О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

О шансах российского ПАК ДА "догнать и перегнать" американский бомбардировщик В-21

В США начались летные испытания бортовых систем перспективного бомбардировщика B-21 Raider. Одновременно продолжается сборка первого опытного образца нового самолета

В США начались летные испытания бортовых систем перспективного бомбардировщика B-21 Raider. Одновременно продолжается сборка первого опытного образца нового самолета.

Американские ВВС ждут новый бомбардировщик

Разработкой нового стратегического бомбардировщика для ВВС США занимается корпорация Northrop Grumman. Официально как первый бомбардировщик XXI века перспективный самолет В-21 был обозначен в 2016 году: тогдашний министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс охарактеризовала его как глобальную атакующую платформу пятого поколения. Ожидается, что в эксплуатацию самолеты В-21 поступят в 2030 году. Но американское военное ведомство, судя по всему, планирует несколько ускориться с разработкой и выпуском бомбардировщика. В частности, собрать первый образец В-21 планируют уже в конце 2021 года, а совершить первый полет нового самолета - уже в 2022 году.

Как утверждают в ВВС США, сборка первого опытного экземпляра нового бомбардировщика ведется на авиационном заводе в штате Калифорния. Там же, на аэродроме 42-го авиационного завода ВВС США в Палмдейле, предстоит совершить и первый полет. Самолет должен будет перелететь с территории завода на авиационную базу ВВС "Эдвардс", также находящуюся в штате Калифорния, в 35 километрах от авиазавода.

К преимуществам новой воздушной машины можно отнести способность к использованию крупномасштабного оружия дальнего действия, что позволит улучшить его ударные возможности. Однако, к примеру, китайское издание Sohu называет В-21 скорее улучшенной версией "старого доброго" В-2, чем полностью новым бомбардировщиком. Например, аэродинамическая форма у В-21 практически такая же, как и у В-2, а стелс-технологии в целом не особо отличаются от тех, что применялись при производстве В-2 или F-22. Что же касается двигателя, то В-21 будет использовать двигатель Pratt&Whitney F119 или General Electric F136.

Использование уже существующих технологий позволит значительно снизить затраты на производство и введение в эксплуатацию нового бомбардировщика. Так, в корпорации Northrop Grumman не раз заявляли, что стоимость В-21 составит около 500 млн долларов, что составляет лишь четвертую часть от стоимости нынешнего бомбардировщика В-2. Кроме того, значительно ниже будут расходы ВВС на обслуживание и полеты нового бомбардировщика. Снижение стоимости, в свою очередь, позволит поставить на вооружение ВВС США большое количество новых самолетов.

ПАК ДА как конкурент В-21

Россия тем временем также ведет работу над созданием бомбардировщика-"невидимки" ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Работы над ПАК ДА начались даже раньше, чем разработка В-21 в США. Восемь лет назад, в августе 2012 года, была озвучена информация о завершении предварительного проекта бомбардировщика и начале опытно-конструкторских работ. Первый опытный образец, как считают в Минобороны, должен быть представлен к концу 2020 года.

Таким образом, в Москве пытаются догнать США в плане создания новейшего бомбардировщика. Последним, по понятным причинам, это не очень нравится: после появления в Fox News статьи о том, что россияне готовят собственный бомбардировщик нового поколения, посыпался шквал комментариев американских читателей с обвинениями в адрес России в краже технологий. Однако, в отличие от В-21 ПАК ДА, по заверениям конструкторов, не является усовершенствованием предыдущих машин, а представляет собой полностью новый проект.

Первый полет ПАК ДА может выполнить в 2025-2026 гг. Учитывая, что В-21 планируют поднять в воздух в 2022 году, пока американцы все же опережают нашу страну. И причина тому не в худшей подготовленности отечественных конструкторов, а в извечной финансовой проблеме: как известно, военные бюджеты США и России несравнимы. Тем не менее, не исключено, что работы над созданием американского бомбардировщика затянутся, и это позволит России немного сократить отрыв от вероятного противника.

В любом случае, и В-21, и ПАК ДА поступят в эксплуатацию в серийном варианте примерно одновременно - около 2030 года. Вопрос в том, какой из самолетов окажется более эффективным с точки зрения возлагаемых на него надежд, но об этом можно будет судить уже после воплощения обоих проектов в реальность. Также не стоит забывать и об еще одном потенциальном конкуренте и В-21, и ПАК ДА - китайском проекте новейшего бомбардировщика Н-20, разработка которого ведется еще с начала 2000-х годов. А в той ситуации, когда рассматривается вопрос о том, кто кого догонит и перегонит - применительно к ПАК ДА и B-21 - вполне может случиться так, что китайцы запустят в серию свой самолет быстрее. Хотя в китайском случае отдельный вопрос, как обычно, - качество техники....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка