О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Главная служба аэропорта, дающая "добро" на полет

21 августа 70 лет назад было введено в действие "Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР", которое положило начало формированию современного облика инженерно-авиационной службы гражданской авиации

21 августа поздравление с юбилеем будут принимать авиатехники всей страны. В этот день 70 лет назад было введено в действие "Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР", которое положило начало формированию современного облика инженерно-авиационной службы гражданской авиации.

Техобслуживание на этапе становления гражданской авиации

Не трудно догадаться, что обслуживание самолетов в том или ином виде велось, в принципе, с момента появления воздушных судов. По описанию заведующего музеем Омского аэропорта Г.В. Второва в начале двадцатого века обслуживание в зимнее время проходило следующим образом: "Техсостав распределялся так: один находился в кабине самолета, второй качал воду, третий в это время заправлял самолет бензином, а четвертый - маслом картер, пятый надевал амортизатор на винт и держал лопасть с другой стороны до момента, пока лошадь натянет амортизатор, чтобы навернуть винт к запуску. Еще один техник находился на хвосте самолета и держал его, чтобы самолет при запуске не пошел на нос".

Становление инженерно-авиационной службы шло не один десяток лет. В 1929 году, когда Омский аэропорт только начал свою деятельность, обслуживание самолетов выполнялось лишь пятью авиамеханиками. С увеличением количества рейсов и появлением новых типов воздушных судов рос штат специалистов, совершенствовалась сама организация техобслуживания. Однако специализированная служба технической эксплуатации воздушных судов была создана только по окончании Великой Отечественной войны, в 1946 году. При этом в ходе проводимого техобслуживания авиатехники руководствовались в основном наставлением ВВС, регламентами конструкторских бюро и заводов-изготовителей. Однако уже на тот момент появилась острая необходимость в унификации общих принципов подхода к техническому обслуживанию.

Технический прогресс требует новых форм работы

21 августа 1950 г. вводится в действие "Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР". И этот же день считается датой рождения инженерно-авиационной службы, работающей именно на основе общих положений и правил технической эксплуатации воздушных судов, прописанных в Наставлении.

В период между 1950 и 1960 годами в гражданской авиации произошли огромные структурные изменения. Службы эксплуатации были реорганизованы в линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ). Впервые появилась возможность создать более мощную техническую базу для выполнения регламентных работ: лабораторию по спецоборудованию, ремонтные цеха, цеха по смене двигателей и выполнению трудоемких процессов ремонта, вспомогательные производства. ЛЭРМ в дальнейшем преобразовались в авиационно-технические базы (АТБ).

В Омском аэропорту авиационно-техническая база представляла собой два основных цеха: в первом велись работы по техническому обслуживанию транзитных и базовых самолетов (Ли-2, Ан-24), во втором - по обслуживанию самолетов малой авиации (ПО-2, Як-12, Ан-2) и вертолетов Ми-1. В 1973 году был организован третий цех для периодического технического обслуживания базовых самолетов Ан-24, Ан-2.

В 1994 году после разделения объединенного авиаотряда, авиационно-техническая база перешла в авиакомпанию "Омскавиа", а в ОАО "Омский аэропорт" была организована инженерно-авиационная служба. Создавать ее пришлось фактически с нуля - собирать грамотных специалистов, организовывать обучение. Но главное, служба сертифицировалась одной из первых в гражданской авиации.

Не останавливаясь на достигнутом...

Первое десятилетие 2000-х годов существенно изменило облик авиационной промышленности нашей страны. Авиакомпании, выполняющие полеты через аэропорт города Омска, стали интенсивно эксплуатировать самолеты иностранного производства, которым было необходимо обеспечить техническую поддержку. В связи с этим в 2008 году было принято решение организовать техническое обслуживание самолетов типа Boeing 737 на базе инженерно-авиационной службы Омского аэропорта.

Задача была сложная, так как все пришлось начинать с "чистого" листа. Инженерный состав прошел курсы авиационного технического английского языка для изучения конструкции самолета и двигателя, а также бортовых систем, научился читать техническую документацию, изложенную на языке производителя самолета. Подготовка авиационно-технического персонала проводилась в Европейских сертифицированных обучающих организациях FLTechnics (Вильнюс, Литва), SABENA (Бордо, Франция), Аirberlin (Мюнхен, Германия).

Успешно пройдя инспекционную проверку, 23 апреля 2013 года Омский аэропорт получил сертификат одобрения Европейского Агентства по Безопасности Полетов (EASA), как организация по техническому обслуживанию авиатехники (Сертификат одобрения EASA.№145.0604) по правилам Евросоюза EASA Part-145. Сертификат предоставляет право самостоятельно выполнять линейное техническое обслуживание воздушных судов типа Boeing 737-300/-400/-500, Boeing 737-600/-700/-800/-900. В период 2013-2016 годов инженерно-авиационная служба проходила ежегодные периодические инспекционные проверки Российских авиационных властей, Европейского Агентства по Безопасности Полетов (EASA), Департамента Гражданской Авиации Государства Бермуд, однако в феврале 2016 года деятельность по обслуживанию иностранных воздушных судов была прекращена в связи с отсутствием заказчиков ТО ВС.

В начале 2016 года инженерно-авиационной служба приступила к процессу сертификации на право выполнения работы по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов типа Sukhoi Superjet 100/RRJ-95. А уже 30 марта 2017 года ОАО "Омский аэропорт" получило Сертификат соответствия организации по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов, в соответствии с которым инженерно-авиационная служба вправе осуществлять оперативное техническое обслуживание воздушных судов RRJ-95 c двигателями SaM-146. Таким образом служба в кротчайшие сроки стала провайдером услуг технического обслуживания самолетов Sukhoi Superjet 100/RRJ-95.

Как отмечает начальник инженерно-авиационной службы Юрий Леонидович Прокопенко, сегодня персонал структурного подразделения осуществляет работы по наземному обслуживанию воздушных судов при подготовке к вылету: "Сейчас повышаются требования к уровню специальных знаний в части выполнения работ на воздушных судах в условиях многотипности. В настоящее время специалистам инженерно-авиационной службы не требуется проводить детальный осмотр планера и систем самолета, эта обязанность возложена на экипаж. Тем не менее всегда под пристальным вниманием любые отклонения от нормального состояния, о которых сообщается командиру воздушного судна. Главная задача - это обеспечение безопасности пассажиров и экипажа, и коллектив нашей службы с честью справляется с ее выполнением"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ОАО "Омский аэропорт"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка