О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Век автожиров: от рождения до возрождения

Начало XX века подарило человечеству множество летающих машин. Авиаторы отпраздновали 100 лет со дня первого полета самолета и вертолета

Начало XX века подарило человечеству множество летающих машин. Авиаторы отпраздновали 100 лет со дня первого полета самолета и вертолета. Сегодня мы отмечаем вековой юбилей автожиров. Вспомним историю их появления и узнаем экспертное мнение заслуженного летчика-испытателя в видео с МАКС-2019.

Изобретение Хуана де ла Сьервы

Споры о том, какую дату считать днем рождения самолета и вертолета, продолжаются по сей день. Историки пытаются забрать пальму первенства у братьев Райт, напоминая о работах российского конструктора Александра Можайского, француза Клемента Адера, американца Густава Уайтхеда и многих других. В вертолетостроении славу первооткрывателей снискали братья Луи и Жак Бреге, поднявшие свой Gyroplane в сентябре 1907 года, и Поль Корню, чей Antoinette осуществил первый свободный полет 13 ноября того же года. А вот история рождения автожиров не вызывает сомнений. Появление нового класса летательных аппаратов связано с именем испанского инженера Хуана де ла Сьервы.

Будучи всего 16 лет от роду, Хуан заинтересовался самолетостроением и даже принял участие в постройке первых испанских летательных аппаратов. В 1919 году совершает полет спроектированный им бомбардировщик. Однако конструктора постигла неудача: во втором испытательном полете машина сорвалась в штопор и разбилась. По мнению историков, именно это событие подвигло изобретателя к созданию нового класса летательных аппаратов - автожиров (от греческих autos - "сам" и gyros - "круг"). Подъемную силу создает несущий винт, который не имеет жесткой связи с двигателем, при этом винт постоянно вращается за счет набегающего потока воздуха или так называемой авторотации. При относительно простой конструкции испанцу удалось создать летательный аппарат, способный взлетать с очень небольшим разбегом, совершать посадку практически вертикально и даже с выключенным двигателем, и при этом легко маневрировать.

Любителям авиации памятна дата 1 июля 1920 года: именно в этот день Хуан де ла Сьерва подал заявку на получение патента на изобретение автожира. В том же году был построен первый образец Cierva C.1, которому, однако, не было суждено взлететь. Успех пришел позже: в 1922 году был собран Cierva C.4 усовершенствованной конструкции, и 9 января 1923 года на нем был выполнен первый четырехминутный полет протяженностью около четырех километров.

Николай Камов: начало пути

Выдающийся советский авиаконструктор, создатель вертолетов соосной схемы Николай Камов тоже совершил свои первые шаги на конструкторском поприще в области самолетостроения, работая в КБ Дмитрия Григоровича. В конце 1920-х, не отрываясь от основной работы, он вместе со своим партнером Николаем Скржинским создал первый советский автожир КАСКР-1 "Красный инженер". 25 сентября 1929 года состоялся первый полет этой машины. Вскоре появилась усовершенствованная модель КАСКР-2, выполнившая немногим менее ста успешных испытательных полетов.

Следом за этими винтокрылыми машинами последовали более совершенные проекты, в 1930-е годы было построено порядка 15 различных типов и модификаций автожиров разных изобретателей. Но наибольшего успеха добился именно Николай Камов. Созданный им ЦАГИ А-7 поставил мировой рекорд грузоподъемности, подняв 750 кг полезной нагрузки, достиг скорости свыше 220 км/час, выполнил полеты на расстояние 1000 километров. Усовершенствованный А-7бис не только успешно прошел государственные испытания, но и выпускался серийно. Один из автожиров в 1941 году принял участие в Смоленском оборонительном сражении.

Автожиры на МАКС

Возрождением интереса к автожирам мы обязаны энтузиастам, представляющим авиацию общего назначения (АОН). В начале 1960-х годов сразу несколько проектов было реализовано в США, а в нашей стране бум интереса к этим летательным аппаратам начался в нынешнем столетии. За непродолжительный срок разработано более десятка различных моделей и модификаций.

Конечно, автожиры демонстрировались и на Международных авиационно-космических салонах. Так на МАКС-2001 широкой общественности был показан автожир А-002 разработки ОКБ легкой авиации Иркутского авиационного производственного объединения. В 2005-2009 годах компания "ГиРос" демонстрировала макеты легких одноместного и двухместного автожиров, с 2011 года экспонировались уже летные опытные образцы этих машин. Посетители салона могли увидеть и разработку Отраслевого специального КБ экспериментального самолетостроения Московского авиационного института МАИ-208 в рамках МАКС-2015.

Внимание разработчиков и производителей легких летательных аппаратов к Международному авиационно-космическому салону в 2019 году было высоко как никогда ранее. В первую очередь этому способствовала организация специальной программы "Малая авиация и авиация общего назначения на МАКС-2019", в рамках которой экспоненты оплачивали минимальный регистрационный взнос, предполагающий выделение на статической стоянке места для воздушных судов массой до двух тонн. Гости салона смогли увидеть более 50 легких и сверхлегких воздушных судов, выставленных на экспозиции АОН. Помимо открытой площадки, был развернут и павильон, в котором прошли презентации новой авиатехники.

За сто лет автожиры смогли занять свою нишу как надежные, безопасные и недорогие летательные аппараты, способные решать широкий круг задач. Они не развивают высокой скорости и не перевозят многие тонны грузов. Зато они способны подарить радость полета и решить транспортные проблемы своего владельца. Надеемся, что не за горами то время, когда на МАКС, помимо автомобильных парковок, будут предусмотрены стоянки для посетителей, прибывающих на выставку на личных самолетах, вертолетах и, конечно, автожирах....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка