Автор: Владимир Дашевский
Опубликовано: 12.08.2020, 08:00
 

Путь в небо начинается с земли


[image]

Всегда окружены ореолом романтики профессии, связанные с авиацией и подготовкой к полетам на земле.

…В раскаленном дневном мареве выруливающие на взлет винтокрылые машины словно плывут над зеленым полем аэродрома. В вертолетном полку морской авиации Балтийского флота проходят плановые полеты.

Вот противолодочный Ка-27 на несколько минут замирает у небольшого строения, из которого выходит офицер в оранжевом жилете. Он внимательно обходит вертолет, осматривает его внешний вид. Проверяет плотность закрытия лючков, контролирует работу бортовых аэронавигационных огней летательного аппарата, состояние других механизмов. Одобрительный взмах руки - и вертушка, набрав обороты, выруливает на старт.

Знакомимся: инженер авиационного комплекса вертолета Ка-27ПЛ лейтенант Александр Якунин. Сегодня он дежурит на пункте технического осмотра. По сути, это последний рубеж технической готовности винтокрылой машины перед вылетом.

В авиацию Александр пришел по совету друга, который годом раньше поступил в ВУНЦ ВВС "Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" в Воронеже. Тот увлеченно рассказывал об учебе в вузе, о жизни курсантов. Слова приятеля запали в душу, и Александр после окончания школы решил тоже связать свою судьбу с авиацией.

Отец, Юрий Александрович, майор МЧС запаса, поддержал выбор. Александр стал обучаться по специальности "Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей". Первое знакомство с военным вузом, его строгим распорядком дня и четкой организацией образовательного процесса оказалось, как и положено для вчерашнего школьника, непростым. Было трудно привыкнуть обращаться к преподавателям по воинскому званию, начинать утро с зарядки, ходить строем.

И все же к особенностям военной службы Александр со временем привык. К тому же учеба оказалась интересной, особенно специальные предметы - аэродинамика, системы управления самолетом. Каждая дисциплина требовала вдумчивого подхода и времени для усвоения информации. Нравились Александру и профильные предметы - "Конструкция самолета", "Конструкция авиационных силовых установок".

Понять тонкости и особенности эксплуатации летательных аппаратов, их систем и двигателей курсантам помогали грамотные и опытные преподаватели. Подавляющее большинство из них имело за плечами годы службы. Действующие офицеры вуза, да и запасники тоже, доходчиво объясняли, как работает та или иная система, как на нее влияют климатические условия, отвечали на любой интересующий будущих инженеров вопрос.

Ответственность за безопасность полетов у наземных специалистов высокая: от их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи

С третьего курса началась специализация. Александр Якунин продолжил изучение вертолетной техники с упором на Ми-24. Большое внимание в обучении курсантов уделялось практическим занятиям. Благо, аэродром, на котором размещались образцы самолетов и вертолетов ВКС России, находился рядом. Кроме того, в период обучения будущие авиационные инженеры проходили практику и стажировку.

Курсанту Александру Якунину, можно сказать, повезло. Практику он проходил на Московском вертолетном заводе имени М.Л. Миля. Тут было на что посмотреть и чему поучиться. На прославленном предприятии ведется проектирование новых образцов летательных аппаратов, создаются прототипы. Кроме того, уникальные специалисты контролируют весь процесс производства и модернизации уже созданных вертолетов, выполняют доработки, осуществляют техническую поддержку и ремонт винтокрылых машин.

Курсанты смогли своими глазами увидеть, как рождаются, набирают силы и уходят в большую жизнь одни из лучших вертолетов в мире.

Интересно, что местом войсковой стажировки у Александра Якунина стал полк, на вооружении которого находились военные вертолеты как раз ОКБ Миля. Специалисты инженерной авиационной службы щедро делились с курсантами своими знаниями и опытом эксплуатации летательных аппаратов, давали ребятам возможность поработать на технике.

Особых сложностей в это время не возникало. Помогала хорошая теоретическая база, полученная в вузе. В аудиториях их учебного заведения были широко представлены натурные стенды с двигателями, топливной, масляной, воздушной и другими системами вертолетов. Поэтому визуально все было знакомо. Дело оставалось за практическим освоением.

Для Александра важным было и то, что он смог вплотную познакомиться с организацией службы в воинской части, особенностями выполнения полетов. Будущему офицеру было полезно погрузиться в повседневную жизнь и будни авиационного гарнизона.

В 2019 году после окончания ВВА лейтенант Александр Якунин был направлен в вертолетный полк морской авиации Балтийского флота. На выпуске офицер стоял уже в военно-морской парадной форме и с кортиком.

- Мне нравится моя профессия и то дело, которым я занимаюсь, - говорит лейтенант Якунин. - В нем есть своя романтика, а еще - высокая ответственность. По большому счету вместе с пилотами и штурманами мы выполняем одну работу. Только каждый на своем месте.

Правда, с флотской спецификой применения боевой авиации он был знаком лишь в общих чертах. Пришлось действовать по принципу "пришел, увидел, изучил". Благо обстоятельства тому способствовали. Спустя время лейтенанта Якунина назначили на должность инженера авиационного комплекса вертолета Ка-27ПЛ.

Изучение новой техники и ввод в строй заняли примерно два месяца. Параллельно молодой офицер сдал зачеты по смежным авиационным специальностям. Как полноправный хозяин вертолета он должен четко представлять, как работают все его системы: средства связи и навигации, гидроакустические станции, приборное и электрооборудование, средства огневого поражения.

Судьба благоволила офицеру. Так сложились обстоятельства, что по прибытии на Балтику лейтенант Александр Якунин несколько месяцев прослужил в технико-эксплуатационной части полка. Там он приобрел необходимый опыт эксплуатации вертолетной техники, участвовал в выполнении сложных регламентных и ремонтных работ. К первому в своей жизни обслуживанию летной смены офицер подошел с весомым багажом знаний и практических навыков.

- Выпуская первый раз вертолет в небо, конечно, волновался, - вспоминает Александр. - В момент, когда борт выруливал со стоянки, я в голове в очередной раз прокручивал схему предполетной подготовки: все ли сделал, ничего не забыл?

Ответственность за безопасность полетов у наземных специалистов высокая. От их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи. В авиации нет мелочей. Увы, случается, что ценой ошибки могут стать жизни летчиков, а потому условностей и неточностей в работе инженерно-технического состава быть не может.

Эту прописную истину лейтенант Александр Якунин усвоил на собственном опыте. А дело было так. В полку проводилась очередная летная смена. У вернувшегося с задания экипажа замечаний к работе техники не было. Александр Якунин приступил к подготовке Ка-27 к повторному вылету.

Окрыли доступ к механизму, осмотрели его, стали искать причину. Оказалось, раньше времени износилась небольшая прокладка. Пришлось ее заменить. Запустили вертолет, проверили герметичность. На этот раз замечаний не возникло. Так внимательность и ответственное отношение к своей работе помогли избежать тяжелых последствий.

Вообще, у авиаторов отношение к вертолету как к живому организму. Если заботишься о нем, регулярно осматриваешь, настраиваешь, ремонтируешь, он никогда не подведет.

- Техника у нас надежная, проверенная временем, - говорит Александр. - Но конечно, ей необходимо уделять должное внимание.

Морская природа Ка-27 предполагает работу с палубы боевого корабля. Правда, сам Александр Якунин в море пока не выходил. Как признается офицер, он мечтает отправиться в дальний поход, почувствовать романтику плавания, познакомиться с жизнью на корабле. Попробовать свои силы и испытать профессиональные навыки в условиях выполнения задач боевой службы вдали от основного места базирования.

Александр оценивает свой профессиональный уровень объективно. Понимает, что многому еще предстоит научиться: глубже изучить технику, понять особенности ее эксплуатации, приобрести способность чувствовать вертолет, слышать его.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 августа 2020 года | Дайджест публикаций за 12 августа 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости