Автор: Дарья Буравчикова
Опубликовано: 25.06.2020, 09:21
 

Чтобы крылья не склеили ласты. Как авиаотрасли вернуться к жизни?


[image]

Как переживает коронакризис гражданская авиация и почему залог развития перевозок - это дешевые билеты на самолеты (и будут ли они когда-то такими), рассказывает заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.

Дарья Буравчикова, "АиФ": Юрий Михайлович, ваш прогноз - когда международные перелеты возобновятся после пандемии?

Юрий Сытник: Точной даты полного открытия авиасообщения нет. Ведь для принятия такого решения нужно быть уверенным в безопасности. Пока же многие страны даже не прошли пик пандемии. Есть страхи по поводу второй волны заболевания (а его развитие изначально было связано именно с туризмом, с теми, кто прилетал из-за границы). Много неясного и во внешней политике - напомню, отношения с Египтом так и не восстановлены, отношения с Турцией тоже складываются не лучшим образом. Международные перевозки будут открываться не сразу и по принципу паритета: согласны должны быть обе страны. Внутри страны ситуация чуть легче: открывается Крым (о том, каким будет отдых там, читайте на страницах этого номера. - Ред.), большинство авиаперелетов с туристической целью в этом сезоне будет туда (аэропорт Симферополя уже заявил, что будет обслуживать прямые рейсы из 50 городов России, что в 4 раза больше, чем прошлым летом. - Ред.). В целом же для гражданской авиации туристический сезон потерян, и, дай бог, перевозки в полном объеме восстановятся к началу следующего года.

Сколько выживет компаний

- Как пандемия изменит рынок отечественных авиаперевозок - все "выплывут", вернее было бы сказать, "взлетят" после простоя?

- Нет, не все. Коронавирус оставил без шансов многие авиакомпании, которые выжить не смогут, и нас ждет череда авиабанкротств. Есть те, кто считает перевозки по воздуху высокомаржинальной отраслью, но это далеко не так. Многие компании летали на грани окупаемости. Судите сами: авиакеросин у нас стоит 55 тыс. руб. за тонну (в Европе в пересчете на рубли - 28 тыс. руб.), обслуживание аэропорта - от 10 до 20 долл. за пассажира (в США - до 5 долл.). Именно из-за этих беспрецедентно дорогих составляющих цена билета на самолет столь высока, и дело не в жадности авиакомпаний. Крайне дороги в обслуживании самолеты, особенно американские, - обслужить их, купить для них детали стоит в несколько раз дороже, чем обслужить наш "Суперджет" или Ил-96. Впрочем, и с нашими деталями не все гладко. Порой новые самолеты, налетавшие всего 6-10 тыс. часов, стоят на поле и не поднимаются из-за отсутствия одной нужной детали. В среднем из 10 бортов летает 6, а 4 стоят как самолеты-доноры, с которых снимают детали для других. В советское время министр гражданской авиации Борис Бугаев голову бы оторвал любому начальнику управления, если бы самолеты так стояли! Был приказ - с самолета, который по каким-то причинам не летает, снимать запасные части запрещалось. Теперь часто просто нет выбора. Хотя Сергей Чемезов, глава "Ростеха", заявил, что будет уделять огромное внимание именно снабжению самолетов запчастями и теми необходимыми деталями, которые отрабатывают свой ресурс. Ну, посмотрим - теперь, после пандемии, у авиации стало куда больше проблем.

Простой в течение 3 месяцев (а в это время самолеты тоже нуждаются в обслуживании) крайне дорог. Однозначно выживут крупные компании - "Аэрофлот", S7, "Ютэйр", "Уральские авиалинии", "Оренбургские авиалинии", "Якутия". Будут влезать в долги, брать кредиты, чтобы остаться на плаву и после возобновления перевозок их "отработать".

- Слышала фантастические прогнозы, что на рынке пассажирских перевозок в России останутся 1-2 компании, государственные. Может до такого дойти?

- И это не было бы плохо. Я считаю, такие отрасли, как газодобывающая, нефтедобывающая, химическая промышленность и авиация, должны быть государственными. То, что сегодня авиакомпании коммерческие, привело лишь к возникновению дополнительного количества олигархов, которые не платят налоги в стране, а деньги выводят в офшоры, вместо того чтобы вкладывать в развитие бизнеса. Пассажирам от этого ничего хорошего нет.

Кому дать денег

- Сейчас, после коронавируса, государство достаточно поддерживает авиакомпании и аэропорты?

- Ну как оно поддерживает? Отсрочили платежи - за использование земли, за электроэнергию, за воду, газ, но потом эти деньги все равно надо отдавать. Это не помощь, это просто, я бы сравнил так, оттянули резинку на трусах, чтоб потом "щелкнуть".

- А что реально нужно было бы сделать государству, чтобы помочь отрасли восстановиться?

- Существенно помогло бы обнуление налогов хотя бы на этот год, снижение цены на авиакеросин (мы все же эту нефть сами добываем, почему вообще керосин у нас дороже, чем за рубежом, почему не обнулить акцизы ради поддержки?). Реальной помощью от государства было бы сделать так, чтобы люди летали, и летали много.

- Есть ощущение, что государство постоянно раздает деньги - то авиакомпаниям, то аэропортам. А почему бы не дать денег людям - тем самым пассажирам, чтобы после возобновления полетов любой желающий смог бы пойти и купить авиабилет. Разве такая стимулирующая мера не лучше, чем деньги, которые оседают по большей части в виде премий в карманах менеджеров?

- В Германии, Швеции, Норвегии действительно есть подобная мера. Но у нас если дать 400-500 евро на человека, то кто завтра выйдет на работу? У нас другой менталитет, с нами эта мера поддержки работать не будет. Прежде всего, чтобы помочь людям летать, нужно удешевить билеты. Для этого дать дотации на топливо авиакомпаниям. Летаешь на территории России - значит, топливо должно быть в 3 раза дешевле. Снизить налоговые платежи, убрать НДС. Более долгосрочная мера - обеспечить наши авиакомпании российскими самолетами. Чтобы деньги шли в наш бюджет, а не в "копилку" иностранцам. Сегодня львиную долю денег, которые зарабатывают те же "Аэрофлот", S7 или "Ютэйр", мы отсылаем в Америку: у них импортные борта, все чек-формы делаются там, запчасти идут оттуда, самолеты стоят в 2-3 раза дороже, чем наши. Хотя налет на неисправность или отказ детали и узла такой же, как на российских самолетах. Нужно думать об этом и кардинально поменять отношение нашего правительства к воздушному транспорту.

И конечно, государство должно поддерживать авиаперевозки в Якутске, Магадане и других регионах, где другого транспорта нет. Потому что иначе мы можем просто потерять и Дальний Восток, и Сибирь. Это в Европе можно обойтись без авиации, а у нас как ты преодолеешь эти 6 тыс. км? Куда ты доедешь на автомобиле - весной выехал, осенью приехал?

- Из-за эпидемии сокращения летного состава были?

- Конечно. Компании потеряли до 40% летного состава и бортпроводников. Технический же состав пока сокращают по минимуму, потери там могут оказаться невосполнимыми. Если тех же летчиков на рынке много, то техники, лишаясь работы в авиации, прекрасно уходят в другие сферы и больше к нам не возвращаются. Техников и инженеров надо особенно беречь, без них самолет не взлетит. Впрочем, за профессиональных летчиков компании тоже держатся, ведь на рынке сегодня немало горе-профессионалов. То и дело слышишь новости, как на летном поле один самолет ударил другой - то в "Шереметьеве", то в Ростове, то где-то еще. Каждый специалист на вес золота, и подготовка летного, технического состава обходится очень дорого. Таким квалифицированным кадрам авиакомпании предпочли платить немаленькие зарплаты все то время, что сидим на земле, но не сокращать.

- В разных странах экспериментируют с компоновкой салонов, чтобы защитить пассажиров от коронавируса: где-то пространство увеличивают, где-то устанавливают пластиковые разграничители. На ваш взгляд, это действительно может войти в жизнь или делается, просто чтобы было о чем поговорить?

- Однозначно второе. Все эти изыски не учитывают правильную загрузку борта и центровку. Более того, самолет рентабелен в том случае, если загрузка борта не менее 75%. Если, как хотел Роспотребнадзор, они станут летать с загрузкой в 50%, никакой экономики перевозок не будет. Это убыточные полеты, которые - если уж так надо посадить людей через одного (хотя как это поможет против вируса?) - должно компенсировать правительство. Но ни о каких компенсациях речи не идет.

Кстати

Сколько стоят перелеты в Крым*

Прямые рейсы в Симферополь из:
Сургута - 24 000 руб.
Уфы - 22 900 руб.
Омска - 19 700 руб.
Новосибирска - 18 700 руб.
Москвы - 11 100 руб.
Волгограда - 7950 руб.
Сочи - 6500 руб.

*Перелет в августе, на одного человека, тариф без багажа, эконом, туда-обратно.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 июня 2020 года | Дайджест публикаций за 25 июня 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости