 95-летием!

Выражаю Вам высочайшую благодарность за Ваш великий вклад в развитие отечественной авиации!

Доброго Вам здоровья, благополучия, многих-многих лет жизни!

Редакционный Совет и редакция журнала "АвиаСоюз" поздравляют выдающегося авиаконструктора, активного члена редакционного Совета журнала "АвиаСоюз" Александра Сергеевича Шенгардта с юбилеем!

Здоровья, благополучия, творческого долголетия!

А.В. Нерадько, первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации - Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 июня 2020 года | Дайджест публикаций за 1 июня 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Туполев (в процессе тестирования)

Комментарии к новости