Опубликовано: 02.06.2020, 10:15
 

Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за первый квартал 2020 года


[image]

Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за три месяца 2020 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 1 квартал 2020 года:

  • выручка снизилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 123 894 млн руб.;
  • показатель EBITDA составил 13 054 млн руб.;
  • чистый убыток составил 22 484 млн руб.;
  • скорректированный чистый убыток (без учета неденежной переоценки валютных обязательств по лизингу) составил 15 774 млн руб.
Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:

Положительные тенденции 2019 года, в том числе рост доходных ставок и снижение операционных затрат, продолжились в начале 2020 года и должны были обеспечить улучшение рентабельности и финансового результата в отчетном периоде. Однако беспрецедентное влияние коронавирусной инфекции на авиацию привело к практически полной остановке международных полетов, а также к значительному снижению пассажиропотока на внутренних авиалиниях, что нивелировало положительную динамику начала года и значительно ухудшило финансовый результат в марте.

Остановка полетов затронула все без исключения авиакомпании мира и вызвала сильнейший за десятилетия кризис в отрасли. Авиация во всем мире признана как одна из наиболее сильно пострадавших отраслей.

В ответ на сложившуюся ситуацию Группой "Аэрофлот" были разработаны и начали внедряться масштабные оптимизационные меры. Первоочередной мерой стало сокращение выставленных емкостей, что позволило сократить убыток в ситуации снижения спроса, когда пассажиры массово начали отменять и переносить даты бронирований. Кроме того, Компания приступила к сокращению общехозяйственных, управленческих, консультационных, маркетинговых расходов, включая полный отказ от рекламных мероприятий. Менеджмент инициировал переговоры по реструктуризации обязательств Компании и ведет непрерывный диалог с контрагентами об улучшении условий и оптимизации графиков платежей.

В условиях почти полного отсутствия доходов от пассажирских перевозок потребовались нестандартные решения. С учетом стабильной динамики грузового рынка Компания смогла успешно переориентировать ряд широкофюзеляжных воздушных судов под грузовые перевозки, что обеспечило положительную динамику по грузовой выручке.

Реализация указанных мер позволила сдержать размер чистого убытка по итогам первого квартала, который составил 22,5 млрд руб. Данный убыток включает 6,7 млрд руб. неденежной переоценки валютных обязательств по лизингу, частично отраженной в отчете о прибылях и убытках. Без учета данного "бумажного" эффекта чистый убыток сопоставим с аналогичным периодом прошлого года.

Практически полная остановка полетов в апреле и мае приведет к значительному ухудшению финансового результата по итогам второго квартала. Однако, начиная с июня Группа "Аэрофлот" приступает к постепенному возобновлению программы полетов, в частности, с самого начала месяца возобновляет полеты авиакомпания "Победа". Менеджмент делает все возможное, чтобы Группа смогла пройти этот серьезнейший для авиации кризис и была готова к восстановлению рынка, которое, по нашим ожиданиям, начнется в самое ближайшее время".

Основные производственные показатели

Показатель1 кв. 20201 кв. 2019Изменение
Пассажиропоток, тыс. чел.11 19612 764(12,3%)
- международные перевозки4 5145 731(21,2%)
- внутренние перевозки6 6827 033(5,0%)
Пассажирооборот, млн пкм29 03533 544(13,4%)
- международные перевозки16 58120 565(19,4%)
- внутренние перевозки12 45412 978(4,0%)
Предельный пассажирооборот, млн ккм40 85943 044(5,1%)
- международные перевозки23 45126 547(11,7%)
- внутренние перевозки17 40716 4975,5%
Занятость кресел, %71,1%77,9%(6,9 п.п.)
- международные перевозки70,7%77,5%(6,8 п.п.)
- внутренние перевозки71,5%78,7%(7,1 п.п.)

В 1 квартале 2020 года Группа "Аэрофлот" перевезла 11,2 млн пассажиров, что на 12,3% ниже результата аналогичного периода 2019 года. На операционные результаты 1 квартала повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Наиболее сильно пострадали показатели международных перевозок в результате фактического закрытия международного сообщения в марте. Остановка международных рейсов также повлияла на показатели внутренних линий вследствие выпадения трансфера из/в российские регионы со стыковкой в Москве. Постепенное введение ограничений на передвижения и опасения пассажиров совершать перелеты также повлияли на показатели внутренних перевозок.

Основные финансовые показатели

Млн руб., если не указано иное1 кв. 20201 кв. 2019Изменение
Выручка123 894138 041(10,2%)
EBITDA13 05421 333(38,8%)
Рентабельность EBITDA10,5%15,5%(5,0 п.п.)
Убыток за период(22 484)(15 746)42,8%
Скорректированный убыток за период*(15 774)(15 746)0,2%

*Без учета неденежной переоценки валютных обязательств по лизингу.

Выручка

Млн руб., если не указано иное1 кв. 20201 кв. 2019Изменение
Выручка от пассажирских перевозок 106 608119 255(10,6%)
в т. ч. регулярные перевозки102 139113 391(9,9%)
чартерные перевозки4 4695 864(23,8%)
Выручка от грузовых перевозок4 8044 17315,1%
Прочая выручка12 48214 613(14,6%)
Выручка итого123 894138 041(10,2%)

Выручка Группы "Аэрофлот" в 1 квартале 2020 года снизилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составила 123 894 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок снизилась на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 102 139 млн руб., что связано с сокращением пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса.

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 15,1%, до 4 804 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 11,6%.

Прочая выручка снизилась на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 12 482 млн руб.

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное1 кв. 20201 кв. 2019Изменение
Обслуживание воздушных судов и пассажиров27 44428 871(4,9%)
Амортизация и таможенные пошлины26 21027 232(3,8%)
Расходы на оплату труда21 12422 579(6,4%)
Техническое обслуживание воздушных судов9 2256 17449,4%
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы6 1886 669(7,2%)
Прочие расходы8 2558 715(5,3%)
Операционные расходы за исключением авиационного топлива98 446100 240(1,8%)
Расходы на авиационное топливо38 60443 700(11,7%)
Операционные расходы итого137 050143 940(4,8%)

Операционные расходы в 1 квартале 2020 года снизились на 4,8% и составили 137 050 млн руб., что обусловлено преимущественно сокращением объема операционной деятельности - выставленные емкости снизились на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также реализацией инициатив по сокращению постоянных расходов.

Расходы на авиационное топливо снизились на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 38 604 млн руб. на фоне уменьшения объема перевозок и налета часов.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, снизились на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 98 446 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров снизились на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 27 444 млн руб. в связи с уменьшением объемов перевозок. При этом в связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению вируса были внедрены дополнительные процедуры предполетной подготовки и дезинфекции воздушных судов.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 26 210 млн руб. Снижение данной статьи расходов обусловлено уменьшением парка Группы в течение 12 месяцев на 11 воздушных судов.

Расходы на оплату труда снизились на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 21 124 млн руб., прежде всего за счет сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 49,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 9 225 млн руб. Около трети данного роста приходится на плановое увеличение объема работ по сравнению с сопоставимым периодом, а оставшаяся часть роста расходов - преимущественно на дополнительную подготовку воздушных судов к возврату лизингодателям. Дополнительное давление оказал курсовой фактор.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 6 188 млн руб. за счет дополнительных масштабных оптимизационных мер в отношении общехозяйственных, консультационных, маркетинговых расходов, включая полный отказ от проведения рекламных мероприятий. Кроме того, повлияло уменьшение затрат на системы бронирования в результате снижения спроса и закрытия бронирований на ближайшие месяцы.

Прочие расходы снизились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 8 255 млн руб.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 13 054 млн руб.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное1 кв. 20201 кв. 2019Изменение
Убыток от операционной деятельности(13 156)(5 899)2,2х
(Убыток) / прибыль от инвестиций, нетто(612)227-
Финансовые доходы1 8971 50626,0%
Финансовые расходы(11 842)(14 547)(18,6%)
Реализация результата хеджирования(7 360)(1 017)7,2х
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий340(92,5%)

Финансовые доходы в 1 квартале 2020 года увеличились на 26,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1 897 млн руб., что связано с ростом прибыли от курсовых разниц.

Финансовые расходы снизились на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 11 842 млн руб., что в основном связано с уменьшением процентных расходов по аренде в результате снижения численности парка воздушных судов, включая вывод широкофюзеляжных самолетов.

Убыток от реализации результата хеджирования (статья, в которой отражаются учетные движения по валютным обязательствам по лизингу) составил 7 360 млн руб. Данная сумма включает неденежную переоценку лизинговых обязательств в размере 6 710 млн руб. Девальвация рубля в течение отчетного периода привела к переоценке долгового портфеля и в связи со снижением выручки, получаемой Группой в валюте, в соответствии с применяемыми учетными принципами часть данной переоценки отражается в отчете о прибылях и убытках. Данная переоценка не является реализованным убытком Группы, то есть не связана с реальным оттоком денежных средств.

Чистый убыток Группы "Аэрофлот" за 1 квартал 2020 года составил 22 484 млн руб. С учетом корректировки на неденежную переоценку валютных обязательств по лизингу скорректированный чистый убыток составил 15 774 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное31.03.202031.12.2019Изменение
Кредиты и займы46 39715 7922,9х
Обязательства по аренде 698 979557 12425,5%
Пенсионные обязательства771784(1,7%)
Общий долг746 147573 70030,1%
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции37 37525 86144,5%
Чистый долг708 772547 83929,4%

Общий долг по состоянию на 31 марта 2020 года увеличился на 30,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2019 года и составил 746 147 млн руб. Рост долговой нагрузки связан с переоценкой лизинговых обязательств на отчетную дату в связи с девальвацией рубля на 25,6% (по отношению к доллару США) с начала года, а также в связи с целенаправленной работой Компании по накоплению ликвидности на фоне значительного снижения ожидаемых доходов.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 2 июня 2020 года | Дайджест публикаций за 2 июня 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости