О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крепнут крылья Балтики

Минобороны России отметило существенно возросший весной этого года уровень военной активности США и их союзников по НАТО вблизи российских границ

Минобороны России отметило существенно возросший весной этого года уровень военной активности США и их союзников по НАТО вблизи российских границ.

Повышение интенсивности воздушной разведки альянса фиксировалось в акваториях Балтийского, Черного морей и в восточной части Средиземного моря.

Об этом в Национальном центре управления обороной РФ на брифинге для представителей СМИ сообщал начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Сергей Рудской.

Во всех случаях наши средства ПВО своевременно обнаруживали стратегические бомбардировщики, разведывательные самолеты и беспилотные летательные аппараты, устанавливали за ними непрерывный контроль и принимали меры по недопущению инцидентов.

- Для предотвращения их агрессивных разведывательных действий мы вынуждены были поднимать дежурные истребители в воздух, - отмечал генерал-полковник Сергей Рудской. - Если в апреле таких случаев было семь, то в мае - уже 17, то есть увеличение более чем в два раза.

В связи с этим у летчиков Су-27 морской авиации Балтийского флота, несущих боевое дежурство, вылетов стало больше. В багаже наших асов - множество перехватов.

Истребителям приходится подниматься в небо в связи с приближением к границам самого западного региона России стратегических разведчиков ВВС США RC-135W, транспортных самолетов ВВС Дании СL-604 Challenger, шведских разведчиков Gulfstream 4, высотных стратегических бомбардировщиков B1-B и т. д.

- Эти самолеты хорошо известны балтийским летчикам, - говорит заместитель командира истребительного полка подполковник Евгений Долгов.

Он отмечает, что, несмотря на корректировку планов боевой учебы в связи с коронавирусной инфекцией, налет в полку в зимнем периоде обучения не упал, он составил сто процентов от запланированного. Это произошло в немалой степени за счет подготовки молодого летного состава.

В зимние и весенние месяцы полк был задействован в обеспечении сил флота во время различных учений надводных кораблей, а также государственных испытаний. Начало лета вновь связано с активностью ВВС НАТО в связи с проводимыми в Балтийском море маневрами "Балтопс". Российские истребители - в готовности к вылетам для сопровождения
Су-24 и Ил-20.

- Выполнение задач, связанных с защитой воздушных границ России, - важная и ответственная миссия, - резюмирует подполковник Долгов.

Для отработки подобных задач в небо поднимаются опытные пилоты, но растет и смена. В конце прошлого года в полк прибыли девять молодых летчиков - выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Заместитель командира истребительного полка по летной подготовке подполковник Денис Пешехонцев отмечает, что четверо из них уже приступили к самостоятельным полетам, выполняют простой пилотаж на малых высотах. Это старший лейтенант Артур Рахматуллин, лейтенанты Михаил Еманов, Никита Егоров, Александр Станкевич.

Становлению на крыло недавних курсантов было уделено особое внимание. Они первые прошли переобучение на новый тип самолета и теперь, как и их старшие товарищи, несущие боевое дежурство, поддерживают уровень натренированности, оттачивая приобретенные навыки.

Летчик авиационного звена старший лейтенант Артур Рахматуллин вспоминает свой первый самостоятельный полет. Говорит, что подготовка к нему была тяжелой, потому что не летал более двух лет, пришлось проходить все заново: изучать теорию, отрабатывать практические вопросы. Во время летных смен его инструктировал подполковник Пешехонцев, за что Артур благодарен опытному летчику.

- Погодные условия во время первого самостоятельного полета были хорошими, - вспоминает молодой офицер. - Был солнечный день. Из-за бокового ветра совершил посадку на одну стойку. Не жестко, но немного некрасиво. Тем не менее впечатления остались незабываемые, ведь я долго ждал этот день!

Юноша родом из Башкортостана. Окончив Краснодарское высшее военное авиационное училище, в 2018 году оказался на Северном флоте, потом перевелся на Балтийский, где и поднялся в небо.

В авиации он не случайно. Отец Артура тоже летчик, выпускник Черниговского высшего военного авиационного училища. Летал на МиГ-23. Сын продолжает дело отца.

Сослуживец Артура летчик авиационного звена лейтенант Александр Станкевич прибыл на Балтийский флот в ноябре 2019-го. Так как родом он из Краснодара, то и выбор вуза вполне понятен. Александр пошел в авиацию, потому что влюбился в самолеты. Мысль о том, что было бы круто научиться управлять дюралевой птицей, пришла ему еще в 9-м классе. В 2014 году он поступил в летный вуз. И во время профессионального отбора со множеством тестов, и во время учебы было нелегко, но Александр справился. Будучи курсантом, поднимался в небо на Л-39 и МиГ-29. Готовился, как полагается, ответственно, по-деловому. Придя в истребительный полк осенью прошлого года, в начале апреля отправился в полет с инструктором майором Алексеем Коваленко. Говорит, что летать с ним было - одно удовольствие: изучил район вдоль и поперек, освоил основные режимы. А 24 апреля Александр самостоятельно поднялся в небо, чему был безмерно рад.

Не скрывает эмоций, рассказывая о своем становлении, и старший летчик звена лейтенант Никита Егоров. Говорит, что опытные инженеры и летчики с особой тщательностью проверяли его знания. Подполковник Пешехонцев был взыскателен и строг, задавая вопросы касательно руководства по летной эксплуатации самолетов. Затем - наземная подготовка, первый контроль готовности. 10 апреля прошел первый полет с командиром полка полковником Алексеем Малафеевым. В Су-27 у Никиты руки вспотели от волнения - всю жизнь мечтал летать на истребителях, потому так отреагировал. И вот вырулил на полосу, была отдана команда на взлет, отпущены тормоза, разбег, подъем в небо…

- У меня эмоции зашкаливали, - взволнованно говорит Никита. - Я всю жизнь прожил в Калининградской области, а тут впервые увидел ее с высоты птичьего полета. Маршрут пролегал до Балтийска. Там развернулись, вошли в 4-ю пилотажную зону. Вижу бывший военный аэродром в поселке Нивенском, где когда-то базировался полк. Я ведь рядом жил…
К слову, Никита Егоров - единственный из сверстников-нивенчан, кто стал летчиком. Когда из кабины самолета молодой офицер увидел знакомый с детства аэродром, свой дом, внутри все словно сжалось.

Полеты никогда не повторяются, говорит Никита, заимствуя фразу командира части, который с первых дней учит его думать головой. Специфика работы такая, что все действия в воздухе нужно просчитывать наперед.

- Мне этот самолет дался не сразу, - честно признается лейтенант Егоров. - Первый контрольный полет был вместе с командиром полка. Самостоятельный - 14 мая. Командир приезжает на машине, подходит, спрашивает, где мой "зэша", говорит: "Бери - и бегом на самолет!" Я сажусь в Су-27 с бортовым номером 83, а техник мне шепотом: "Давай! Жду тебя на земле". Запустил двигатель, вырулил на ВПП, аккуратно поднялся в небо. Сделал один, второй разворот, вижу - солнце начало садиться, вокруг зелень лесов, желтые рапсовые поля и золотистое море. Это так красиво! Как можно все это не любить?! - завершает свой рассказ Никита.

Эстафету подхватывает еще один молодой летчик - лейтенант Михаил Еманов. Он, как и другие новобранцы, в этом году должен завершить подготовку к полетам в простых и сложных метеоусловиях днем, к боевому применению, которое предусматривает, например, пуск ракет на полигоне, а также к боевому дежурству.

- МиГ-29, самолеты, на которых мы учились летать в училище, схожи с Су-27, так что эта программа летной подготовки нам знакома, - отмечает Михаил.

Кроме полетов в сложных метеоусловиях и пусков ракет, молодежь ждет сложный пилотаж на малых высотах.

Нужно быстро и качественно освоить программу летной подготовки и быть готовым эффективно выполнять подъемы в составе дежурных сил.

- Мы хорошо понимали, как раньше, так и сейчас, в чем заключается наша работа, - подытоживает лейтенант Михаил Еманов. - Это защита западных рубежей России.

Пока молодые летчики становились на крыло, опытные пилоты готовились к проведению особо важного мероприятия - военного парада, посвященного 75-летию Великой Победы.

9 Мая звено истребителей Су-27 во главе с командиром истребительного авиационного полка полковником Алексеем Малафеевым уже продемонстрировало свое мастерство, пролетев на высоте 300 метров над площадью Победы областного центра. Участниками воздушного показа были также заместитель командира полка по военно-политической работе подполковник Сергей Каинов, заместитель командира эскадрильи майор Василий Антипин и командир звена капитан Иван Сапегин. В параде 24 июня приняли участие те же военнослужащие, за исключением командира. Почетная миссия ведущего была возложена на подполковника Каинова, а в состав квартета Су-27 был включен и заместитель командира эскадрильи майор Алевтин Кучумов.

75-летие Победы - это крупная дата в российской истории, поэтому и отбор кандидатов для проведения воздушного парада был серьезным. Важнейшим требованием для участия был опыт пилотов. К слову, в составе парадного звена - летчики 1-го и 2-го класса, умело выполняющие задачи в сомкнутых строях, способные оперативно принимать грамотные решения.

- К вящему славословию в наш адрес можно сказать, что весь летный состав - это военнослужащие с высокими морально-психологическими качествами, - сказал заместитель командира истребительного полка по военно-политической работе подполковник Сергей Каинов.

Он напомнил, что перед показом 9 Мая состоялись три репетиции. Такой же объем тренировок предшествовал и июньским торжествам. Стоит отдать должное командиру части полковнику Малафееву, который загодя начал готовить личный состав к данному мероприятию. В итоге задачи в сомкнутых боевых порядках на малых и средних высотах в полку сегодня могут выполнять пять экипажей.

Принято считать, что первая пара формирует лицо строя, задает параметры, а вот задача третьего и четвертого самолета - выдержать их. Еще одна особенность - морально-психологическая. На пилотах лежит большой груз ответственности, поэтому присутствует нервное напряжение и в течение всей подготовки, и во время парада. С земли не видно, но на самом деле в небе расстояние между самолетами иногда может сокращаться до метра. Это происходит не только из-за волнения, которое всегда есть даже у самых опытных асов, но и из-за аэродинамических факторов. Над Калининградом выполнять пролеты звеньями достаточно сложно. Истребители попадают под воздействие ветровых потоков, вихрей, которые формируются из-за высотных зданий. Кроме того, не просто идти за штурмовиками, взбаламутившими атмосферу. Да и маршрут неблизок. Взлетая с аэродрома в Чкаловске, Су-27 совершают посадку в Черняховске, где участники воздушного парада выстраиваются в боевой порядок, поднимаются и звеньями идут вдоль границы. В районе поселка Невского они производят поворот на столицу Янтарного края, потом в боевом порядке проходят чуть в стороне от площади Победы, чтобы их было хорошо видно с трибуны, и удаляются, оставив шлейф от пилотажа в небе и подарив яркие эмоции гостям и жителям областного центра.

Чтобы выставить на парад звено, напряженно работают и техники. Самолеты должны быть проверены, обслужены, заправлены, поэтому не только летчики, но и инженерно-технический состав трудился в эти дни с повышенной нагрузкой.

Военнослужащие истребительного авиационного полка не единожды становились участниками военных парадов. Это было и в современной России, и в советское время, когда часть носила имя маршала авиации А.И. Покрышкина.

- Мы считаем, что должна быть восстановлена историческая справедливость, - так заместитель командира по военно-политической работе подполковник Сергей Каинов отвечает на вопрос о возвращении полку наименования в честь прославленного летчика. - Такие имена, как Александр Иванович Покрышкин, Григорий Андреевич Речкалов, Александр Федорович Клубов, - это достояние всей страны. А костяк нашей части - выходцы из расформированного в 2010 году известного в авиации СССР полка, зарекомендовавшего себя и в годы Великой Отечественной, и по результативности боевой учебы в послевоенный период и в наши дни.

В 2010 году подполковник Сергей Каинов провожал, как ему тогда казалось, полк в небытие. Сегодня офицер считает своим долгом возродить славные традиции, и для него возвращение имени соединения - дело чести.

- Поколение, которое было лично знакомо с Александром Ивановичем Покрышкиным, ушло из жизни в начале 90-х годов прошлого века, - говорит подполковник Каинов. - Уже нет в живых тех, кто помнил, как свободно можно было общаться с маршалом авиации. По рассказам ветеранов, Александр Иванович был исключительно порядочным, внимательным к людям. Заслуги его даже не в том, что он сбил около 60 самолетов противника, а в том, что вырастил плеяду воздушных асов. В содружестве с Григорием Речкаловым и Александром Клубовым он сформировал школу воздушного боя.

Заместитель командира по военно-политической работе вспоминает, как А.И. Покрышкин вручал его отцу Евгению Константиновичу Каинову, входившему в сборную СССР по высшему пилотажу, золотые именные часы. Было это в 1970-е годы после выступления на чемпионате мира в Англии. Для подполковника Каинова имя легендарного летчика - олицетворение связи поколений, истории не только огромной страны, но и его семьи, и он очень рад, что за возвращение части прежних регалий сегодня ратуют ветеранские организации Калининградской области и Вооруженных Сил России.

Нынешнее поколение летчиков-истребителей морской авиации БФ стремится быть достойным своих предков. В прошлом году истребительный полк занял 2-е место в Западном военном округе среди авиационных частей. Ратный труд военнослужащих оценен и на Балтийском флоте, где часть уверенно держит лидирующие позиции: отмечается в числе лучших по вопросам обеспечения охраны и обороны воздушных рубежей России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка