О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"К концу июня на 35% продаж выйдем": аэропорты Татарстана потеряли до 95% пассажиров

Внутренний туризм не вытянет отрасль авиаперевозок - денег у людей нет, большинство из них предпочитают на курорты ездить на своих авто или отсиживаться на дачах, утверждают участники рынка

Внутренний туризм не вытянет отрасль авиаперевозок - денег у людей нет, большинство из них предпочитают на курорты ездить на своих авто или отсиживаться на дачах, утверждают участники рынка. В аэропорту Бегишево до сих пор 100% сотрудников в "простое", на работу выходят для обслуживания отдельных рейсов, а пассажиропоток в "Казани" упал с 220 тыс. человек в январе до 12 тыс. в апреле. О том, как аэропорты собирается спасать правительство, - в материале "БИЗНЕС Online".

100% сотрудников Бегишево отправлены в простой, пассажиропоток упал в 23 раза

665 сотрудников аэропорта Бегишево сегодня находятся в простое, еще четверо - в отпуске без сохранения зарплаты, сообщают источники "БИЗНЕС Online", знакомые с ситуацией. В пресс-службе аэропорта подтвердили, что по состоянию на 1 июня списочная численность персонала составляет 665 человек. Простой был объявлен с 6 апреля и длится до сих пор, с того времени рабочие дни аэропорта можно пересчитать по пальцам. В период простоя сотрудники, не занятые обслуживанием воздушных судов и пассажиров, в апреле трудились 8 дней, в мае - 4 рабочих дня с личным присутствием на рабочем месте с полной оплатой, остальные рабочие дни оплачивались в виде 2/3 оклада удаленной работы из дома. В июне у сотрудников будет 9 полных рабочих дней с личным присутствием на месте и полной оплатой, остальные дни будут также оплачиваться исходя из 2/3 оклада удаленной работы. Срок выхода из простоя теперь зависит от того, сколько рейсов сохранится в июле от заявленного расписания. Сейчас в июле в расписании Бегишево стоят рейсы в Анталию и Монастир, Геленджик, Краснодар, Москву, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи и Сургут.

Нижнекамская воздушная гавань по итогам прошлого года обслужила 785 тыс пассажиров. Предыдущий годовой максимум объема перевозок приходился на 2018 год, когда в Бегишево приняли 777,2 тыс. пассажиров. Пиковым месяцем в 2019 году был июль: за месяц аэропорт обслужил 83,2 тыс. пассажиров. В топ-лист наиболее популярных маршрутов по итогам 2019 года попали такие направления, как Москва (515 737, 66% от всего пассажиропотока), Санкт-Петербург (64 402), Сочи (47 805), Краснодар (16 727), Ростов-на-Дону (15 981), Анталия (83 167).

Но если раньше выполнялось до 35 рейсов в неделю в Москву, то сегодня на онлайн-табло из пяти рейсов в столицу отменены три и столько же отменены обратно в Бегишево. Также перекрыто и южное направление - Сочи, Симферополь, Краснодар и Анталия. Всего из 10 рейсов вылета отменены семь, такая же статистика и по рейсам прилета.

В 2020 году в Бегишево планировали увеличить частоту выполнения рейсов в Санкт-Петербург ("Победа)", Краснодар ("Азимут") и Анталию (за счет дополнительных рейсов авиакомпании Nordwind Airlines, Ural Airlines и чартерных рейсов нового перевозчика - авиакомпании Onur Air). Также в планах аэропорта было обеспечить высокую загрузку новому рейсу авиакомпании S7 Airlines в Новосибирск, выполнение которого началось с 4 января 2020 года.

По данным Росавиации, пассажиропоток "Бегишево" в апреле 2020 года упал в 23,7 раза по сравнению с показателем апреля 2019 года. В январе этого города нижнекамским аэропортом воспользовались 50,8 тыс. человек, в феврале 49,1 тыс. в марте 41,9, в апреле - 2.5. Значительно упал и объем перевозимых грузов: в феврале и в марте это было 41 тонна, а в апреле всего 3,4.

Пассажиропоток "Казани" упал с 220 до 12 тысяч, а в "Бугульме" только на 40%

В пресс-службе международного аэропорта "Казань" нашему корреспонденту не назвали число отправленных на простой и уволенных сотрудников, сославшись на то, что это внутренняя информация. Однако по данным нашего издания, в мае аэропорт планировал сократить 4 сотрудников. исполнены ли эти планы, пока неизвестно.

Однако по данным по пассажиропотоку на 1 июня, аэропорт "Казань" также в очень тяжелом положении. В январе 2020 через воздушные ворота столицы РТ прошли 226,9 тыс. пассажиров, в феврале - 207,7, в марте 167,2, в апреле всего 12.

В аэропорту признали, что объем перевозок стал заметно выше, чем месяцем ранее. Однако говорить о "налаживании жизни" пока рано. "Да, возрастает число рейсов и объем обслуживаемых пассажиров. Возвращаются в маршрутную сеть курортные направления - юг России", - подтвердил руководитель пресс-службы воздушной гавани Казани Адель Гатауллин.

Весь прошлый месяц, как только начался постепенный выход из режима самоизоляции, аэропорт Казани возобновлял рейсы по внутренним направлениям. С 5 мая возобновились полеты в Горно-Алтайск, с 19 мая - в Ярославль, с 22 мая - в Воронеж. Согласно информации онлайн-табло аэропорта Казани, в настоящий момент осуществляется авиасообщение с Томском, Москвой, Пермью, Екатеринбургом, Волгоградом, Оренбургом, Новосибирском, Санкт-Петербургом, Нижневартовском, Сочи.

Аэропорт "Бугульма" оказался устойчивее других - если в марте он перевез 4,3 тыс. пассажиров, то в апреле 2,6 тыс - всего на 1,7 меньше. падение по перевозкам грузов также незначительное - с 2 до 1,5 тонн. В аэропорту "Бугульма" заняты все сотрудники, нет ни простоя, ни сокращений ни увольнений, сообщил нашему корреспонденту генеральный директор аэропорта Ринат Шакиров. Всего в аэропорту трудоустроены 185 сотрудников. "Падение объема есть, по итогам года будет, скорее всего, убыток, но мы начинаем выходить из кризиса: с 15 июня начинаются рейсы на Москву, к концу месяца возобновится вахта. Ну, и "Татнефть" нас поддерживает", - говорит генеральный директор. По словам Шакирова, организация прошла множество оптимизаций, в результате которых пришла к такой численности работников, "которая позволяет работать полным составом и при малых объемах".

По данным онлайн-табло аэропорта Бугульмы, стабильно выполняются рейсы в Сургут, Новый Уренгой, Нижневартовск и в Москву.

"Каждый месяц откладывания развития туризма убивает отрасль"

Восстановление авиаперевозок будет медленным, резкого роста продажи билетов ожидать сейчас не стоит, уверен генеральный директор AVT Азамат Сабиров. Людей, по его словам, пока пугает режим ограничений в ряде регионов - по прилету кого-то ждет карантин, а где-то прилететь можно только со справкой. Но в компании надеются выйти на уровень продаж билетов в 35% от докоронавирусного. "Если в апреле-мае мы продавали 5-7% билетов от общего объема по сравнению с прошлым годом, сейчас это 15-20%, к концу июня думаю, на 35% мы выйдем", - рассказал Сабиров корреспонденту "БИЗНЕС Online".

Треть потенциальных пассажиров, по его словам, просто никуда не полетит из-за нехватки финансов, остальная часть бизнеса, которая раньше летала на переговоры, перевела все дела в онлайн и посчитала это выгодным. К тому же большинство запланированных конференций, спортивных мероприятий перенесли на следующий год, и объема полетов прошлого года уже не будет. Он, по оценке Сабирова, составляет порядка 60% полетов. "Если из этих 60% хотя бы 30% сохранится, мы хотя бы в ноль сможем выходить, а не в убытках сидеть. В марте убыток был процентов 25, апрель-май уже 95% убытка", - говорит наш собеседник.

Внутренний же туризм, на который делают ставку российские власти, по мнению Сабирова, не вытянет отрасль и повального наплыва на наши курорты не будет. Турбизнес работает по системе бронирования и предоплаты, а в связи с кризисом этих средств компании сейчас вряд ли получат. Россияне, скорее всего, поедут на отдых на своих автомобилях или останутся сидеть на дачах.

Что касается сроков открытия международных рейсов, то пока сложно прогнозировать конкретные даты. Все будет зависеть и санитарно-эпидемиологической обстановки и от желания и достатка пассажиров. "Авиакомпаниям лететь в Турцию с пустым бортом на 200 человек не выгодно. Никто не знает, какой будет поток. В сентябре Турция может и пойдет, но власти могут сказать, что пошла вторая волна, добавил гендиректор AVT. - С каждым месяцем денег меньше, каждый месяц откладывания развития туризма убивает отрасль".

Напомним, еще с конца марта российской авиаотрасли предвещали череду банкротств из-за введенных в стране ограничительных "противокоронавирусных" мер. Авиаперевозчики столкнулись с резким падением пассажиропотока, что привело к глубоко отрицательной рентабельности. Негативно на отрасли сказались и скачок доллара, и перебои с поставкой иностранных деталей, и прекращение обучения экипажей за рубежом, и недружественная политика аэропортов, из-за которой, боясь банкротства перевозчиков, им выставляли суровые условия по обслуживанию бортов.

В середине мая правительство России по поручению Владимира Путина выделило авиакомпаниям 23,4 млрд рублей на возмещение убытков. Субсидию можно было потратить на зарплаты персоналу, лизинговые платежи, оплату стоянок бортов и на операционную деятельность с содержанием имущества. Авиакомпании повально стали получать госпомощь, и ситуация постепенно выровнялась.

В минтрансе РФ разработали и меры поддержки аэропортов. 30 мая премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 10,9 млрд рублей на субсидии аэропортам для выплаты зарплат сотрудникам (кроме руководящего состава и совета директоров), на оплату страховых взносов, содержание и ремонт зданий, оборудования и транспорта. Ожидалось, что аэропорты получат компенсации из расчета 195,4 рублей на каждого утраченного пассажира по сравнению со вторым кварталом 2019 года. О старте подачи заявок на получение субсидий Росавиация объявляла 4 июня....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка