Опубликовано: 25.09.2020, 14:13
 

Заслуженный конструктор РФ Виктор Рогинский: "Любовь к технике - это первое"


[image]

Мы встретились с Виктором Дмитриевичем 15 сентября. В этот день заместитель главного конструктора по спецпродукции - главный конструктор производства №1 Арзамасского приборостроительного завода уходил на заслуженный отдых.

- Настроение смешанное, - признался сразу он. - Когда-то надо уходить. Наступил и мой час. Зато теперь появится масса времени на то, на что раньше его обычно не хватало. Буду ходить в походы, кататься на лыжах, займусь, наконец, домом в деревне, который надо достроить и, конечно, буду заниматься с внуками - подтягивать их по математике, физике и химии.

А дальше разговор перетек в воспоминания. Начал Виктор Дмитриевич с самого начала…

Конструктор-"железячник"

- Мой отец был военным, служил в разных местах, поэтому поженились они с мамой в Питере, я родился в Киеве, брат - в Ульяновске, а в Арзамас отца направили в военное училище связи преподавателем. Город родителям понравился, тут и осели…

Когда в твоем доме в каждом углу журнал "Радио", отец что-то постоянно паяет, ремонтирует, переделывает, когда "Юный техник" и "Техника молодежи" - твое любимое чтение, просто нельзя не стать технарем…

В Арзамасский филиал МАИ я поступил во второй набор. Все преподаватели из столицы. Специальность вел светило гироскопии Александр Исаевич Черноморский. Спустя годы фраза "я учился у Черноморского" останавливала тех, кто пытался мне рассказывать азы гироскопии.

После института, в 1974 году, по распределению попал в опытно-конструкторское бюро Московского института электромеханики и автоматики (ОКБ МИЭА) - сегодня ПАО "АНПП "Темп-Авиа". Поначалу занимался конструированием авиагоризонтов, потом перешел в расчетно-теоретический отдел, где за короткое время получил опыт работы и теоретиком, и конструктором-"железячником" (так называли тех, кто конструирует детали).

Затем служба в ракетных войсках стратегического назначения - два года дежурства под землей, в шахте, у кнопки "Пуск". В военном билете записано: "Капитан Советской армии".

От гироскопов до "Легенды"

В 1978 году Юрий Павлович Старцев, тогда главный конструктор Арзамасского приборостроительного завода, пригласил меня на предприятие. Здесь начиналось освоение динамически настраиваемого гироскопа ГУП-1. В то время это была новинка и в нашей стране, и в мире.

Но приняли решение об унификации инерциальных систем, тему закрыли. Я оказался не у дел, некоторое время сопровождал конструкцию электронных блоков, что меня не увлекло, и я перешел в инженеры-регулировщики (сейчас эта специальность называется инженер-электроник) и два года работал с паяльником, осциллографом, чем ликвидировал пробел в образовании: все-таки радиотехнику гироскопистам давали слабовато.

Когда нашему предприятию поручили выпуск знаменитой системы Ц-056, вернулся к теме ДНГ, возглавил КБ в 66-м отделе, затем стал заместителем главного конструктора производства №7. Но из-за горбачевской конверсии выпуск Ц-056 прекратили, производство ликвидировали.

Какое-то время работал в КБ цеха №49, а потом перешел в магнитофонное производство, которое тогда было на подъеме. Здесь на выпуске стереофонической "Легенды-306" приобрел навыки работы с крупносерийной продукцией.

В один из дней вызвал меня Анатолий Петрович Червяков - в то время главный инженер, потом технический директор - и сказал: "Хватит отдыхать - пора работать". Так я пришел в 1-е производство заместителем главного конструктора.

Там работали опытнейшие конструкторы - Анатолий Мефодьевич Власов, Леонид Павлович Блохин, у них было чему поучиться. Непривычной была огромная номенклатура. До этого работал с 2 изделиями, а здесь список - сто с лишним. Первую неделю просто заучивал названия.

Сельдь для испытаний

Наступили 90-е. Время было тяжелое, но интересное. Чего только тогда ни выпускали! Гидроклапаны, стоматологическую технику, системы расхода топлива для бизнес-самолетов, даже высоковольтную установку для холодного копчения. Ее испытания проводили так: купили в буфете свежей селедки, загрузили на 20 минут, пробуем - вкусно. А главное - быстро, потому что в обычной коптильне на это уходят сутки. До сих пор жалею, что наша установка не пошла в серию. Магазинам, чтобы коптить, надо было получать лицензию на этот вид деятельности, дело хлопотное, спроса не было.

Вскоре начал постепенно нарастать ГОЗ. В "биографии" Арзамасского приборостроительного завода появился Концерн "Алмаз - Антей", мы стали производить не только то, что давно делали, но и занялись освоением новой продукции. Это работа продолжается и сегодня…

О профессии

Каждый шаг в работе конструктора должен быть осторожным: если в серийной "гражданке" ошибка приводит к большим убыткам, то в спецтехнике может привести к жертвам. Поэтому даже правильный теоретический расчет надо всегда подтверждать испытаниями.

Первое в работе конструктора - любовь к технике. Изучать ее должно быть интересно! Возьмите, к примеру, футбольного фаната: он не будет специально заучивать фамилии футболистов, как сыграли, кто и когда забил гол, он просто это запоминает, потому что ему интересно. Вот и к технике надо относиться так же: это должно нравиться, этим нужно болеть. Тогда получается настоящий конструктор.

Сегодня образование не дает такой мощной теоретической подготовки, как в наше время. Поэтому молодым советую не лениться учить теорию, а практикой завод обеспечит.

Великий кибернетик Норберт Винер высказал мысль о том, что в принципе можно и человека передать по телеграфным проводам, но трудности, которые при этом встретятся, превышают наши возможности. Отсюда вывод - любая задача решается: если не полностью, то частично, если не так - то по-другому.

И в завершение

Люблю сериал "Сваты". Хорошее доброе кино, такой "Кот Леопольд" в художественном исполнении, и смысл в фильме тот же: "Ребята, давайте жить дружно!". Это и мой девиз по жизни…

Учителю от учеников

Олег Шнайдер, начальник КБ-3 отдела главного конструктора по спецпродукции:

- Фраза, что "безвыходных ситуаций не бывает", - это про Виктора Дмитриевича. Его целеустремленность и гибкость ума, наряду с огромным опытом, не оставляют без решения любой вопрос, возникающий перед ним.

Очень рад, что судьба позволила мне встретить в своей жизни и работать с таким мудрым и опытным наставником. Безгранично благодарен ему и уверен, что на АПЗ и других предприятиях, с которыми завод сотрудничает, будут помнить Виктора Дмитриевича за вклад, который он внес своей многолетней трудовой деятельностью.

Желаю Виктору Дмитриевичу крепкого здоровья, на долгие годы сохранить активный образ жизни!

Владимир Приписнов, начальник КБ-2 ОГК СП:

- Я познакомился с Виктором Дмитриевичем в июне 1981 года: он был консультантом моей дипломной работы по теме "Датчик момента в обратной связи инерциальной системы". Тема новая. Защитился я тогда на "отлично". А потом под его руководством проработал 30 лет.

Виктор Дмитриевич - не только Конструктор с большой буквы, но и чуткий руководитель, замечательный человек, настоящий друг.

Желаю ему хорошего здоровья, а с остальным этот незаурядный человек справится!

Андрей Тимаков, заместитель главного контролера - главный контролер производства №1:

- Виктор Дмитриевич с начала моей работы на заводе повлиял на мою дальнейшую судьбу: он был и остается моим наставником. Всегда поддерживал меня и помогал в решении технических вопросов. Благодарен судьбе, что работал с таким хорошим, отзывчивым и добрым человеком.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «АО "Арзамасский приборостроительный завод"» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 25 сентября 2020 года | Дайджест публикаций за 25 сентября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «АО "Арзамасский приборостроительный завод"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости