О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пикирующий бомбардировщик Пе-2: как под Киришами обследовали место падения советского самолета

Какими они были: летчик и штурман самолета, упавшего в годы Великой Отечественной войны неподалеку от Киришей; кто ждал его дома, надеясь на то, что наши скоро освободят Ленинград, и в небе можно будет увидеть только гражданскую авиацию?

Какими они были: летчик и штурман самолета, упавшего в годы Великой Отечественной войны неподалеку от Киришей; кто ждал его дома, надеясь на то, что наши скоро освободят Ленинград, и в небе можно будет увидеть только гражданскую авиацию? Безусловно, эти вопросы задавали себе участники экспедиции к месту падения советского бомбардировщика Пе-2. Предстояло раскрыть очередную тайну военного времени. О подробностях этого похода они рассказали Online47.

Где упал самолет

Ребята из Поискового движения России и поискового отряда "Небо Ленинграда" только что завершили работы на месте падения пикирующего бомбардировщика Пе-2, разбившегося в годы Великой Отечественной войны. А организованы они были недалеко от города Кириши, в нескольких километрах от нефтеперерабатывающего завода.

Место падения указали местные жители - о нем они знали давно. На фоне болот этот участок выделяется характерной воронкой и разбросанными фрагментами обшивки самолета. Но добраться туда со специальным оборудованием, несмотря на относительно небольшое расстояние, которое предстояло преодолеть, поисковикам без вездеходной техники было практически невозможно.

Как происходили раскопки

С техникой помогли в ООО "Транснефть - Балтика", трубопровод которого проходит в нескольких десятках метров от места падения самолета. Кроме того, компания предоставила экскаватор и другое необходимое оборудование (6 единиц, а помимо экскаватора, гусеничные вездеходы и т.д.) Кроме того, специалисты общества (26 человек) участвовали в раскопках - все старались, чтобы они прошли максимально безопасно и оперативно. Экспедицию на всякий случай сопровождали саперы.

В течение нескольких дней участникам этой поисковой экспедиции удалось провести весь необходимый в таких случаях комплекс работ. Экскаватор за считанные часы выполнил работу десятков человек с лопатами, а мотопомпы быстро откачивали поступающую со всех сторон воду.

Бомбардировщик Пе-2

Этот самолет был создан в 1938 году, и уже в 1939-м совершил свой первый полет. Созданный на основе двухмоторного истребителя "100" или "сотка", изначально самолет предназначался как истребитель для высотных полетов.

Но в итоге Пе-2 (или, как его называли, "пешка"), стал самым массовым советским бомбардировщиком, а использовали его и для полетов на относительно небольшой высоте.

Известно еще, что Пе-2 выпускали два основных предприятия. Завод №39 в Иркутске выпустил около 800 машин, а завод № 22 в Казани - более 10 000 "пешек" из почти 11 500 произведенных до снятия с производства в 1945 году.

Примечательны биографии его создателей - группы конструкторов, которыми руководил Владимир Михайлович Петляков в ЦКБ-29.

Причем это была поистине уникальная организация, поскольку принадлежала Спецтехотделу НКВД, а состояла по большей части из заключенных, признанных "врагами народа". Заключенными были люди, руководившие работами, в том числе, и сам Петляков.

Для того времени характеристики Пе-2 были впечатляющими. Достаточно сказать, что самолет по скорости почти не уступал главному немецкому истребителю Мессершмитт Bf.109E.

Итоги экспедиции

Нынешние работы поисковиков в районе Киришей позволили убедиться, что самолет в этом месте действительно падал. Но, вероятно, сразу после войны его подняли. Причем, судя по всему, это было сделано вручную. Во всяком случае, никаких следов техники и возникающих в таких случаях земляных отвалов рядом не наблюдается.

С места раскопок удалось поднять ряд узлов самолета; масляный радиатор (по информации с заводской шильды - бирки, был произведен в апреле 1941 года); шасси и универсальный авиационный пулемет стрелка-радиста - УБТ калибром 12,7 мм. Это известное изобретение оружейника Михаила Евгеньевича Березина - использовался для прикрытия задней нижней полусферы.

Обнаруженные артефакты будут тщательно исследованы. Поисковики рассчитывают найти серийные номера техники, по которым, возможно, удастся установить номер самого Пе-2, а значит, и судьбу ее экипажа. Уже решено, что поднятые реликвии после изучения будут переданы в местный краеведческий музей.

Командир - об истории поиска

Руководитель поискового отряда "Небо Ленинграда" и ленинградского областного отделения Поискового движения России Евгений Халамов рассказал, что началом нынешней экспедиции можно считать 7 июня 2020 года.

"К обследованию места падения самолета подключился и поисковый отряд "Волховский фронт" (город Кириши), - уточняет он. - Также в работе принимали участие специалисты всероссийского информационного поискового центра (ВИПЦ) из Казани. Они занимаются восстановлением бомбардировщика Пе-2 в Казани из деталей этой марки самолетов, сбитых в годы войны в разных регионах России и республик бывшего СССР. Самолет, поисками которого занялись мы, выпустил завод № 22, о чем говорит найденный на обломках номер предположительно 15/12 или 15/17. А о том, кто отправился в тот роковой полет, мы рассчитываем еще понять".

Эти "пешки" вовсе не были шахматными фигурами, сражались героически. Собирая по крупицам подробности военной истории, действительно можно узнать многое, даже спустя десятилетия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Online47.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка