О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летучий Афганец

3 августа 1995 года российский транспортный самолет Ил-76 был принудительно посажен истребителем-перехватчиком на аэродром Кандагар в Афганистане

В грузовом терминале аэропорта Жуковский приземлился… самолет-призрак. Нет, он "живой", настоящий, к нему можно подойти и даже потрогать. Но это воздушное судно, непонятно каким чудом сохранившееся и продолжающее работать на маршрутах, - молчаливый свидетель подвига российского экипажа Ил-76, захваченного в афганском Кандагаре 25 лет назад и совершившего невероятный побег из бандитского плена. Да, это тот самый Ил-76! Скромный трудяга молчит, как и в том злополучном августе 1995-го перевозит грузы, летает в разные страны и города. За него говорят люди - участники тех событий. 3 августа 1995 года российский транспортный самолет Ил-76 был принудительно посажен истребителем-перехватчиком на аэродром Кандагар в Афганистане. Экипаж оказался в плену у талибов. Командир воздушного судна Владимир Шарпатов, второй пилот Газинур Хайруллин, штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, бортрадист Юрий Вшивцев, инженеры Сергей Бутузов и Виктор Рязанов. 378 дней в постоянном ожидании смерти - через день, через час, через минуту… По мотивам этой истории сняли фильм "Кандагар" с Александром Балуевым в роли командира экипажа и Владимиром Машковым, сыгравшим второго пилота. Герой России Владимир Шарпатов был консультантом на съемках. "Я бы первое спасибо сказал самому самолету, конструкторам, которые его создали, - вспоминал потом Шарпатов. - Ил-76 моя любимая машина. Очень надежна. Тюменские летчики первыми в Советском Союзе осваивали военно-транспортный самолет. Нас обучали в КБ на заводе, мы проводили производственные испытания, отрабатывали метод взлета на малой скорости, в том числе и с грунтовых аэродромов. Наши советские самолеты сделаны с душой. Учебный Як-18А сделал нас летчиками. Работяга Ан-2, перевозивший и пассажиров, и грузы, умел сесть на любом клочке земли. Были случаи, и на автомобильное шоссе приходилось садиться. Этот опыт пригодился, когда угоняли самолет из Кандагара. Первые полеты на Ил-76 мы выполняли из Кишинева до Курильских островов, были на Чукотке, долетали до Кушки. Бороздили небо всей страны во всех направлениях. С тех пор знаешь ее не по учебникам и картам. Идешь по северной трассе, две тысячи километров пройдено - и ни одного огонька. Огромные территории, где нога человека не ступала. Особенно это соизмеряешь, когда перелетаешь через западную границу до Англии. Там внизу море огней. Понятно, почему у всей Европы такой интерес к нашей стране. 90 тонн заправил, идешь час, пять, семь часов, были беспосадочные полеты до 11 часов со скоростью 900 км в час, уже керосин кончается, но не Россия. Вот такая у нас страна". "Вспомните 90-е годы, все в стране разваливается, воздушный флот тоже. Самолеты вместе с экипажами активно арендуют предприниматели или иностранные компании. Возили продукты, ковры, вещи разные. Как-то перевезли в Афганистан 34 тонны денег - у них не было своих печатных станков, печатали у нас. Потом поручили перевозить топливо", - рассказывает Владимир Шарпатов о том, как самолет попал тогда в Афганистан. - О том, что небо там тревожное, мы и не знали, пока не заночевали в Баграме и не попали под бомбежку. В момент, когда мы прилетели в Афганистан, там уже больше половины территории было захвачено талибами". На 13-й день афганского плена приехал представитель российского посольства в Пакистане. "Талибы, конечно, с ним разговаривать не стали, - вспоминает Владимир. - Дважды в Кандагар приезжали представители российского МИДа и посольства в Пакистане. Были собраны деньги на выкуп пленников - 2,4 миллиона долларов. Но все попытки освободить нас оставались тщетными". Вскоре у экипажа созрел план, как получить допуск к самолету: "Объясняли талибам, что если он нужен им в исправном состоянии, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание. В условиях 50-градусной жары масло в двигателях загустеет, двигатели выйдут из строя. Часть нашего экипажа стали возить на технические работы". 16 августа 1996 года российские летчики совершили побег - домой они прибыли в ночь с 18 на 19 августа. "Нас снова повели на аэродром, - рассказывает Шарпатов. - А тут самолет с нами в заговор вступил. Мы ставим запаску. Колесо тяжелое, кило 200. Никак не встает на место. Пока разобрались почему, время шло в нашу пользу. Наконец поставили. Нам скомандовали ехать в тюрьму. Мы стали настаивать, что надо еще прогонку двигателя сделать. Талибы без особой охоты согласились. А мы решили, все, будем взлетать. Собьют так собьют". "Подключаем приборы. Запускаем пускач (ВСУ), но тут срабатывает автоматика, отключается подача топлива. Объясняем талибам, что нужно минут 40-50 подождать, пока двигатель остынет. Я решил выруливать на взлетную полосу по грунту. Вышел из самолета, отбросил валявшееся старое ведро и в тени под крылом простоял минут сорок. Тут выбегает инженер Бутузов: талибы ушли молиться, на борту оставили лишь трех автоматчиков. Бортинженер запускает ВСУ, я заскакиваю в самолет через рампу (задний люк), Бутузов включает гидронасосы, и под нагрузкой ВСУ опять вырубается, но бортинженер успел один двигатель запустить. Затем другой. Радист связывается с вышкой, чтобы разрешили порулить. Вышка молчит. Охранник, наверное, тоже молиться пошел. Вы молитесь, мы поехали, - решил командир Ил-76. - Талибов связали по ногам и рукам. Одного спустили в грузовую кабину. Один начал грызть веревки. Бутузов огрел его автоматом. Вставил рожок и держал под прицелом". Самолет приземлился в Шардже, потом экипаж перевезли в Абу-Даби. Тогдашний министр МЧС Сергей Шойгу выслал Ил-62 с делегацией. "Через 4 дня президент страны подписал указ о награждении Золотой Звездой Героя России меня и второго пилота Газинура Хайруллина. Остальные ребята получили ордена Мужества, - говорит Владимир Шарпатов. - Я еще полтора года проработал в Казани, потом вернулся в Тюмень, по распоряжению губернатора мне выделили большую квартиру в центре города. Вновь сел за штурвал самолета. До 2002 года летал командиром экипажа Ил-76 "Тюменских авиалиний". Только в 62 года ушел на пенсию". А легендарный Ил-76 до сих пор в строю. Надо будет, и в Кандагар полетит....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гражданская авиация». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка