О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В воздушных боях победят "мозги"

В публикации китайского портала Global Times истребителями пятого поколения называются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также китайский J-20. О распиаренном Су-57 наши "потенциальные" союзники почемуто умалчивают

В публикации китайского портала Global Times истребителями пятого поколения называются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также китайский J-20. О распиаренном Су-57 наши "потенциальные" союзники почемуто умалчивают. С искусственным интеллектом победит и "кукурузник" Англоязычное издание Global Times, курируемое центральным комитетом компартии Китая, ссылаясь на публикацию в журнале Acta Aeronautica et Astronautica Sinica, приводит мнение заместителя директора по науке и технологиям корпорации Aviation Industry Corporation of China, генерального конструктора истребителя J-20 Яна Вэйя. По его словам, концепция сверхманевренности, актуальная для самолетов четвертого поколения, незлободневна для истребителей пятого поколения. Причина в появлении современных ракет средней дальности класса "воздух-воздух", позволяющих поражать противника вне пределов прямой видимости. Информация стала решающим фактором, поскольку современные истребители фокусируются на получении большего количества информации с помощью радаров с АФАР (активная фазированная антенная решетка) и цепочек данных, а также снижают способность противников получать данные, в том числе с применением стелстехнологий и радиоэлектронного подавления. Китайское издание отмечает, что ключевым условием успешной обработки получаемой с разнообразных устройств информации является использование искусственного интеллекта. Летчики должны обладать обширными знаниями и хорошими аналитическими способностями для работы с такими устройствами. Истребителю пятого поколения, по сравнению с самолетом четвертого, требуется увеличенная дальность, малозаметность, акцент на вооружение ракетами классов "воздух-воздух" и "воздух-земля" и обеспечение пилота легкими для использования средствами видения развивающейся в воздушном пространстве ситуации с возможностью прогнозирования ее будущих сценариев. "В интегрированной системе самолет должен иметь возможность формировать сеть, показывать интегрированные ситуационные изображения в режиме реального времени, создавать множество маршрутов атаки и в реальном времени передавать целевую информацию через районы миссии", пишет Global Times. Подобные решения, используемые в истребителях пятого поколения, будут применены и в самолетах шестого поколения. Первый китайский самолет, отличающийся использованием двигателя с адаптивным циклом и управлением ведомыми беспилотниками, может появиться уже в 2035 году. А почему бы и нет? По крайней мере, по космической программе Поднебесная если и не обгоняет нас, но догоняет однозначно. В июле портал The Drive, ссылаясь на китайскую прессу и собственные источники, предположил, что Китай уже смог заместить российские двигатели для истребителя J-20 на собственные. В декабре 2019 года в публикации на китайском портале Sohu российский самолет Су-57 был объявлен истребителем поколения 4+++ (3+++ в китайском варианте). Там же говорилось, что "русским нужно работать усерднее, чтобы их не оставили позади другие страны мира". Считается, что соответствующие службы КНР оперативно отреагировали на крушение самолета Су-57, который должен был стать первым российским серийным образцом истребителя пятого поколения. Искусственный интеллект против высшего пилотажа Отбросим абстрактное слово "авионика", которая вбирает в себя практически все, чем оснащен современный боевой истребитель. Главное, чем может защитить себя летчик от ракетного удара противника. Авиационная пушка это оружие прошлого века. Если хотите, банальная дуэль, кто первый попадет в перекрестие прицела. И нажмет первым на гашетку. В ближайшем будущем пилотам предстоит использовать возможности искусственного интеллекта. На данный момент им в напарники пророчат беспилотники. "ВПК" уже писала о большой программе НАТО "Скайборг". Ну это у них… Ранее руководитель группы по исследованию "больших данных" Харбинского политехнического института Чжао Чжицян отмечал, что сотрудничество между РФ и Китаем в сфере работы над искусственным интеллектом (ИИ) проявляется не слишком активно. Трагедия в том, что китаец утверждал "российская система образования с ее сильными фундаментальными науками выпускает немало хороших специалистов, которые впоследствии легко находят работу в китайских компаниях, занимающихся искусственным интеллектом". Может быть, в очередной раз нашим руководителям стоило бы прислушаться к словам иностранцев и вывести процесс внедрения высоких технологий на уровень "национальной политики"? Как это делал 300 лет назад Петр Великий? Увы, пока элементная база, о проблемах которой писали и пишут в последние десятилетия как у них, так и у нас, до сих пор строится на иностранных комплектующих. Также стоит напомнить, что ситуация в области создания и применения элементной базы для существующих и разрабатываемых образцов ВС выходит изпод контроля и становится угрозой национальной безопасности страны. Директор по развитию бизнеса "АнгстремТ" Н. Лисай, общаясь со многими специалистами, писал, что основная проблема у нас в отсутствии четкой государственной стратегии развития. Микроэлектронная индустрия очень сильно связана с государственными интересами, российская микроэлектроника это ренессанс или реанимация? Забавным при наличии Интернета (а там есть все) было его высказывание о том, что высокая милитаризованность индустрии в какойто степени предопределила ее закрытость. Что такое сегодня российский рынок микроэлектроники, каков его объем, что производится, что не производится? Непонятно. Честно скажу, когда я делаю какието аналитические выкладки, находясь в Москве, то ищу данные о российском рынке, например, во "Всемирной книге фактов" ЦРУ. В РФ достоверные данные о нас самих найти очень сложно. А есть ли они у нас это вопрос. Может быть, поэтому многие на Западе, а уже и в Китае, снисходительно смотрят на наши новые истребители, предрекая им поражение из-за отсутствия современной электронной базы. И как эпилог, маленькая информация. Израильские оборонные компании готовы осуществить модернизацию истребителей МиГ-29 ВВС Украины. Израильская компания Elbit Systems уже получила от правительства официальное разрешение на проведение модернизационных работ с украинскими боевыми самолетами. По некоторым данным, Киев желает "сделать качественный скачок в наращивании боевых возможностей МиГ-29", которые должны получить новые бортовые РЛС и системы управления вооружением, способные "работать по земле". Что еще раз подтверждает, высший пилотаж хорошо, но будущее поле боя за электронными мозгами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка