Автор: Эрик Бриссе, основатель и президент Sigfox Россия
Опубликовано: 14.08.2020, 11:41
 

Как Интернет вещей повышает эффективность работы аэропорта


[image]

Интернет вещей (Internet of Things - IoT) все глубже проникает в нашу жизнь, облегчая ее и помогая решать глобальные вопросы, такие как безопасность, снижение расходов и повышение производительности. В том числе, решения и устройства появляются для крупнейших структур, связанных с высокими рисками - авиакомпаний и аэропортов.

Несмотря на сложную ситуацию в связи с пандемией COVID-19, сложившуюся в сфере пассажирских авиаперевозок, можно с уверенностью сказать, что впереди нас ожидает взрывная скорость развития этого направления. Отмена карантинных мер и открытие границ только усилят эту тенденцию. По прогнозам компании ICAO, к 2037 году пассажиропоток увеличится в два раза и достигнет цифры в 8,2 миллиарда человек. Это означает, что все участники этого процесса, операторы, и, в первую очередь, аэропорты, столкнутся с проблемой качественного обслуживания возросшего количества пассажиров.

Если учесть тот факт, что уже сегодня сбои в работе транспортных хабов и задержки рейсов, вызванные целым рядом объективных и субъективных факторов, обходятся авиакомпаниям в 60 миллиардов долларов в год, несложно представить, что нас ожидает в обозримом будущем.

Еще одна задача, требующая решения, - сокращение числа случаев потерь багажа, в особенности на трансферных пересадках. Расходы авиакомпаний, связанные с этой проблемой, составляют около 2 млрд долларов ежегодно - такие цифры приводит SITA.

С недавнего времени на повестке дня - повышенное внимание к эксплуатационной эффективности и снижению негативного влияния на экологию, благодаря сокращению выбросов в атмосферу углекислого газа. К такой цели стали стремиться мировые гиганты-авиаперевозчики.

Поэтому уже сегодня многие участники рынка начинают задумываться о новой стратегии развития, где акцент делается на грамотное управление инфраструктурой и максимальное внедрение интернета вещей (IoT) в работу различных служб, в частности, в сферу наземного сервиса.

Актуальные решения интернета вещей для отслеживания наземной техники - погрузчиков багажа и груза, трапов, очистительных машин, тележек, контейнеров и прочих видов не подключенной к электросети техники уже существуют и применяются в ряде аэропортов мира. В частности, в Австралии, где в крупных воздушных гаванях IoT уже внедрен, также эффективно работающая и на базе ведущей локальной авиакомпании Qantas.

Как работает IoT в австралийских аэропортах

На все вышеперечисленные виды наземной техники были установлены датчики Blackhawk с модулем подключения к глобальной сети 0G Sigfox, отличающейся большой пропускной способностью. Весь процесс выглядит следующим образом: устройства отправляют оптимизированные сообщения о местонахождении техники, ее состоянии. Далее информация попадает в облачное хранилище и через интерфейс становится доступной для анализа, в том числе и для платформ, работающих с Big data. На основе полученной информации создаются долгосрочные планы действий, строится работа с партнерами.

Технология позволяет значительно сократить расходы на обслуживание наземной техники, хотя бы по той причине, что дополнительных соединений и какого-то особого обслуживания не требуется. Основной технологический принцип работы системы формулируется как "plug-and-play" - "Подключай и забудь".

Датчики, установленные на технические средства, делают любое их перемещение прозрачным и контролируемым. В итоге это не только повышает безопасность или общую производительность, но и дает сокращение выбросов углекислого газа. Контроль способствует более ответственному подходу сотрудника к работе, не давая, в том числе простаивать технике с включенным двигателем.

Комплекс услуг от одного поставщика способствует значительной экономии ресурсов и повышает эффективность процессов, которые ранее было довольно сложно отследить.

Преимущества технологии

Один из немаловажных моментов - длительный срок службы аккумуляторов датчиков, установленных на наземную технику. В случае с аэропортами Австралии он составляет до 10, а в некоторых случаях до 20 лет. Все, что нужно произвести, - один раз установить приборов, в каком-либо дополнительном обслуживании при соблюдении правил эксплуатации они не нуждаются.

Уникальность сети в том, что она не требует установки частной сети. Для полноценной работы больше ничего не нужно. Сигналы внутри сети обрабатываются в реальном времени, то есть собственник получает всю информацию о месте нахождения и о состоянии техники, по таким параметрам, как скорость, температура, вибрация и удар, угол наклона в запрограммированные промежутки времени. Оповещение может приходить как в приложение, так и по SMS - на указанный ранее номер. Это было отдельно оговорено с австралийский заказчиком.

Одним из факторов, повлиявших на выбор данной системы, стало снижение затрат связи и более низкая стоимость устанавливаемых устройств, чем у существующих аналогов. Этот эффект достигается благодаря особой архитектуре сети. А кроме того, для ее работы не требуются sim-карты, а роуминг, необходимый для работы датчиков и передачи данных бесплатный. В масштабах работы крупной воздушной гавани этот пункт немаловажен и дает ощутимую экономию.

Кроме того, ряд австралийских аэропортов включил в пакет подключение к единой системе цистерн и резервуаров для хранения воды и топлива. Установленные на них датчики позволяют осуществлять непрерывный мониторинг уровня жидкости с точностью до миллиметра. Когда ее количество подходит к пороговым значениям, приходит оповещение по нескольким каналам - как в приложении, так и по электронной почте, а полученные данные визуализируются.

Преимуществами такого подхода являются высокая точность и огромная экономия, недоступная при ручном измерении, фиксирование большего числа данных, которые позволяют осуществлять развернутый анализ ситуации. Кроме того, оборудование может быть установлено во взрывоопасных зонах, что делает работу обслуживающего персонала и сотрудников данного сектора более безопасной.

В итоге это дало австралийским операторам быструю и ощутимую окупаемость инвестиций и низкую совокупную стоимость владения. В частности, на наземный сервис затраты снизились до 25%, расходы на персонал - до 10%. На 10% уменьшились и платежи за топливо. CAPEX сократился на 15%. Что же касается выбросов углекислого газа, то благодаря меньшему количеству неконтролируемой работы техники его процент также снизился, а значит, сократилась и общая экологическая нагрузка.

Установка системы благотворно сказалась и на числе вылетов по расписанию. Именно этот показатель влияет на репутации воздушной гавани, а также качество обслуживания и совершенствование сервисов. Меньше гневных постов и жалоб в соцсетях от опоздавших пассажиров - итог внедрения единого комплексного решения, включающего в себя непосредственно оборудование, сеть IoT и интеллектуальную платформу, а также их установку и настройку, в только один сектор деятельности аэропорта.

Таким образом, использование интернета вещей в сфере авиаперевозок позволяет добиться ощутимого результата и экономии, а также создает пространство для дальнейшего развития операторов, и их соответствия грядущим обновленным мировым стандартам.

 

Дайджест прессы за 14 августа 2020 года | Дайджест публикаций за 14 августа 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Sigfox Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости