О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Десять неизвестных фактов про завод имени Чкалова

Один из самых секретных военных объектов города - Новосибирский авиационный завод имени Чкалова не часто открывает свои двери для обычных горожан

Один из самых секретных военных объектов города - Новосибирский авиационный завод имени Чкалова не часто открывает свои двери для обычных горожан. Увидеть цеха, где собирают знаменитый бомбардировщик Су-34, редко кому удается воочию. "Новосибирским новостям" удалось побывать в Музее авиастроителей и собрать малоизвестные факты о чкаловцах и их крылатых детищах.

Факт 1. Именной

Мало кто знает, что раньше в начале 1930-х годов это был завод Горного оборудования "Сибмашстрой", позже предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод.

В 1936 году по приказу наркома обороны Ворошилова в Новосибирск прибыли три сотни демобилизованных красноармейцев и краснофлотцев - как считалось, специалистов по самолетам. Они и составили костяк будущих самолетостроителей. Через год на заводе уже работало более двух тысяч человек.

Факт 2. "Ишачок"

"Первенец" Новосибирского авиазавода - знаменитый истребитель И-16, "ишачок", как любовно прозвали его в советской авиации. По своей сути летательная машина была сделана из дерева: в ее изготовлении использовалась фанера. Прославился этот истребитель тем, что стал первым в истории авиации истребителем-монопланом. На нем наша истребительная авиация встретила Великую Отечественную войну. Кстати за штурвалом "ишачка" летали прославленные асы, в том числе новосибирец Александр Покрышкин, а также Валерий Чкалов, который впервые в мире сделал на этой машине свой знаменитый восходящий "штопор".

Факт 3. Чкаловский

Кстати, знаменитый летчик никогда Новосибирск не посещал, но именно здесь его имя получило вторую, не менее героическую жизнь. После трагической гибели Чкалова во время испытательного полета, новосибирские авиастроители сами попросили Москву дать им право носить имя любимца страны. Ходатайство было удовлетворено - заводу присвоили легендарное имя Валерия Чкалова.

Факт 4. Самолет-рояль

Еще одно детище, которым гордятся чкаловцы, - боевая машины военных лет ЛАГГ, названная в честь его создателей, конструкторов Лавочкина, Гудкова и Горбунова.

Летчики называли ЛАГГ "роялем", так как машина изготавливалась из дельта-древесины - дерева, обработанного по специальной методике. Истребитель полировали, и он действительно становился похожим на концертный инструмент. Дельта-древисина не боялась огня, поэтому в руках опытных летчиков такой самолет становился грозным оружием. Сталин лично принимал решение о производстве ЛАГГа и даже пробовал поджечь опытный образец: сначала от спички, а затем и золой из трубки. Но у него ничего не вышло, и вождь открыл ЛАГГу дорогу в жизнь. Кстати, из дельта-древесины сделаны ступеньки и перила лестницы, ведущей сегодня в музей завода Чкалова.

Факт 5. Военный

В годы войны на заводе работали дети и подростки. Вот как вспоминает эти годы основательница заводской династии Косачевых-Лутковских Анна Лутковская:

"...До сих пор помню в войну худые, изможденные лица девочек и мальчиков. Голодные, холодные, мы жили в цехах, спали на рабочих местах на полу. Детям выдавали резиновые чуни, которые примерзали к ногам.

Самым памятным событием в нашей биографии был приезд на завод трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина. Он ходил по цехам, видел заморенных ребятишек. Подходил к нам, здоровался с каждым за руку и говорил: "Дети вы мои, дети. Все равно победа будет за нами. И будет это совсем скоро".

В годы войны чкаловцы создали Фонд обороны. В него вносились добровольные пожертвования. Новосибирскими авиастроителями было собрано семьям фронтовиков 250 тысяч рублей, на авиаэскадрильи: "За Родину" - 250 тысяч рублей, на "Чкаловец" - 3 млн 410 тысяч рублей, на танковую колонну - 130 тысяч рублей.

Факт 6. О раскладушках и шифоньерах

После войны завод, который вырос на военных заказах, оказался не у дел. Пришлось переходить на "мирные рельсы" - на заводе приступили к производству зажигалок из авиационного алюминия, шифоньеров, раскладушек и табуреток. У многих новосибирцев до сих пор в гаражах хранятся велосипеды ЗИЧ с Чкаловского завода. В начале 1990-х годов, когда наступил кризис, заводчане вынуждены были снова сменить профиль работы. Тогда в "попутчиках" у истребителей оказались мирные моторные лодки, детские коляски, стиральные машины для прачечных "Кедр".

Факт 7. Взлетный

С запуском в производство реактивных истребителей МИГ у завода Чкалова наступил научно-технический взлет. Это было время освоения передовых технологий. У истребителей появилась инфракрасная система перехвата - она позволила определять самолеты противника по тепловому излучению двигателей в условиях ночи на дальность 20 км, а совместно с оптическим прицелом использовать пушечное вооружение. Более десятка лет самолеты конструкции Микояна, выпускаемые заводом, являлись основными истребителями ВВС Советской Армии и армий стран Варшавского договора.

Факт 8. Немного опасный

Испытания чкаловских самолетов не всегда проходили успешно. Старожилы города помнят, как во время испытаний реактивных самолетов МИГ-19 в 1950-х годах при переходе на сверхзвуковую скорость от мощной воздушной волны в домах Первомайского района разбивало стекла. Вскоре конструкторами завода Чкалова недостаток в устройстве самолетов был устранен.

Факт 9. Космический

Когда завод осваивал Су-24, чкаловцам посчастливилось поучаствовать в еще одной знаменитой программе - строительстве космического челнока "Буран". Эта машина, по мнению специалистов, оказалась даже надежнее американских аналогов "Челленджера" и "Коламбия". Впрочем, наш космический корабль только однажды побывал на околоземной орбите, затем программа по финансовым и техническим причинам была закрыта в начале 1990-х годов, а "Буран" сейчас украшает парк им. Горького в Москве.

Факт 10. Русское чудо

О нашем заводе Чкалова заговорил весь мир, когда в небо взлетел Су-34. В самолете нового поколения соединили функции трех боевых крылатых машин - штурмовика, истребителя и бомбардировщика. "Сушку" новосибирских авиастроителей используют в ВВС России и называют "русским чудом".

По отзывам военных, Су-34 - машина, аналогов которой нет в мире. Самолет способен развивать скорость до 1900 км/ч и совершать полеты на расстояние до 4000 километров. Ударный авиакомплекс оснащен новой радиолокационной станцией, встроенными электронными прицелами, самонаводящимися бомбами и ракетами. Для летчика и штурмана свои удобства: они могут в полете встать, размяться и даже разогреть пищу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новосибирские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка