Автор: Владимир Рисухин, пилот 1-го класса, доктор технических наук, профессор Западно-Мичиганского университета
Опубликовано: 10.06.2020, 13:07
 

Авиационная отрасль США в эпоху коронавируса: принятые меры и прогнозируемые последствия


[image]

Еще в феврале 2020 г. международные организации воздушного транспорта стали активно высказываться о негативном воздействии пандемии коронавируса на деятельность мировой гражданской авиации. По оценке Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в первом квартале 2020 г. валовые операционные доходы авиакомпаний во всем мире должны были сократиться на $ 4-5 млрд США.

Реакция международных организаций воздушного транспорта на коронавирус

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) в своем докладе прогнозирует, что по итогам 2020 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе ожидается 13-процентное уменьшение спроса на пассажирские авиаперевозки, а совокупные потери финансовых доходов всех авиакомпаний мира могут составить почти $ 30 млрд. По оценкам Глобальной ассоциации деловых поездок (ГАДП), крупнейшей в мире профессиональной ассоциации в этой сфере с бюджетом в $ 1,4 трлн, вспышка коронавируса может наносить ежемесячный ущерб почти в $ 47 млрд. Опрос членов ГАДП (более 9 тыс. профессионалов) показал, что 31% из них ожидают возобновления спроса на услуги деловой авиации в ближайшие три месяца. Доктор Джо Лидер, генеральный директор базируюшейся в США Ассоциации обслуживания пассажиров (АОП), на слушаниях в Конгрессе США 3 марта 2020 г. заверил Конгресс и широкую общественность в том, что, несмотря на вспышку коронавируса, возможность выполнения безопасных авиаперевозок реальна при условии соблюдения авиакомпаниями ряда специальных мер: обеспечение четкой связи руководителей авиакомпаний с пассажирами и персоналом, внедрение процедур дезинфекции воздушных судов (ВС), а также возможность изменений и отмены бронирования авиаперевозочных услуг, что уже сделано несколькими авиакомпаниями. АОП - это сеть ведущих мировых авиационных компаний и организаций, приверженных делу повышения уровня обслуживания пассажиров.

В связи с продолжающимся распространением пандемии корона-вируса на более чем 80 стран, 6 марта с. г. был опубликован обновленный прогноз ИАТА по экономическому воздействию пандемии на авиатранспортную отрасль: глобальные потери доходов для авиапассажирского бизнеса в 2020 г. составят от $ 63 до $ 113 млрд, в зависимости от того, может ли распространение корона-вируса быть сдержано, или вирус продолжит распространяться.

В третьей декаде марта ИАТА подтвердила настоятельную необходимость правительствам предоставлять финансовую поддержку, кредиты и налоговые льготы авиакомпаниям, поскольку, по оценкам ИАТА, во II квартале 2020 г. спрос на авиаперевозки снизится на 71%, а годовой доход отрасли от пассажирских авиаперевозок сократится на $ 252 млрд (вдвое превысит первоначальный прогноз ИАТА), если ограничения на авиаперевозки сохранятся в течение трех месяцев. В новой версии анализа в апреле прогнозировалось дальнейшее снижение доходов в виде упущенной выручки на 11% по сравнению с показателями 2019 г. Основываясь на предполагаемом минимальном риске передачи вируса на борту самолетов, ИАТА 6 мая высказалась против того, чтобы оставлять свободными средние места между пассажирами. Генеральный и исполнительный директор IATA Александр де Жюньяк выступил за многоуровневый подход к биологической безопасности с целью обеспечения ценовой доступности коммерческих авиаперевозок.

Меры правительства США для поддержки авиатранспортной отрасли

Первый подтвержденный случай коронавируса в США был отмечен 21 января с. г. в штате Вашингтон у мужчины с симптомами заболевания после возвращения из поездки в китайский город Ухань. По мере увеличения количества случаев заражения людей коронавирусом, правительство США последовательно ужесточало правила передвижения авиапассажиров. 2 февраля 2020 г. вступил в силу новый набор ограничений, запрещающий иностранцам, находившимся в КНР, въезжать в страну. Аналогичный запрет был введен 13 марта для лиц, прибывающих в США из стран Шенгенской зоны. Тремя днями позже к этому списку стран были добавлены Великобритания и Ирландия.

17 марта с. г. стало известно о планируемом запрете на пассажирские авиаперевозки внутри страны. С учетом возросшего почти до 3500 количества случаев заражения коронавирусом в США, министерство внутренней безопасности страны подняло вопрос о запрете внутренних авиарейсов. Было предложено не распространять этот запрет на грузовые авиаперевозки, которые, по мнению ИАТА, являлись необходимыми для доставки лекарств и медицинского оборудования в процессе борьбы с пандемией.

25 марта Сенат США проголосовал за принятие Закона о поддержке борьбы с коронавирусом, помощи и экономической безопасности, предусматривающего финансовые выплаты размером в $ 2 трлн. На авиационную отрасль было выделено в общей сложности $ 58 млрд, в том числе $ 25 млрд в виде кредитов и гарантий по кредитам для пассажирских авиакомпаний, и еще $ 25 млрд - на выплату пособий работникам отрасли до сентября 2020 г. Грузовым авиаперевозчикам было выделено $ 8 млрд. Кроме того, ряду компаний, критически важных для поддержания национальной безопасности, включая компанию Boeing, было выделено $ 17 млрд в виде займов. 27 марта президент Трамп подписал этот Закон, направленный на обеспечение быстрой и прямой экономической помощи американским трудящимся, семьям и малым предприятиям, а также на сохранение рабочих мест в производственных отраслях США. Одно из положений Закона состоит в том, что авиакомпании, принимающие государственную помощь, не могут принудительно увольнять работников до 30 сентября 2020 г. Вскоре некоторые авиакомпании, ссылаясь на уменьшение количества выполняемых ими рейсов, получили незначительные послабления этого требования.

13 мая стало известно, что новый законопроект, представленный в Сенате США, потребует от авиакомпаний и агентств по продаже авиабилетов полного возмещения денежных средств за все отмены рейсов во время пандемии корона-вируса, независимо от того, отменила ли рейс авиакомпания или пассажир решил отменить свой вылет.

Изменения в деятельности аэропортов

В целях сдерживания распространения коронавируса по территории США в конце января 2020 г. начались проверки заболеваемости авиапассажиров, вначале в международных аэропортах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Нью-Йорка. Предпринимаемые действия, направленные на снижение риска вспышки коронавируса, были усилены по мере приближения празднования Нового Года по Лунному календарю как крупнейшему в мире периоду массовых авиапутешествий.

В связи с дальнейшим распространением коронавируса в Ухане, Госдепартамент США предпринял меры к эвакуации персонала правительственных учреждений и других американских граждан из эпицентра вспышки, Центры США по контролю и профилактике заболеваний объявили о начале мониторинга авиапассажиров в других аэропортах страны, в итоге общее количество аэропортов США с расширенными проверками состояния здоровья пассажиров увеличилось до 20. Компания Dimer, производитель дезинфекционного оборудования, предложила бесплатные услуги авиакомпаниям по проведению быстрой и безопасной дезинфекции внутренних поверхностей самолетов в тех аэропортах, где проверяют пассажиров на наличие коронавируса.

7 апреля ряд авиакомпаний сократили количество рейсов в город Нью-Йорк как эпицентр пандемии коронавируса в США. Из-за значительного уменьшения спроса на авиаперевозки продолжительность работы аэропортов им. Кеннеди, Ньюарк и ЛаГвардия была сокращена до восьми часов в сутки. Авиакомпании United Airlines, Delta Air Lines, JetBlue и Spirit Airlines резко сократили объемы авиаперевозок в этом районе страны, причем American Airlines - на 90%. Медики составляют большинство прибывающих в Нью-Йорк авиапассажиров. Авиакомпания United Airlines начала перевозить медицинских работников в Нью-Йорк бесплатно.

В середине апреля все аэропорты, обслуживающие авиакомпании, а так-же некоторые аэропорты авиации общего назначения США получили право на долю в размере $ 10 млн в соответствии с Законом о поддержке борьбы с коронавирусом, помощи и экономической безопасности для покрытия капитальных затрат и эксплуатационных расходов, включая оплату труда персонала, коммунальные услуги и выплаты задолженностей.

Федеральная авиационная администрация (FAA) получила указание использовать ускоренные процедуры обработки заявок аэропортов на помощь, чтобы без задержек предоставлять финансовые средства для критически важных нужд каждого аэропорта, как только его спонсор утвердит грантовое соглашение.

В качестве примера изменений в деятельности аэропортов, направленных на обеспечение эпидемиологической безопасности пассажиров, может быть названа установка технической системы для непрерывного обеззараживания воздуха в аэровокзале аэропорта МакАртур в Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк. Ее принцип действия основан на использовании микроскопических добавок перекиси водорода к воздушной массе помещений аэропорта с целью уничтожения присутствующих в воздухе патогенных микроорганизмов.

Реорганизация, поддержка и сокращение персонала авиакомпаний

Когда стало известно, что коронавирус унес более 130 человеческих жизней, авиакомпании США начали изменять расписание своих рейсов. Одной из первых стала American Airlines, рекратившая полеты из Лос-Анджелеса в Шанхай и Пекин с 9 по 27 марта. Авиакомпания United уже в первую неделю февраля сократила 24 рейса между США и Китаем. На конец января лишь Delta Air Lines оставалась единственной из авиакомпаний США, выполнявших ранее беспосадочные рейсы в Китай, которая не скорректировала расписание своих полетов. В связи с сокращением спроса практически все рейсы между США и материковым Китаем, включая Гонконг, были приостановлены до конца апреля.

Учитывая распространение коронавируса в Европе и Северной Америке, и, соответственно, снижение спроса на перевозки, Delta Air Lines сократила международные полеты на 25%, а внутренние рейсы - на 10-15%. American Airlines объявила, что в разгар летнего сезона она уменьшит на 10% количество своих международных рейсов, сократит на 55% число полетов через Тихий океан и продлит приостановку полетов в Китай до октября текущего года.

В середине марта Центры по контролю и профилактике заболеваний рекомендовали отменять или откладывать на период в две недели собрания численностью 50 и более человек. Руководители высшего звена авиакомпании United Airlines заявили, что в таких условиях управлять авиакомпанией практически невозможно, и они планируют сократить пропускную способность авиакомпании вдвое в течение следующих двух месяцев. Компания American Airlines также объявила, что до 6 мая сократит 75% объема своих международных авиаперевозок, сохранив при этом неизменным расписание полетов на короткие расстояния.

20 марта Delta Air Lines объявила о сокращении объема своих авиаперевозок на 70% до того времени, пока спрос на них не начнет восстанавливаться, а половина ее парка ВС (более 600 самолетов), будет остановлена. Генеральный директор компании Эд Бастиан выразил благодарность 10 000 сотрудникам, взявшим добровольный отпуск, и призвал остальных работников поступить так же.

Закрытые границы и строгие санитарные правила привели к резкому сокращению деловых и туристических поездок авиапассажиров. В то же время авиакомпании сталкиваются с повышением спроса на грузовые авиаперевозки.

При полной загрузке своих грузовых ВС многие авиакомпании начинают использовать в большем, чем обычно, объеме пассажирские самолеты для перевозки срочных грузов. Во второй половине марта American Airlines выполнила свой первый после 1984 г. чисто грузовой рейс, United Airlines начала использовать свои самолеты Boeing 777/ 787 для выполнения 40 чартерных грузовых рейсов в неделю.

В начале апреля Министерство транспорта США подтвердило требование к авиакомпаниям возмещать расходы их клиентов при отмене рейсов. United Airlines и JetBlue ранее настаивали на том, что массовые сбои рейсов из-за коронавируса - исключительные обстоятельства, и отказывались возвращать деньги за ранее купленные авиабилеты. Во исполнение требования правительства, American Airlines начала предлагать, наряду с традиционным вариантом возврата денег, ваучеры на будущие перелеты на сумму, составляющую 120% от стоимости ранее купленных билетов. Компания United внесла поправки в свою программу для часто летающих пассажиров, продлив статус ее участников до 31 января 2022 г. Delta расширила льготы для участников программы SkyMiles Medallion до 2021 г. Компания Delta также расширила окно возможностей перебронирования авиабилетов на срок до двух лет для клиентов, забронировавших авиаперелеты до конца мая текущего года.

К середине апреля деятельность авиакомпании American Airlines в районе Нью-Йорка была существенно сокращена. В связи с этим 13 500 пилотов и бортпроводников согласились уйти в добровольные отпуска или досрочно выйти на пенсию в апреле и мае.

Несмотря на противоречия, вызванные грантовой структурой Закона о поддержке борьбы с коронавирусом, помощи и экономической безопасности, в соответствии с которым авиакомпании могут получить только 70% финансовых средств в качестве грантов, а оставшиеся 30% будут предоставлены в качестве ссуды под низкий процент, 10 крупных авиакомпаний США подтвердили согласие на финансовую помощь правительства на этих условиях. American Airlines получит пакет помощи в $ 5,8 млрд в виде грантов и кредитов, а Delta - $ 5,4 млрд. Авиакомпания Southwest Airlines отметила, что она должна получить $ 3,2 млрд, а JetBlue - в размере $ 935 млн. Также помощь оказана авиакомпаниям United, Alaska Airlines, Allegiant Air, Frontier Airlines, Hawaiian Airlines и SkyWest Airlines. Spirit Airlines и региональные авиакомпании Republic и ExpressJet продолжают переговоры с казначейством страны об условиях предоставляемой им помощи.

15 апреля авиакомпания United Airlines опубликовала открытое письмо сотрудникам с информацией о принятии государственной помощи в $ 5 млрд. Подчеркнуто, что хотя помощь предоставлена при условии, что до 30 сентября с. г. компания не будет практиковать принудительные отпуска работников или урезать им заработную плату, она поощряет добровольные отпуска и предупреждает о предстоящем уменьшении оплачиваемого рабочего времени с учетом сокращения авиаперевозок на 90%.

27 апреля авиакомпания JetBlue объявила об обязательном ношении лицевых масок авиапассажирами. Компания American Airlines обязала бортпроводников также использовать маски для лица. Предусмотрены, в том числе, меры тщательной дезинфекции самолетов между рейсами, а не только во время длительных стоянок ВС. Пассажирам будут раздаваться дезинфицирующие салфетки или гели, а также лицевые маски.

Авиакомпания United Airlines сообщила во внутреннем меморандуме, что в октябре текущего года уволит 30% управленческого персонала, а в компании United 30% пилотов тоже могут лишиться работы. Исполнительный вице-президент этой авиакомпании сообщила о запрете увольнять сотрудников до 30 сентября с. г. в соответствии с принятым законом. Так как расходы компании превышают ее доходы на миллиарды долларов, она должна предпринять решительные действия для продолжения работы в долгосрочной перспективе. В частности, авиакомпания уменьшила с $ 10 000 до $ 2500 максимальную сумму, на которую выдаются дополнительные билеты на другие рейсы, предоставляемые тем путешественникам, которые добровольно отказываются от мест на перебронированных рейсах.

Allegiant Air - американская бюджетная авиакомпания, выполняющая регулярные и чартерные рейсы. Как крупный авиаперевозчик, она является девятой по величине коммерческой авиакомпанией в США. Несмотря на потерю $ 33 млн в I квартале текущего года, генеральный директор заявил 12 мая, что долгосрочные перспективы компании - благоприятные. У компании достаточно ликвидности для противостояния кризису, ее недорогие билеты идеально устроят пассажиров внутренних авиалиний, которые будут стремиться сэкономить в процессе выхода из режима ограничения авиапутешествий.

Реорганизация компаний-изготовителей авиационной техники

18 марта с. г., когда президент Дональд Трамп пообещал оказывать помощь отраслям, связанным с пассажирскими перевозками, авиастроительная компания Boeing запросила не менее $ 60 млрд правительственной помощи для аэрокосмической промышленности, что, по мнению ее руководства, должно стать важнейшим фактором поддержки авиакомпаний, аэропортов, поставщиков авиауслуг и производителей авиационной техники, и поможет им сохранить устойчивое финансовое положение, т. к. коронавирус угрожает потерей2,5 млн рабочих мест в авиационной отрасли.

2 апреля с. г. генеральный директор компании Boeing Дейв Кэлхун заявил о необходимости подготовиться к возможному длительному сокращению спроса на ее продукцию. Компания планирует разработать план добровольного увольнения своих работников с выплатой им значительных денежных компенсаций и предоставлением пакета льгот. Эти меры были вызваны тем, что выпуск широкофюзеляжных авиалайнеров может упасть на 60% в течение следующих трех лет, а потенциальная приостановка внутренних рейсов в США лишь усугубит ситуацию.

В середине апреля корпорация Triumph Group, поставщик авиакосмического оборудования, приняла решение об увольнении 2500 работников в связи с сокращением производственных мощностей ее крупнейшего заказчика - компании Boeing, а компания General Electric объявила о намерении уволить половину персонала своего подразделения, производящего авиадвигатели.

30 апреля опубликована информация о сокращении компанией Boeing объемов производства и увольнении 10% персонала. В обращении к работникам компании президент и главный исполнительный директор Boeing Дэвид Кэлхун сообщил, что выпуск самолетов B787 будет уменьшен до 10 машин в месяц в 2020 г. и до семи в месяц - к 2022 г. В 2021 г. выпуск самолетов Boeing 777/ 777X уменьшится до трех машин в месяц. Объемы производства Boeing 767 и Boeing 747 останутся без изменений.

В результате этого Boeing сократит штат работников примерно на 10% за счет сочетания добровольных и принудительных увольнений, а подразделения компании, связанные с выпуском коммерческих самолетов и предоставлением сервисных услуг, окажутся одними из самых пострадавших. Несмотря на трудности, выручка компании Boeing за I квартал 2020 г. составила $ 16,9 млрд, а ранее приостановленные поставки самолетов Boeing 737 MAX должны возобновиться в III квартале текущего года.

Уверенность пассажиров ВС в том, что они не подвергнутся опасности болезнетворного заражения в процессе авиапутешествий, во многом зависит от обеспечения чистоты в пассажирских салонах. В связи с этим в ряде авиакомпаний внедряются новые стратегии для борьбы с коронавирусом. 14 мая Майк Делани, ветеран компании Boeing с 30-летним стажем, был назначен руководителем прог-раммы "Уверенное путешествие". Сотрудники компании, задействованные в этой программе, будут работать с партнерами и экспертами над улучшением процедур очистки пассажирских салонов самолетов, а также определять другие пути снижения риска заболеваний, которые могут передаваться пассажирам ВС в полете.

Прогноз дальнейшей деятельности авиационной отрасли США

Заглядывая в будущее, которое наступит после пандемии коронавируса, можно предположить, что на относительно непродолжительный период увеличится предложение на приобретение узкофюзеляжных самолетов, от которых вынуждены будут отказаться авиакомпании, не преодолевшие вызванных коронавирусом проблем. Приобретение и ввод в эксплуатацию этих ВС пережившими кризис авиакомпаниями, ранее планировавшими внедрение самолетов Boeing 737 MAX, приведет к задержкам в поставках новых узкофюзеляжных самолетов Boeing, в том числе из-за возросшего спроса на средства технического обслуживания, ремонта и эксплуатации парка подержанных самолетов.

Сектор грузовых авиаперевозок получит кратковременное преимущество, пользуясь избытком подержанных самолетов Boeing 737-800, Airbus 320 и Airbus 321. Однако в долгосрочной перспективе колебания на рынке узкофюзеляжных самолетов не окажут значительного влияния на результаты деятельности компаний - производителей авиационной техники.

Рынок широкофюзеляжных самолетов испытывал трудности еще до наступления пандемии. Вследствие этого грузовые авиакомпании, имеющие потребность в замене устаревших самолетов B747F и MD11F, смогут воспользоваться возникшим в результате кризиса пассажирских авиаперевозок предложением относительно новых подержанных самолетов Boeing 777-300ER и Airbus 330 по ценам значительно ниже, чем самые пессимистические суммы, прогнозировавшиеся ранее оценочными компаниями.

В конце 2020 г. авиакомпании, которые воспользуются снижением цен на покупку или лизинг подержанных самолетов, могут столкнуться с трудностями, связанными с включением в производственные процессы простоявших значительное время самолетов с просроченными сроками технического обслуживания. Возникнут также проблемы с пилотами в связи с просроченными датами программ поддержания уровня их профессиональной подготовки.

Что касается поставок широкофюзеляжных самолетов, то очевидно, что авиастроительные компании Boeing и Airbus, как и многие их партнеры-поставщики, лишь через некоторое время смогут выйти на экономически оправданные уровни своих прежних производственных показателей. Вынужденная задержка будет вызвана тем, что многим авиакомпаниям и арендодателям на протяжении значительного периода не потребуются ранее заказанные самолеты. Поэтому представляется предпочтительным сохранение объемов производства новых широкофюзеляжных самолетов на низком уровне на протяжении примерно двух лет после завершения вызванного пандемией кризиса. При этом совместный рынок авиатранспортной отрасли сможет восстанавливаться согласованно, а потребности в широкофюзеляжных самолетах будут удовлетворяться за счет избытка их более ранних моделей.

Заслуживает внимания высказывание известного журналиста Скотта Маккартни из одного их ведущих экономических издательств США Wall Street Journal, который раскрывает всю глубину кризиса в туристической отрасли. Основываясь на статистических данных, он заявил, что на восстановление этой важнейшей для мировой экономики отрасли понадобится период продолжительностью более чем шесть лет, которые оказались необходимыми для восстановления международного туризма после террористической атаки в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Дело в том, что корректирующие меры, которые необходимо предпринять для преодоления результатов продолжающейся в настоящее время пандемии коронавируса, не так четко ясны, как те, которые были предприняты в туристической отрасли после одной из наиболее бесчеловечных террористических атак. Другие данные, опубликованные г-ном Маккартни, иллюстрируют ожидаемое снижение деловой активности в аэропортах Нью-Йорка на 95% по сравнению с прошлым годом, равно как и снижение на 73% производительности авиакомпаний мира, а также временный вывод из эксплуатации 60% мирового парка воздушных судов.

В марте этого года компания Boeing объявила об аннулировании 150 заказов на самолет Boeing 737 MAX. Эта тенденция может расшириться. В докладе аналитического подразделения финансовой компании Cowen Research прогнозируется: до конца 2020 г. девять ведущих авиакомпаний США выведут из эксплуатации около 9000 самолетов и уволят около 100 000 работников после того, как в сентябре закончится действие упомянутого выше Закона о защите рабочих мест. Вместе с тем, по мнению Cowen Research, в 2020 г. ни одна из упомянутых выше авиакомпаний не обанкротится.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 июня 2020 года | Дайджест публикаций за 10 июня 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости