О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Бурятию начал летать чартер из Москвы

Чартерные рейсы начали летать из Москвы в Бурятию на побережье Байкала

Чартерные рейсы начали летать из Москвы в Бурятию на побережье Байкала. Этот новый для Бурятии турпродукт запустила при поддержке Ростуризма и республиканского правительства туркомпания "TUI Россия", проверить инфраструктуру перед началом старта программы в республику прилетала лично глава Ростуризма Зарина Догузова. Почему московский туроператор выбрал не более раскрученный иркутский берег, как эту новость восприняли иркутские туроператоры - подробности в нашем материале.

В Улан-Удэ приземлилось уже два чартерных бортов с туристами из Москвы. Эти новые для Бурятии чартерные рейсы туроператор преподносит как некую турецкую историю - по крайней мере именно такими словами описывает проект директор компании "TUI Россия" Тарас Демура. На сайте компании в анонсе тура гостям предлагается посетить "волшебную Бурятию" за сумму от 40 тысяч рублей на одного человека. В стоимость тура входит авиаперелет, проживание в отеле 3 звезды в Улан-Удэ, размещение на Байкале в трехзвездочном отеле с завтраком, обедом и ужином, транспортное обслуживание по программе, обзорная экскурсия по Улан-Удэ, экскурсия по восточному побережью Байкала, трансфер между аэропортом и отелями. Как сообщил в преддверии первого рейса чартера Тарас Демура, такие цены стали возможными благодаря тому, что Республика Бурятия вошла в список четырех регионов, которые получат господдержку для привлечения российских туристов. По данным опросов 2018 года, россияне, отвечая, где бы они хотели побывать из северных регионов страны, называли Камчатку, Архангельскую и Мурманскую область и - Байкал. Как подчеркнул Демура, путевки на первый чартерный рейс были распроданы за две недели до старта программы, активно идут продажи дальнейших вылетов. Программа рассчитана пока что до конца этого курортного сезона, рейсы будет осуществлять Аэробус 320 "Уральских авиалиний" вместимостью 160 пассажиров. В целом до конца сезона туроператор планирует привезти таким образом на Байкал около 3 тысяч туристов, а при условии запуска еще одной частоты чартера 6 тысяч. При этом туроператор также предлагает и пакетированные туры с регулярными перевозками, так что добраться до Бурятии можно будет лоукостерами. В этом случае, отмечает Демура, можно вести речь еще о нескольких тысячах человек.

Хлеб, соль и хадаки

Первый рейс в республике встречали хлебом-солью, участие в церемонии принимала лично министр туризма Бурятии Мария Бадмацыренова, а глава Бурятии еще до прилета рейса комментировал, что туристов в республике не ожидает никаких особых ограничений из-за COVID-2019, кроме измерения температуры. Сообщил даже, что туристов, если они, не дай Бог, заболеют коронавирусом во время визита, готовы вылечить. Койко-мест, мол в Бурятии в достаточном количестве и в целом условия созданы. Понять это можно: туристам в республике по-настоящему рады еще и потому, что это позволит поддержать на плаву отрасль, просевшую в условиях коронавируса. В мае Мария Бадмацыренова сообщала, что из-за пандемии по итогам года падение показателей в туризме РБ может достигнуть 80% от уровня 2019 года. Да, начало года в республике было очень активным, но уже с февраля отрасль терпит убытки, так что и на год прогнозы неутешительные. Многие из гостиниц работали в этот период в качестве обсерваторов, но турбазы были закрыты, гостевым домам разрешили открыться только в июле. "С "TUI" мы работаем уже больше двух лет и в прошлом году подписали соглашение, - рассказала министр. - Нынешняя ситуация с закрытыми границами ускорила путешествия россиян по своей стране. Конечно, мы благодарны федеральному агентству Ростуризма, которое приняло решение поддержать российские не раскрученные направления. Бурятию оценили за предыдущую работу и на самом деле республика имеет потрясающий турпродукт. Понятно, что есть вопросы с инфраструктурой и сервисом, но если будет спрос, то будет вскоре и предложение. Качество будет улучшатся с каждым разом".

К инфраструктуре в Бурятии действительно есть вопросы. Об этом говорила глава Ростуризма Зарина Догузова, которая побывала в республике буквально накануне запуска чартера. Посетив ключевые точки планируемого для московских туристов маршрута, она на пресс-конференции задумчиво констатировала, что в республике "по-прежнему большая проблема это качество сервиса и инфраструктура". "Это сегодня наша ключевая задача - развитие инфраструктуры, в том числе туристской, в том числе строительство отелей. Для этого нужно будет плотно работать с инвесторами, в том числе, зарубежными. Я уверена, что Бурятия будет интересна федеральным туроператорам, сегодня основное ограничение - это емкость инфраструктуры, которая не позволяет принимать неограниченное количество туристов. Мы будем заниматься этим параллельно: формировать спрос и параллельно работать над улучшением качества инфраструктуры, развитием сети дорог и так далее", - пообещала она.

За чем именно ехать в Бурятию

К формированию спроса, как будто, уже приступили. Мероприятия программы для московских туристов распределены по двум побережьям Байкала: южному - "Энхалук - Сухая" и восточному - "Гремячинск - Горячинск". Во время туров гости могут посетить Иволгинский дацан, буддийский центр "Ринпоче Багша", этнокомплекс "Степной кочевник", побывать в гостях у староверов или в шаманском центре "Тэнгэри", посетить центр Восточной медицины. Дополнительно предусмотрена возможность побывать на Ольхоне, Ушканьих островах, в Чивыркуйском заливе или поклониться лику богини Янжимы в Баргузинской долине. Всего для туристов туроператор "TUI Россия" совместно с министерством туризма Бурятии разработал 12 оригинальных туров в разных ценовых категориях. По крайней мере, первые туристы улетели из Бурятии без значительных проблем или жалоб, наоборот, делятся в соцсетях и с журналистами восторженными впечатлениями. "Я приехала из Архангельской области, - отметила в интервью Ассоциации туроператоров России девушка Валентина, - мы посетили интересные достопримечательности, погрузились в культуру Бурятии, ни один человек не пожалеет, если приедет сюда. Люди здесь очень радушные, все пропитано местным колоритом, выделить какое-то одно место невозможно, каждое уникально. Нужно развивать туризм в нашей стране, у нас огромная красивая страна, и Байкал - прекрасное место, чтобы начать".

Главный плюс чартерных рейсов для туристов это цена. На это же обращает внимание Зарина Догузова, отмечая, что сегодня это уникальная возможность за небольшие деньги увидеть Байкал. Да, есть вопросы к инфраструктуре, да, мало гостиниц 4 и 5 звезд, но, соответственно, уравновешена и стоимость. До чартера недельный тур на Байкал из Москвы стоил 90-100 тысяч с перелетом - за эти деньги не каждый москвич и соберется-то на далекий Байкал, особенно учитывая наличие прямо под боком раскрученной Турции и доступной Европы. "Когда мы с местными коллегами при поддержке Ростуризма сформировали новый турпродукт, стоимость стала 30-40 тысяч за местное обслуживание, плюс 15 тысяч стоимость чартера, то есть цена снижена 2 раза. Это повышает спрос и устанавливает стабильность турпотока, что очень важно для потенциальных инвесторов", - отметили во время визита в республику представители "TUI Россия".

Однако не все видят плюс в низкой цене туров на заповедное озеро - такой демпинг при неготовой в целом инфраструктуре может выйти боком тонкой экологической организации региона. Руководитель группы проектов "Сфера Байкала" (www.baikal.team), организатор путешествий и экспедиций Анатолий Казакевич из Иркутска считает, что для Бурятии и Байкала в целом хорошо, что появляются такие чартеры.

- Ревности по поводу того, что выбрали для этой программы не Иркутск, у меня лично никакой нет, мы работаем по всему байкальскому региону, - говорит он. - Но на мой взгляд, инфраструктура на Байкале не готова под массовый чартерный туризм. С учетом пандемии сейчас время проводить туры для малых групп, для семей, семей с детьми - это минимизирует риски заражения, коронавирус все равно распространяется. Небольшие индивидуальные группы это самый оптимальный вариант отдыха на Байкале, не должно быть сто человек туристов, прочувствовать Байкал можно только в небольшой компании. Сегодня большей поддержкой для туристской отрасли на Байкале была бы хорошая мощная информационная кампания от Ростуризма о Байкале. Рассказы о достопримечательностях, красивые фото и видео, это подстегнуло бы спрос, люди бы поехали дополнительно, это лучше, чем чартер и демпинг по ценам. На Байкале акцент должен быть на премиальном туризме, а не массовом дешевом отдыхе. Для местных жителей, конечно, должен быть выбор на разный кошелек, но приоритет для отрасли надо делать на то, кто приезжает, на премиальный экотуризм со средним чеком 100-300 тысяч рублей в неделю. Каждый турист несет рекреационную нагрузку на Байкал, и эта нагрузка имеет границы. Идеальная картина глазами путешественника выглядит так: приехал турист на Байкал, его здесь ждет нетронутая природа и комфортные условия, небольшие хорошие отели. Мы опросили 20 тысяч путешественников "Туроператора "Байкалов", как они хотели бы отдохнуть и получили именно такой ответ: небольшой отель и комфорт.

Небольших комфортных отелей сегодня на Байкале почти нет, отмечает Казакевич. Да, есть хорошие отели в Листвянке, но там сам поселок и разваливающаяся набережная просто сводят все впечатление на нет.

- Если говорить об Ольхоне, - продолжает перечислять туроператор, - то там сам Хужир в таком состоянии сегодня, что показывать его это просто позориться перед туристами. Такие отели ведь и не строятся сегодня и причина этого в законодательстве. Как инвестору чувствовать себя уверенно и вкладываться в проект, если все в сомнительных схемах? Строить сегодня на Байкале практически нельзя. Если говорить о Бурятии, то да, есть турзона "Байкальская гавань", но под нее нужны очень дорогие проекты. Построить небольшой отель это 30-50 миллионов рублей, в ОЭЗ проекты нужны гораздо дороже, плюс сложности с оформлением, экспертизами и так далее. Да и что там делать? Там удобное местоположение, недалеко от Улан-Удэ, но совершенно нет сегодня объектов притяжения, государство сегодня должно вкладывать большие средства в создание арт-объектов, разных активностей, тот же дайвинг и так далее. Чтобы эта территория стала привлекательной для туристов, нужно вкладывать в нее деньги. Чтобы отель и турбизнес хорошо себя чувствовал, у него загрузка должна приближаться к отметке 55% в году, сегодня же при существующей туристкой инфраструктуре она составляет только около 15%, фактически в 2 летних месяца только ситуация сегодня нормальная, а есть еще все остальное время года.

Будущее чартера и "иркутская ревность"

После Бурятии Зарина Догузова разместила в своем инстаграме несколько красочных постов, посвященных ее впечатлениям от республики, от Иволгинского дацана, от бурятского берега Байкала, призналась в любви и Бурятии и Улан-Удэ, вызвав тем самым ревнивые отклики в социальных сетях и некоторых СМИ с иркутской стороны Байкала. Высказывались сожаления, что этот проект запустили в Бурятии, а не в Иркутске, а многие и злорадствовали в адрес иркутских властей: досидели, мол. Гид и журналист Татьяна Постникова на днях вернулась из ознакомительной поездки по Бурятии, так что взгляд на ситуацию, подчеркивает, у нее объективный. "С нашей иркутской стороны эта чартерная программа выглядит как большой успех Бурятии в плане развития организованного туризма, - говорит Татьяна. - По крайней мере, гидовское сообщество было удивлено расторопностью бурятских властей, потому что там явно нужно было проделать большую организационную работу. В текущей ситуации это крутой шаг вперед и большой плюс в дальнейшем. Можно сказать, что Республика Бурятия опять впереди - когда начинались проекты особых экономических зон туристско-рекреационного типа, они были одновременно созданы и в Бурятии и у нас, в Иркутской области. И Бурятия достигла гораздо большего по части привлечения средств и создания инфраструктуры".

По ее мнению, будущее у чартерного проекта, безусловно, есть.

- Я проехала по Бурятии и если честно, от ряда моментов в полном восторге, - говорит Татьяна. - Мне очень понравился Улан-Удэ, это очень азиатский город в хорошем смысле этого слова, по сравнению с Иркутском. И при этом он очень уютный, небольшая прогулка по центру Улан-Удэ мне очень понравилась. Волшебный Иволгинский дацан - это точно место, которое однозначно стоить увидеть в России, это потрясающий комплекс. У меня были очень сильные эмоции и от лицезрения нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова, за такими эмоциями многие готовы будут ехать.

При этом средняя цена пакетного тура на Байкал очень конкурентная, отмечает гид:

- Я знаю, какие цены на рынке. Я думаю, люди сами это поймут, если попробуют полететь не чартером, а поехать индивидуально, забронировать здесь гостиницу, гида, программу. Мне бы очень хотелось, чтобы иркутская сторона посмотрела на этот опыт и тоже что-то сделала. Недавно у нас была глава Ростуризма, как раз по пути из Бурятии, и общий ее вывод был такой, что инфраструктура на Байкале недостаточно развита в целом. Хороших отелей мало, вообще всего мало, и если сюда устремится большой и постоянный турпоток, инфраструктурных ресурсов не хватит и уже не хватает - мы видели это уже по прошлым годам, когда к нам шел большой поток иностранцев. Это реальность. Другое дело, что туризм у нас развивается, в основном, за счет частного бизнеса, по крайней мере в Иркутской области сегодня нет реализованных примеров того, как государство целенаправленно вкладывается в инфраструктуру. Я не знаю ни одного туристического объекта, построенного за федеральные или региональные бюджетные деньги, все делается за счет частных инвестиций.

Объективно, считает Татьяна, нужно было бы организовать чартер туда и сюда, объединить оба региона. "Мне не обидно, что это сделали в Бурятии, - говорит Татьяна. - Это очень хороший показательный пример для властей Иркутской области, пусть они посмотрят, что другая сторона шевелится и тоже начнут что-то делать. Потому что у местного бизнеса есть большие вопросы к региональной политике в области туризма, хотелось бы, чтобы она была более прицельная и заинтересованная в развитии отрасли. Байкал, восточный и западный берег, очень разный и, по-хорошему, его надо показывать одновременно, тем более что с точки зрения логистики это можно сделать. Можно в Танхое сесть в ракету, в тот период, который она ходит, перебраться в Листвянку и продолжить путешествие по западной стороне".

Да, говорит она, расстояния большие, но Россия и в целом большая страна. Можно продумать логистику, можно, при желании, летать самолетами из Иркутска в Улан-Удэ и обратно. И в целом эта "турецкая история" на Байкале должна развиваться все же в связке между соседями, а не в конкуренции. Одеяло - то бишь Байкал - один у всех, так что нет смысла перетягивать его из стороны в сторону....
Авторские права на данный материал принадлежат «Восток-Телеинформ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка