Самолеты рубили топорами: волонтеры Музея ВВС рассказали об издевательствах над легендами
Волонтеры Центрального музея ВВС в Монино много лет возвращают самолетам, которые в 90-е годы прошлого века мародеры практически уничтожили, вторую жизнь, спасая их от уничтожения
Волонтеры Центрального музея ВВС в Монино много лет возвращают самолетам, которые в 90-е годы прошлого века мародеры практически уничтожили, вторую жизнь, спасая их от уничтожения.
Что только вандалы не делали с экспонатами: рубили топорами, выдергивали из них детали, фактически лишали их шансов на существование. Открытое пространство, где находятся борта, доделывало то, что не успели мародеры - добивало.
Чтобы спасти легендарные машины, волонтеры без остановки ведут ювелирную работу, восстанавливая экспонаты по крупицам. В этом лично убедился корреспондент Nation News, побывав на одном из субботников.
Вторая жизнь последнего шедевра авиаконструктора Бартини
Впечатляющий самолет-амфибия, бомбардировщик и торпедоносец ВВА-14, созданный гениальным авиаконструктором Роберто Бартини в 1970-е годы, попал в Монино почти 30 лет назад. С тех пор волонтеры пытаются его восстановить.
Амфибию доставили в Лыткарино из Таганрога по воде, выгрузили на берег и там оставили. Долгое время самолет находился без присмотра и стал жертвой местных жителей, которые его разграбили. Еще одну тяжелую травму нанесли при транспортировке. Когда легенду авиации выгружали в Монино вертолетом, трос оборвался и амфибия рухнула на землю.
"Поэтому хвостовая часть левого бортового отсека отломана. Кили, стабилизаторы и консоли крыла лежат отдельно. В музее по ВВА лазили всякие любители "заброшек", бомжи жгли внутри костры - все лето 2019 года мы выносили из фюзеляжа мусор, слой был 40 сантиметров", - рассказала администратор группы в социальной сети "ВКонтакте" "Волонтеры Музея ВВС в Монино" Виктория, ставшая частью команды спасателей восемь лет назад, когда увидела амфибию.
Самолет до сих пор представляет собой душераздирающее зрелище. Но волонтеры делают все, чтобы единственное оставшееся целым детище Бартини существовало и дальше. Если ничего не предпринимать, то вскоре и последний экземпляр может стать трухой.
"Летом 2018 года залезла я в кабину амфибии, чтобы поправить прикрывавший ее чехол, прохудившийся настолько, что изнутри выглядел как звездное небо. Я нашла у пилотского кресла птичье гнездо. Сам вид самолета, замотанного в грязную тряпку, резанул по сердцу. В складках чехла рисовалась какая-то полусумасшедшая улыбка, гримаса существа, которое всеми забыто и тихо трогается рассудком, не понимая, почему, за что его бросили", - рассказала собеседница Nation News.
Волонтеры подготовили к установке на машину стабилизаторы и кили, провели 3D-сканирование кабины, чтобы изготовить утерянные фрагменты остекления и занимаются ремонтом шасси. Кроме того, проводится устранение коррозии обшивки.
"Участок зачищают от коррозии до металла, обрабатывают специальным кислотным грунтом, поскольку под простым она снова начнет развиваться", - пояснила нюансы работы Виктория.
Несмотря на многолетний труд говорить о том, что амфибия вскоре восстановится, не приходится, поскольку фронт работ обширен, требует всесторонней помощи и займет неопределенное время.
Экспозиция музея в Монино насчитывает сотни бортов, включая уникальные, спрятанные от посторонних глаз экспонаты. Если их не спасать, то многие летающие машины могут остаться только в кинохронике....