О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ленинградские конструкторы принимали участие в создании первого советского серийного мотоцикла Л-300

135 лет назад в 1885 году был создан первый в мире мотоцикл. Для первого серийного советского мотоцикла Л-300 двигатель создавали ленинградские конструкторы

135 лет назад в 1885 году был создан первый в мире мотоцикл. Для первого серийного советского мотоцикла Л-300 двигатель создавали ленинградские конструкторы. Разработку и выпуск двигателей производили на заводе, преемником которого спустя годы стало АО "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех).

В середине 20-х годов прошлого столетия на базе Ленинградского треста массовой продукции (ТРЕМАСС) было организовано советское мотопроизводство. Разработка оригинальных конструкций заняла бы очень много времени, а страна в те времена остро нуждалась в собственной мототехнике, поэтому было принято решение выбрать подходящий иностранный мотоцикл и модифицировать его под российское производство. Выбор пал на простую по конструкции и удобную в эксплуатации модель Luxus-300 завода DKW. Осенью 1929 года конструкторская группа под руководством талантливого инженера и конструктора Петра Можарова переехала в Ленинград, где приступила к выполнению задачи по производству советского мотоцикла. Незадолго до этого Можаров уже построил первые пять советских мотоциклов на заводах Ижевска.

В результате совместной работы группы Можарова с производственниками треста к началу сентября 1930 года было изготовлено восемь мотоциклов "Тремасс-300". В конструкцию внесли ряд изменений, и к концу 1930 года она была окончательно утверждена и готова к запуску в серию. Модель получила обозначение "Л-300", ее выпуском занялся завод "Красный Октябрь". К осени 1931 года ленинградцы освоили выпуск всех частей и агрегатов для Л-300 - мотопроизводство не зависело от импорта.

В 1937 завод "Красный Октябрь" планировалось сделать ведущим в отечественном мотоциклостроении, но в феврале 1938 г. он стал авиамоторостроительным заводом № 234 (так называлось в военные годы нынешнее АО "ОДК-Климов") и вошел в состав Наркомата обороны. А в 1940 г., когда был образован Наркомат авиационной промышленности, завод переподчинили ему. Главной задачей предприятия стало освоение и налаживание производства авиационного двигателя М-105, разработанного великим конструктором В.Я. Климовым, чье имя сегодня носит АО "ОДК-Климов".

Любопытен факт использовании Л-300 для экстремальных прыжков с трамплина. В 1936 году старший лейтенант Георгий Филонов, проходящий военную службу в Ленинградском военном округе, увлекался прыжками на мотоцикле с трамплина. Первые опыты были неудачны, но постепенно он овладел техникой прыжка и установил рекорд дальности - 13 метров. Для прыжков использовался серийный мотоцикл Л-300 без каких-либо конструктивных изменений.

До наших дней дошли лишь несколько десятков этих мотоциклов. Хотя количество Л-300, произведенных заводом за период с 1931 по 1940 годы, составило 18 985 экземпляров. Мотоциклы имели достаточно широкое применение. Во время Великой Отечественной войны они помогали фронту, активно использовались в Красной Армии в качестве мотоциклов разведки и связи. Бойцы любили ленинградские мотоциклы за легкость управления и надежность. Один из экземпляров Л-300 был передан в музей ОДК-Климов в качестве экспоната.

Технические данные Л-300:

Двигатель одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 293 см3, мощностью 6 л.с. при 300 об/минуту. Мотоцикл разгонялся до максимальной скорости в 75 км/ч. Топливный бак имел вместимость 12 литров (14 литров). Расход Л-300 составлял 4 - 4,5 литра на 100 км. Коробка передач трехступенчатая. Сухая масса - 125 кг. К концу производства двигатель был доработан и получил мощность 6,5 л.с и скорость до 80 км/ч. (колеса 26 дюймов).

АО "ОДК-Климов" - предприятие российской двигателестроительной отрасли, занимающееся разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы, сервисные центры. Предприятием разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ВК-2500ПС-03, ТВ7-117В, самолетные двигатели РД-33, РД-33МК, РД-93 и ТВ7-117С/СМ/СТ и их системы управления. Система менеджмента качества ОДК-Климов сертифицирована по международному стандарту AS 9100:2016.

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (входит в Госкорпорацию Ростех) - интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех - одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности - авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, "Вертолеты России", ОДК, Уралвагонзавод, "Швабе", Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий "Умного города", занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "ОДК-Климов"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка