Опубликовано: 01.10.2020, 14:27
Комментариев: 3
 

Беседа с одним из инженеров вертолетов Leonardo AW139 компании SKYPRO - Дмитрием Тимошенко


[image]

Летом 2020 года альянс компаний SKYPRO выступил спонсором соревнований по планерному спорту - вид активного отдыха и вид спорта, в котором пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, называемых планерами.

Сегодня мы побеседовали с одним из инженеров вертолетов Leonardo AW139 компании SKYPRO - Дмитрием Тимошенко, который помимо основной работы возглавляет Федерацию Планерного спорта в России. Талантивый человек - талантив во всем. Именно это выражение идеально описывает Дмитрия. Ведь, помимо того, что Дмитрий является прекрасным специалистом, в свободное время увлекается планерным спортом, он еще и прекрасно пишет тексты. Неудивительно, если и это увлечение перерастет когда-нибудь в книгу о планерном спорте. Дмитрий не только рассказал о своем пути в мир авиации, но и о том, где можно научиться планерному спорту, попасть на соревнования и открыть для себя этот удивительный спорт. SKYPRO гордится тем, что в его в команде есть такой талантливый человек, который так трепетно относится к авиации.

- Дмитрий, расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, как Вы пришли в профессию?

- Окончил МАИ в 1988-м. Специальность - инженер-механик по вертолетостроению. Три года работал в ЦАГИ в 5-м отделении (вертолетном). Двигал науку, но недалеко - зарплата не давала надежд кормить семью каждый день досыта. Ушел в предпринимательство, каковым и занимался до 2003 года. В 2003-м по приглашению Димы Ракитского и Василия Обухова пришел работать техническим директором в компанию "Авиамаркет". Это в то время, когда владеть вертолетом было модно и бизнес быстро рос. За пару лет удалось выстроить систему ТО для владельцев со всей страны. И с тех пор техническое обслуживание вертолетов - мой основной хлеб. Robinson, Bell, Agusta, СH… Я ,наверное, один из немногих российских эксплуатационников, который не имеет опыта работы с вертолетами отечественных типов.

- Как давно увлекаетесь планерным спортом?

- C 1983 года. Вот прям с первого курса института. Хотел стать настоящим летчиком, но старания не хватило. Лениво отодвинул мечту летать на полеты в аэроклубе. И неожиданно вместо пилотажного самолета попал в планер. И все сложилось. Уже к началу инженерной карьеры в ЦАГИ был мастером спорта с налетом что-то около 800 часов. Сегодня имею что-то около 7000, но мастерство в планерном спорте давно не измеряется в количестве часов над планетой. Основное - как твои полеты учитываются в мировом рейтинге. Довольно долго удается удерживаться в сотне лучших на планете.

- Что для вас авиация?

- Это вопрос, на который можно и одним словом ответить ("Все!") и пухлым трехтомником. Прекрасное дело для тех, кого когда-то хоть раз в детстве взволновал инверсионный след в высоком небе! И романтика тебе и профессия. А вообще-то таинство возникновения подъемной силы все объясняет. Вы бы слышали, какие споры в академической среде имели место быть вокруг слова "циркуляция". А все, что загадочно - желанно!

- Где в России можно научиться планерному спорту и с какого возраста можно начинать обучение?

- Планерный спорт не очень, мягко говоря, популярен. На всю страну от силы 750-1000 человек регулярно летающих. Основные центры, где можно начать - Новосибирск, Воронеж, Орел, Москва. Начинать можно с 16 лет. Но выпустить самостоятельно Вас смогут не раньше 18-ти. Есть еще юношеские планерные школы, где на специальном планере летать можно начать с 14-ти. И мы работаем над тем, чтобы когда-нибудь этот возраст можно было бы снизить до 12-ти. В СССР, кстати, так оно и было.

- Есть ли в Вашем виде спорта какие-то ограничения по возрасту? До какого возраста разрешено летать на планере? Нужно ли проходить специальные медицинские осмотры, как для пилотов?

- Ограничения возраста сверху нет. Пока проходишь врачебно-летную комиссию - летаешь. 70-летние и боле возрасты в планеризме не редкость. Нередки случаи, когда на пьедестале чемпионатов континентов и мира стоят люди пенсионного возраста. Понятно, что строгость врачей будет возрастать пропорционально цифрам. Но в Европе, например, летать можно после прохождения весьма дружелюбной комиссии. Но вот после 70 - извольте пользоваться только двухместным планером.

- Как часто проходят соревнования?

- В РФ спорт - государственное дело. Министерство спорта опирается в работе только на аккредитованные федерации, в частности, нашу планерную. В год мы организуем примерно 7-8 соревнований российского масштаба и отправляем сборную команду на 3-4 международных события. Естественно, что период проведения соревнований - с марта по сентябрь. Есть прогрев Солнцем земли - есть восходящие потоки. Пилотажный класс может соревноваться и позже. Например, в этом году Чемпионат РФ по пилотажу на планерах пройдет в г.Усмань с 7 по 11 октября.

- Что Вы считаете важно для победы в подобных соревнованиях?

- Тренировка. Физическая выносливость, так как полет может длиться и 7 и 8 часов. А полетов за соревнования весте с официальными тренировками может быть и 13 и 15... Моральная устойчивость. Неудачи не должны выводить из себя. Позитивный настрой пилота - половина успеха. Готовность к полету в мелочах. Все должно быть настроено и планер должен аж урчать от того, как ему приятно быть чистым. Моют его раза три в день - это точно!

- Если бы у Вас сейчас была возможность выбрать новую профессию, кем бы Вы стали?

- В следующей жизни? При условии, что и там можно было бы летать на планере - кем бы только не был бы! Артистом, художником, врачом, вагоновожатым и т.д. И еще пару жизней опять бы копался в кишочках у вертолетов. Ибо очень это здорово!

- Насколько сложно совмещать работу инженера вертолетов и увлечение планерным спортом?

- По 10-балльной шкале - где-то 7-8. Но и, соглашусь, любой работодатель ответит на вопрос "Насколько сложно иметь сотрудника-планериста?" не сразу и со вздохом. На первый взгляд мое хобби несовместимо ни с какой работой. Еще при СССР гуляла шутка "лучше иметь в штате двух алкоголиков, а не одного спортсмена". Оно и понятно. Спортсмены в законодательном порядке имели кучу льгот и могли присовокупить к оплачиваемому отпуску еще минимум две недели. А те кто "закончил аэроклуб без отрыва от производства" - и еще 2 недели. Я уж не говорю о тех, кто был в сборной страны... Их по месту основной работы могли не видеть месяцами. Но капитализм расцвел и льготы окончились. Осталось подбирать работу и работодателя в соответствии со своими интересами. Работодатель должен быть в тебе заинтересован и тогда договориться о взаимодействии просто. Так и случилось с моей работой в SKYPRO. Я что-то понимаю в вертолетах, а компания занимается обслуживанием и эксплуатацией ТО вертолетов. С самого начала мы договорились, что в обмен на лояльность к моему хобби я буду максимально полезен. Совмещать работу и хобби никогда не сложно, если такое взаимопонимание существует. Средняя продолжительность континентального или мирового чемпионата - 3 недели плюс дорога до места проведения. Таковых в сезон примерно два. Иногда и три. Итого, мне нужен отпуск размером в 1.5 месяца. Ведь вертолеты я тоже очень люблю! Правда, стремительный рост объемов ТО в нашей компании не обещает легкой жизни, но мне кажется, что позитивные отношения планера и вертолета сохранятся и окрепнут еще боле. Тем паче, что появилась еще одна грань в моей планерной карьере - с марта я занимаю должность президента федерации планерного спорта, а это может открыть новую страничку в нашей со SKYPRO общей истории.

- Может, у Вас есть какая-то цель на перспективе? Чего Вы бы хотели добиться в данном виде спорта?

- В планеризме есть три больших кайфа. 1-й - влезть на подиум. Желательно - чемпионата мира. 2-й - научить летать, дать это небо из своих рук. 3-й - установить рекорд. Естественно, мировой. Так что немудрено все - сплошное честолюбие… А вообще-то, добавилась с весны этого года еще одна цель - сохранить спорт для тех, кто придет позже. Очень все у нас непросто...

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 1 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «SKYPRO». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Хелипорт Истра (в процессе тестирования)

Комментарии к новости