О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Каждый флот гордится своей авиацией

Поиск и уничтожение боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей - главное предназначение морской авиации

Поиск и уничтожение боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей - главное предназначение морской авиации. О том, как организуется боевая учеба в сложных современных условиях, какие изменения произошли в программе подготовки курсантов, почему полеты над морем признаны самыми сложными и как с математической точностью рассчитывают пролет воздушных судов на Главном Военно-морском параде в интервью "Красной звезде" в преддверии Дня морской авиации ВМФ рассказывает начальник морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин.

- Игорь Сергеевич, каким этот год выдался для морской авиации? Расскажите об особенностях.

- Несмотря на то что в этом году возникли специфические условия для боевой подготовки, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, планы летной подготовки и подготовки летного состава на 2020 год выполняются своевременно как по боевому применению сил, так и по выполнению различных летных упражнений.

Дважды в год - в мае и ноябре - мы проводим сборы, подводящие итог боевой подготовки за соответствующий период. В этом году мы использовали новую методику. Наши специалисты прибыли на флоты и провели там выездную работу. Исходя из ее анализа, мы подвели итоги зимнего периода обучения.

- А какие достижения вы бы выделили у морской авиации каждого флота?

- Авиацией Северного и Тихоокеанского флотов интенсивно выполнялись полеты в дальней морской зоне. Хочется отметить авиаторов-балтийцев. В этом году они успешно работают в новом составе после организационно-штатных изменений, проводят полковые учения, взаимодействуют с силами ПВО.

Морским летчикам в первом полугодии довелось решать разноплановые задачи: это и функционирование системы освещения обстановки, это и контроль обстановки в связи с повышенной активностью деятельности кораблей НАТО в Черном море, и обеспечение безопасности важных объектов. Таких, например, как Крымский мост. Летчики-черноморцы успешно освоили новые прицельные системы, установленные на самолетах. В целом по качеству выполнения задач и достигнутым возможностям они отличаются в лучшую сторону.

- Как вы оцениваете итоги боевой подготовки нынешнего периода?

- Главным считаю тот факт, что мы в текущем году не снизили интенсивность и качество выполнения задач, а также сохранили летный состав в боеготовом состоянии на высоком уровне - около 85 процентов, причем по нескольким видам предназначения с учетом многофункциональности морской авиации.

Также хочу отметить, что мы подготовили практически весь летный состав дальней авиации к полетам на предельном радиусе: в районе 4,5-5 тысяч километров. Это расстояние от Заполярья почти до самого Средиземного моря.

Подчеркну, что мы готовим истребителей и противолодочников к дозаправке в воздухе. Это сложно на первоначальном этапе, а когда летчик натренировался, то выполняет дозаправку достаточно спокойно.

- А как ведется обновление летного парка морской авиации?

- Оно происходит постоянно. В плановом порядке осуществляется замена техники, достигшей предельных ресурсных показателей. В этом году в морскую авиацию планируется поступление трех самолетов-амфибий Бе-200. Причем первый из них уже готовится к показу. Совсем скоро его смогут увидеть на Главном военно-морском параде.

Должен отметить, что мы сейчас обладаем группировками, которые по количественному составу считаем оптимальными. Поэтому обновление проходит не столько за счет увеличения количества техники, как за счет модернизации. В результате самолеты становятся многофункциональными, позволяют в комплексе выполнять и противолодочные, и истребительные задачи, и задачи боевого дежурства, тем самым повышая возможности морской авиации.

- Поскольку вы уже упомянули о предстоящем Главном военно-морском параде, который состоится в День ВМФ, расскажите поподробнее, как проходит подготовка к нему морской авиации?

- Несмотря на то, что День ВМФ отмечается в последнее воскресенье июля и в этом году он состоится 26 числа, подготовка летных групп к Главному военно-морскому параду и полетам над Санкт-Петербургом началась с первых дней этого месяца.

Всего к участию с учетом резерва привлекается свыше 40 единиц авиационной техники. В составе парадного строя морской авиации будут представлены самолеты Су-24М, Су-25, Су-30СМ, Су-33, МиГ-29К, Су-27, самолет-топливозаправщик Ил-78, самолет-амфибия Бе-200, Ту-142МК, противолодочный самолет Ил-38, а также вертолеты Ми-8, Ка-27М, Ка-28, Ка-29, Ка-31.

Самолеты и вертолеты рассредоточены на четырех аэродромах. Перед началом тренировок специалисты наземных служб провели обслуживание техники. Экипажи детально изучили маршруты пролета на параде, метеорологические особенности региона, а также особые условия выполнения полетов.

- Игорь Сергеевич, и в чем же особенность?

- Сам по себе парад очень сложное и ответственное мероприятие в силу того, что участвует техника с различными характеристиками. Здесь нужен точный математический расчет. Посудите сами: вертолет летит со скоростью 200 км/ч, а, к примеру, замыкающий парадный строй самолет - в три раза быстрее. Поэтому приходится детально и скрупулезно рассчитывать: если при выполнении летных упражнений мы имеем нормативы, измеряемые десятками секунд, то на параде счет времени идет посекундный. От взлета и до посадки! Сначала одиночные полеты по маршрутам осуществляют ведущие групп, а затем уже проводятся тренировочные полеты в составе групп.

- Сейчас внимание жителей и гостей Санкт-Петербурга приковано к предстоящему празднованию Дня Военно-морского флота. Всем интересно, что же нового в части авиационной составляющей увидят зрители всей страны?

- Особенностью нынешнего парада станет полет нескольких групп самолетов смешанного состава, демонстрация тактических построений, используемых в боевой подготовке. Все летчики, принимающие в нем участие, очень гордятся этим. У нас есть опытные постоянные участники. Теперь они уже в четвертый раз в День ВМФ будут пролетать над Дворцовой площадью - можно сказать, сердцем Северной столицы страны.

Что же касается новой техники, то мы представим вниманию зрителей, как я уже сказал, новый самолет-амфибию Бе-200. Он построен в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе и является последним достижением мировой гидроавиации, наиболее совершенным и эффективным из существующих самолетов-амфибий. Апробация Бе-200 сначала прошла в Ейске на базе Центра боевого применения и переучивания летного состава. Теперь мы начали вести опытную эксплуатацию, по результатам которой начнем отправлять новые воздушные суда в войсковые соединения и объединения.

- У морских летчиков своя специфика в отличие от их коллег. В чем она заключается?

- Мы летаем на большом удалении от суши, над поверхностью, где нет никаких ориентиров и радиотехнических точек. Если вдруг при определенных обстоятельствах придется катапультироваться, то окажешься в воде. В северных условиях ее температура не более четырех градусов, в ней человек продержится не более десяти минут. Если помощь не подоспеет, то исход печальный. Но выучка наших летчиков, их подготовка к всеширотному выполнению задач позволяет быть уверенными в своем деле. Чтобы служить в морской авиации, надо обладать хорошими морально-волевыми качествами, специальной подготовкой и быть в прекрасной физической форме.

Морские летчики летают не сами по себе, а взаимодействуют вместе с кораблями, подводными лодками, выполняя непростые задачи. Особенно сложны ночные полеты над морем, в котором отражаются звезды и две стихии как будто сливаются. Ориентируешься только по приборам.

Особая ответственность и выучка необходимы при полетах на малых высотах вне береговой черты. В воздухе над морем сложно определить высоты, особенно если гладкая поверхность. Можно даже разницу в 1000 метров не заметить. Так что надо быть хорошо подготовленным.

Мы работаем в основном по морским целям, и это большая разница по сравнению с расположенными на берегу объектами. Морская цель движется, порой скрывается под толщами воды, и здесь надо иметь высокий уровень мастерства и опыт, чтобы выделить сигнал подводной лодки на фоне помех. Гарантированно найти объект на фоне других шумов получится только при хорошей подготовке.

А корабельная авиация - это вообще отдельная тема. Попробуй-ка сесть на палубу, которая кажется из кабины самолета размером с коробочку!

- Какие ориентиры определяют развитие морской авиации на ближайшее десятилетие?

- Развитие морской авиации проходит в рамках Концепции развития Вооруженных Сил России, рассчитанной до 2035 года. Конкретизация задач происходит ежегодно с учетом требований времени. Как я уже отмечал, необходимо и далее совершенствовать многофункциональность наших самолетов, Время требует и далее развивать системы управления, которые позволяют повышать информативность о воздушном пространстве, обеспечивать еще более эффективное взаимодействие наших сил. За такими системами будущее.

В целом же сейчас запланирована системная работа на самолетах по их модернизации. Подчеркиваю, что наша задача - получить модернизированный самолет, который будет соответствовать сегодняшнему времени.

- Что вы можете сказать о развитии беспилотной авиации?

- Беспилотная авиация - это новая эпоха в современной истории морской авиации. Она необходима для выполнения задач без участия летного состава. Например, с беспилотника можно эффективно вести разведку, наблюдение, контроль, доставлять различные грузы. Здесь применение беспилотных летательных аппаратов рационально. Это направление надо развивать, так как с помощью этой техники можно выполнять поставленные задачи различной сложности.

Однако, оговорюсь, что в полном объеме заменить человека за рычагами управления нельзя, так как машина не может сама принимать решение, она действует только по прописанному алгоритму.

- Для новых самолетов нужны хорошие аэродромы. Как совершенствуется инфраструктура?

- Мы восстановили и улучшили целый ряд основных аэродромов флотов Они отличаются увеличенной взлетно-посадочной полосой, качественным бетонированием. Планово ведем постоянный ремонт и совершенствуем существующие аэродромы, выполняем там ремонтные работы. В арктической зоне также ведутся работы в этом сегменте. Сейчас - на Новой Земле, Земле Франца Иосифа, Новосибирских островах.

- А где и как проходит подготовка молодых летчиков?

- Молодую смену готовит Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. В прошлом году к нам пришло достаточно большое количество летного состава. В связи с изменением программы обучения теперь курсанты занимаются летной подготовкой три года, вместо четырех как раньше. Сейчас обучение рассчитано на пять лет, два первых года курсанты получают инженерное образование, а летать начинают с третьего курса.

После выпуска молодые лейтенанты прибывают к месту службы, получают жилье, обустраиваются, утверждаются в эскадрилье, вливаются в воинский коллектив. Через несколько месяцев их поочередно направляют в Ейск в Центр боевого применения и переучивания летного состава. Там определяют их способности, оценивают возможности и распределяют на обучение на конкретный класс самолета. Лейтенанты сначала изучают теорию, выполняют полеты на Л-39, а потом уже переучиваются на тот тип самолета, на котором будут летать. После этого молодые летчики начинают совершать полеты под контролем опытных инструкторов. Именно в Ейске их ставят на крыло. Получив необходимые навыки, лейтенанты сдают зачеты и возвращаются в свою часть.

- Сколько уходит времени на достижение летчиком мастерства?

- Все индивидуально. Одному требуется 2-3 года, чтобы начать хорошо летать, у другого уйдет гораздо больше времени. Всегда существует определенный отбор по возможностям конкретного военнослужащего. Дело в том, что летчик выполняет не свойственную работу для человека. Он живет в двух измерениях. И навык приобретается в процессе подготовки.

Считается, что после окончания училища через 4-5 лет офицер достигает уровня 2-го класса, а через 7 лет мы выводим летчика на 1-й класс.

- А используется ли учебно-тренировочные комплексы в Ейске и Саках?

- В этих двух базах имеется научно-исследовательский тренажер корабельной авиации - НИТКА. Тренажер в Саках предназначен только для подготовки палубных летчиков. Сейчас там используется модернизированное оборудование: машины, агрегаты, оборудование, которые в перспективе будут установлены на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Сейчас он проходит глубокую модернизацию, и после ремонта это будет уже совсем другой корабль.

Еще до завершения ремонта крейсера постоянно ведется подготовка палубных летчиков. Например, наши истребители после того как примут участие в Военно-морском параде в Санкт-Петербурге, отправятся в Крым совершать полеты с тренажера НИТКА по программе боевой подготовки.

А вот НИТКА в Ейске - это тренажер перспективного корабля. Там трамплин такой же, но установлены новые тормозные машины. Теперь монтируют разгонные устройства для летательных аппаратов. Надеемся до конца года ввести этот тренажер в опытную эксплуатацию.

- Игорь Сергеевич, интересно знать ваше мнение, каким должен быть самолет будущего?

- Мы же ведем речь о морской авиации? Отвечая на вопрос, скажу, что меня радует намерение создать морской перспективный авианесущий комплекс. Это будет эффективный корабль с широкими возможностями. Также ведутся работы по созданию самолета с вертикальными взлетом и посадкой. Чем не самолет будущего? Взлет будет производиться с трамплина, посадка на авиафинишер.

- Морская авиация - неизменный участник "Армейских международных игр". Расскажите о конкурсах, где будут демонстрировать летчики свое мастерство?

- В состав морской авиации входят не только самолеты, но и ПВО, радиотехнические части. Они на своих комплексах С-400, С-300 участвуют в соревнования, проводимых ВКС. Например, "Ключи от неба". Мы для этих состязаний определяем с каждого флота лучшие экипажи. К нашей чести, один из них в итоге каждый раз входит в тройку призеров.

С учетом морской специфики проводим конкурс "Морской ас". Для нас это основное состязание. В нем участвуют противолодочные самолеты, истребители, разведчики, транспортные самолеты. В этом году "Морской ас" будет проходить в Ейске после Главного военно-морского парада. Наши самолеты МиГ-31, Су-24, Су-30СМ также участвуют в конкурсе "Авиадартс".

- Уже 17 июля летчики, техники, работники авиационных баз всех флотов будут отмечать День морской авиации ВМФ. Что вы пожелаете людям, защищающим рубежи сразу двух стихий - воды и неба?

- Всем нам желаю неуклонного развития морской авиации, подготовки новой смены высокопрофессиональных специалистов - летчиков, штурманов, инженеров, техников.

Желаю стремиться к развитию, перенимать опыт старших товарищей, повышать свое мастерство, самоотверженно трудиться на благо и процветание морской авиации нашей страны. Никогда не останавливайтесь на достигнутом! Человеку всегда есть к чему стремиться. Пусть все полеты будут безопасными, а в семьях царит счастье, взаимопонимание и благополучие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка