Цифровая парадигма SWIM
System Wide Information Management - технология, нацеленная на цифровизацию системы ОрВД, которая уже сейчас показывает впечатляющие результаты
System Wide Information Management - технология, нацеленная на цифровизацию системы ОрВД, которая уже сейчас показывает впечатляющие результаты.
Концепция расширенного управления информацией (SWIM - System Wide Information Management) - подход, включающий техническую инфраструктуру, стандарты, а также методы управления данными, который позволяет повысить эффективность обмена информацией внутри системы ОрВД. Среди главных особенностей SWIM - сервис-ориентированная архитектура, а также нацеленность на снижение количества избыточных интерфейсов между существующими подсистемами.
Концепция объединяет информацию от различных источников данных, которая зачастую значительным образом отличается друг от друга. Среди данных, с которыми работает SWIM, - расписания/планы полетов, аэронавигационные данные, НОТАМ, информация о погоде и проч. Вся эта информация консолидируется в едином месте, чтобы в дальнейшем быть предоставленной конечным пользователям: авиакомпаниям, аэропортам или ПАНО при помощи специализированных сервисов.
Прогнозируется, что в будущем большая часть операций по передаче данных между различными участниками в рамках ОрВД будет выполняться именно через SWIM. Это позволит существенно снизить операционные издержки, структурировать общий поток передаваемых данных, а также упростить масштабирование всей системы.
SWIM является важной частью глобального аэронавигационного плана (ГАНП) ИКАО, а работы в данном направлении ведутся как в Европе, так и в США. Систему иногда называют "авиационным интранетом", ведь принцип ее организации можно сравнить с сетью.
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) учредило Программу управления расширенной информацией (SWIM) еще в 2007 году. В Европе активная фаза развития программы SWIM пришлась на 2008-2016 гг.
Европейский Eurocontrol Network Manager проводит значительную работу по развертыванию SWIM с уклоном "бизнес для бизнеса" (B2B). Создаваемые защищенные интернет-сервисы охватывают области составления и управления планами полетов, управления информацией о воздушном пространстве и много другое. Описанными B2B-услугами уже пользуются более чем 200 заинтересованных профильных организаций.
Уже в 2015 году сервис насчитывал 1,5 миллиона транзакций данных в день, и сегодня SWIM продолжает расти. Сообщалось, что заинтересованные стороны быстро принимали новую бизнес-модель и внедряли на практике новые услуги.
В Европейской Комиссии по транспорту также отмечали, что реализация SWIM обеспечивает повышенную совместимость систем и улучшает обмен информацией, что приводит к большей достоверности данных. Среди первых наблюдаемых положительных результатов были улучшение общей ситуационной осведомленности и повышение эффективности совместного принятия решений.
FAA в 2018 году сообщало, что SWIM в США насчитывала более 170 зарегистрированных пользователей, 230 новых пользователей были в процессе регистрации, а 7 организаций, включая FAA, уже начали передавать данные в SWIM. 15 провайдеров предоставляло более 60 профильных услуг.
Изучая более детально программы развития европейского неба SESAR или аналогичной программы NextGen в США, становится очевидно, что наличие системы аналогичной по своим функциям SWIM попросту необходимо. SESAR и NextGen включают целый спектр нововведений в рамках принятия решений в аэропортах, согласованных наземных операций, формирования очередей прилета, новых методологий планирования полетов и проч. Оперативный и эффективный обмен цифровой информацией в таких условиях крайне важен.
Инициативы в рамках новых технологий управления информацией реализуются не только в Европе и США. К примеру, на Ближнем Востоке была также развернута своя система SWIM. В 2018 году данная она была введена в эксплуатацию в ОАЭ. Работы по внедрению выполнялись Управлением гражданской авиации ОАЭ (UAE Civil General Aviation Authority, GCAA).
Отмечается, что SWIM в ОАЭ обеспечивает обмен данными о полетах в режиме реального времени и не только. В своем интервью журналу Air Traffic Management (1/2020) представители GCAA помимо преимуществ единого доступа к разрозненной информации, отмечали новые возможности, связанные с работой A-CDM - концепции совместного принятия решений, которая помогает значительно снижать задержки ВС в аэропортах.
В заключение добавим, что в Азии проекты SWIM также нашили своих заинтересованных сторон. В странах Юго-Восточной Азии направление поддерживается Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии Asean (Association of Southeast Asian Nations), в Японии - программой CARATS (Collaborative Actions for Renovation of Air Traffic Systems)....