О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летайте самолетами авиакомпании "Пандемия"

Турецкая авиакомпания Turkish Airlines совершила свой первый рейс в Стамбул из России

Турецкая авиакомпания Turkish Airlines совершила свой первый рейс в Стамбул из России. Полеты авиакомпаний были приостановлены в связи с пандемией короновируса. Россия постепенно возобновляет рейсы в несколько государств и турецкое направление - одно из самых перспективных для восстановления отрасли. Выходя из пандемии с огромными финансовыми потерями, авиакомпании ведут себя по-разному: одни сокращают персонал и урезают зарплату пилотам, другие избавляются от части самолетов и надеются на перспективные лоукостеры. В свою очередь, "Аэрофлот", несмотря на кризисную ситуацию в отрасли, собирается реализовать амбициозную стратегию по увеличению пассажирских перевозок.

Новость понедельника: из аэропорта "Платов" в Ростове-на-Дону осуществлен первый рейс в Стамбул. Совершенно рутинное, казалось бы, событие, но одна из первых новостей в утреннем выпуске программы "Время". Все потому, что рейс авиакомпании Turkish Airlines - первый после трехмесячного запрета на международные полеты в связи с пандемией коронавируса.

С начала августа полеты в Турцию из России начали выполнять авиакомпании Turkish Airlines и Pegasus Airlines, "Аэрофлот" и "Победа".

Авиасообщение с другими странами будет возобновляться постепенно, пока речь не идет о полном снятии ограничений на полеты, сообщил "Интерфаксу" в выходные источник в отрасли.

Слова из песни Юрия Антонова, о том, что "только в полетах живут самолеты", оправдывают себя. По оценкам Росавиации, сделанным еще в марте, авиакомпании потеряют из-за пандемии 100 миллиардов рублей. К началу августа, Росавиация одобрила 78 заявок на субсидирование авиакомпаний страны на общую сумму в 11,7 миллиардов.

Пока Россия возобновила международные полеты лишь с несколькими зарубежными государствами. Из-за того, что страны ЕС по-прежнему закрыты для россиян, набор весьма ограничен: Великобритания, Турция и африканская Танзания.

Возобновление полетов в Турцию позитивный фактор для отрасли: "Такое направление как Турция, выражаясь образно, да и по фактическому пассажиропотоку, "стоит десятерых". Турция и вовсе станет альтернативой российским курортам, и, отчасти, курортам европейским, которые по-прежнему недоступны для прямых полетов", - говорит Finam исполнительный директор компании "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Эксперт ссылается на данные туристического сообщества, согласно которым, в 2019 году Турцию посетило примерно 7 миллионов туристов из России: "Большая часть гостей этой страны - авиапутешественники, которые, как мы понимаем, дали авиакомпаниям по два, а то и по четыре сегмента, совершая как минимум полеты туда и обратно, а как максимум - добираясь на внутрироссийских линиях до пересадочного пункта, откуда выполнялись полеты в Турцию", - говорит Пантелеев.

Эксперт уверен, объемные показатели полетов будут восстанавливаться достаточно быстро. Об этом, как отмечает Пантелеев, свидетельствует тот факт, что во второй половине июня и июле на внутренних линиях произошло интенсивное восстановление полетов, по ряду направлений - до уровня 2019 года, а в отдельные дни - и свыше, чем в аналогичные периоды 2019 года.

При этом есть и негативные факторы, которые скажутся и на пассажиропотоке, и на состоянии дел в отрасли, говорит Пантелеев: "Дело в том, что длительный период самоизоляции сформировал колоссальный отложенный спрос. Люди засиделись по домам, им хочется вырваться. Сейчас такая возможность появилась, и многие, у кого были накопления, либо не пострадали доходы, бросились отгуливать свое, наверстывая потерянные месяцы. Но отложенный спрос будет исчерпан быстро, на внутренних линиях он почти удовлетворен, на международных линиях его влияние закончится примерно в октябре, вместе массовым с туристическим сезоном".

Аналогичная ситуация и в других странах мира. Хотя, как сообщает ВВС со ссылкой на данные индустрии, количество стоящих на земле самолетов снизилось на треть, а те, что осуществляют перевозки, делают это с меньшим объемом из-за необходимости соблюдать правила социальной дистанции.

По данным, которые приводит Международная ассоциация воздушных перевозок, в этом году количество пассажиров упадет на 55%. Как следует из опросов, пассажиры боятся летать из-за опасения заразиться, а некоторые попросту не имеют средств на путешествия.

Аналитики "Велес-Капитал" отмечали в своем прогнозе в середине июня, что глобальная индустрия авиационных перелетов будет восстанавливаться в течении нескольких лет и докризисных объемов достигнет в 2022 году. В то же время, эксперты полагали, что из-за того, что в России рынок еще недостаточно развит, это ускорит восстановление отрасти. По оценкам экспертов "Велеса", в 2021 году, рынок достигнет объемов 2019 года и лучше всего себя будет чувствовать "Аэрофлот".

"Аэрофлот" стоит у трапа самолета

В ситуации неопределенности, "Аэрофлот" пытается быть оптимистом. Не так давно авиакомпания представила правительству обновленную стратегию развития "30/30". Она предполагает рост пассажиропотока на 30 миллионов в год и снижение цены в экономическом классе внутри страны до 30%, рассказал ранее глава "Аэрофлота" Виталий Савельев. Он назвал план "сложной задачей", но заявил, что авиакомпания его выполнит.

Подобная стратегия "поражает своим размахом", отмечает в недавней статье для Forbes генеральный директор компании "Инфомост" Борис Рыбак. При этом, по мнению эксперта, новая стратегия "Аэрофлота" отличается от предыдущих "большей логичностью, сбалансированностью, цельностью, долгосрочным видением". "В ней уже нет попыток закамуфлировать стремление получить абсолютное доминирование группы "Аэрофлот" на российском рынке воздушного транспорта. А в случае ее реализации это однозначно произойдет".

Иностранные конкуренты "Аэрофлота" вынашивают более скромные планы. Серьезно пострадавшая во время пандемии германская Lufthansa планирует экспансию на хорватском направлении, увеличивает количество рейсов в Великобританию и возобновляет полеты в Тбилиси. В свою очередь, British Airways режет издержки на зарплату персонала и пилотов. Летчики British Airways приняли соглашение, которое временно сократит их зарплату на 20%, что поможет сократить потерю рабочих мест до 270, вместо ранее запланированных 1255.

Пойти на подобные сокращения британский флагман заставила тяжелая финансовая ситуация. Доходы от пассажирских перевозок во втором квартале 2020 года составили 198 миллионов евро. Для сравнения, в аналогичный период 2019 года доходы компании от пассажирских перевозок составили 6 миллиардов евро. Руководство компании настроено пессимистично, ожидая, что пассажиропоток достигнет приемлемого уровня только к 2023 году.

Нелегкая ситуация и у альянса Air France-KLM. Компания сообщила, что потери во втором квартале из-за пандемии составили $2 миллиарда. Количество пассажиров, снизилось на 60 процентов в первой половине 2020 года по сравнению с 2019 годом.

Падение доходов из-за пандемии совпало и с решением компании прекратить эксплуатацию последних девяти самолетов Airbus A380. Самолеты планировали отправить на покой в 2022 году, но заморозка полетов в связи с пандемией, позволила сделать это раньше. Правда, авиакомпания в июле получила последний из десяти новых Boeing 787-9. Несмотря на сложную ситуацию, заказ был выполнен в срок.

В свою очередь, на фоне остальных коллег по цеху ирландская компания Ryanair, как пишет журнал Fortune, "использует пандемию для реализации дерзкого плана роста". Несмотря на то, что ирландский лоукостер, как и его венгерские коллеги из Wizz Air, пострадали от Covid-19 не меньше, чем "старшие братья", обе авиакомпании выходят из кризиса с запасами ликвидности. Как отмечает центр авиационной аналитики CAPA, компании рассматривают кризисную ситуацию как возможность увеличить долю на рынке европейских перевозок.

Стоит отметить, что именно лоукостерам предрекают наиболее быстрое восстановление после пандемии. Согласно недавнему опросу 537 авиационных специалистов, опубликованном Forbes, так считает 55% опрошенных. Впрочем, 69% из них уверено, что авиационная индустрия выйдет из пандемии "с фундаментальными изменениями".

Остается только надеется, что эти изменения будут положительными не только для индустрии, но и для пассажиров, которые пока не могут летать самостоятельно. Хотя, в будущем все возможно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка