Автор: Валентина Гаврикова
Опубликовано: 05.10.2020, 11:14
 

"Аэрофлот" может снова взорвать рынок. Помогут "Победа", вакцина и FPO


[image]

Акции перевозчика обвалились на 70% с середины 2017 года. Мы задались вопросом, когда стоит ждать восстановления котировок "Аэрофлота". Эксперты считают, что акции авиакомпании подходят долгосрочным инвесторам.

Компания "Аэрофлот" - одна из старейших авиакомпаний мира. Ей почти 100 лет. Перевозчик базируется в аэропорту Шереметьево, откуда осуществляет основные перелеты. Пять российских филиалов находятся в Санкт-Петербурге, Калининграде, Перми, Красноярске и Владивостоке.

Родоначальником "Аэрофлота" стало Российское общество воздушного флота "Добролет", которое появилось в 1923 году. В том же году открылся первый в СССР регулярный пассажирский воздушный маршрут Москва - Нижний Новгород. Перелет занимал два часа и проходил только в дневное время над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.

В 2011 году государство отдало под управление "Аэрофлота" несколько региональных компаний. Так образовалась Группа "Аэрофлот". Помимо самого "Аэрофлота" в нее входит авиакомпания "Аврора", работающая на дальневосточных направлениях, авиакомпания среднего ценового сегмента "Россия" и единственный в России классический лоукостер "Победа".

Контрольный пакет акций "Аэрофлота" - 51,17% - принадлежит государству. У институциональных инвесторов сейчас 35,7%. Еще 3,5% на балансе у госкорпорации "Ростех", 5,1% принадлежит физическим лицам, 0,1% - менеджменту компании, еще 4,3% - казначейский пакет. После выпуска новых акций, намеченного на 9 октября, эти доли будут размыты, кроме государственной. Чтобы сохранить контролирующий пакет правительство купит дополнительно около 970 млн бумаг.

Почему упали акции "Аэрофлота"

Акции "Аэрофлота" начали резко падать в середине 2017 года. За 3 года котировки обвалились почти на 70%.

В 2015 году большие долги привели к банкротству главного конкурента "Аэрофлота" - авиакомпанию "Трансаэро". Трудности соперника подтолкнули акции "Аэрофлота" вверх. Всего за два года - с 2015-ого по 2017-ый - они подорожали на 497%, до исторического максимума ₽225 на акцию.

Тогда котировкам нужен был лишь триггер, который запустит падение. Им стал неудачный финансовый отчет "Аэрофлота" за 9 месяцев 2017 года. За три квартала чистая прибыль перевозчика обвалилась на 38%. Вместе с ней упали ожидания инвесторов по дивидендам и котировки.

Высокие цены на авиакеросин. Падение акций усугубил начавшийся рост цен на авиакеросин - топливо дорожало вслед за ценой на нефть. Это увеличило затраты "Аэрофлота", что немедленно отразилось на финансовых результатах, а затем и акциях.

Пандемия. Следующая волна снижения в акциях пришлась на февраль-март 2020 года. Вместе с паникующим рынком акции "Аэрофлота" обвалились на 53%. Авиационная отрасль - одна из наиболее пострадавших от пандемии и жесткого карантина. В особенности из-за закрытия границ и прекращения международных перелетов.

По итогам первого полугодия 2020 года пассажиропоток в компании упал на 54,2%. Как итог - выручка снизилась на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до ₽149,4 млрд, а чистый убыток составил ₽58,3 млрд. Долги на конец июня выросли в четыре раза по сравнению с прошлым годом. На этом фоне акции "Аэрофлота" так и не смогли восстановиться к предкризисным уровням.

Что сыграет против "Аэрофлота"

Большие долги. По заявлению главы Сбербанка Германа Грефа, сейчас "Аэрофлоту" с трудом удается обсуживать свои долги. Представитель перевозчика Михаил Демин в ответ сказал, что группа своевременно выполняет обязательства, а слова Грефа - это "фигура речи".

Только в 2020 году авиаперевозчик привлек кредитов в общей сложности на ₽27 млрд, чтобы пережить пандемию. На 30 июня кредиты и займы "Аэрофлота" составили ₽64,4 млрд против ₽15,8 млрд годом ранее.

Вторая волна коронавируса. Восстановление "Аэрофлота" после пандемии может прервать новый всплеск заболеваемости COVID. Сейчас многие страны вновь вводят ограничения. Без сомнения, это задержит уже было начавшийся процесс возобновления международных перелетов и роста показателей.

Дивиденды. С 2016 по 2018 годы "Аэрофлот" выплатил акционерам 50% от чистой прибыли, хотя дивидендная политика предусматривает лишь 25% от чистой прибыли по МСФО. Однако пандемия прервала цепочку дивидендных выплат - руководство компании решило не выплачивать дивиденды за 2019 год.

По мнению руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, быстрого возвращения выплат не будет, так как восстановление авиационной отрасли займет 3-5 лет. "Очевидно, что крупнейшей авиакомпании правительство окажет помощь, но о выплате дивидендов, скорее всего, стоит забыть на долгий период", - заметил он

Что поможет "Аэрофлоту"

Фокус на "Победу". Аналитик инвестиционно-финансовой компании "Солид" Дмитрий Донецкий связывает будущее "Аэрофлота" с его дочерней компанией - быстрорастущим российским бюджетным авиаперевозчиком "Победа". По его расчетам, к 2030 году 60-70% дохода группы будет составлять именно это подразделение.

Дополнительная эмиссия акций (FPO). Выпуск новых акций является спасительным для перевозчика, считает Донецкий. Авиаотрасль во всем мире оказалась под давлением, и пока восстановление идет довольно медленно. По самым оптимистичным оценкам, восстановление к уровню 2019 года займет еще полтора года. Поэтому Аэрофлот планирует привлечь деньги "с запасом", говорит он.

"Тем не менее, размер допэмиссии и цена размещения акций оказались ниже ожиданий инвесторов, что окажет негативную динамику на котировки в краткосрочной перспективе", - предупреждает эксперт.

А что с акциями

Старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов считает, что перспективы у акций "Аэрофлота", несомненно, есть. "Индекс MSCI World уже полностью отыграл падение и даже вышел в положительную зону, тогда как индекс мировых авиаперевозчиков MSCI World Airlines с начала года потерял 49%. В перспективе это сулит почти двукратный рост в случае полного восстановления котировок", - сказал эксперт.

Акции "Аэрофлота" подойдут долгосрочным инвесторам, говорят аналитики. "В связи с усилением заболеваемости COVID-19, снижается вероятность полного возобновления международного сообщения до конца года. Не исключено, что это произойдет не ранее второго квартала 2021 года", - рассуждает начальник управления операций на российском рынке во "Фридом Финанс" Георгий Ващенко.

Потапов отмечает, что датой отсчета для восстановления отрасли можно считать появление вакцины. Если она будет доступна к концу 2020 года, то на полномасштабное снятие ограничений и восстановление международного авиасообщения можно рассчитывать лишь в 2021 году. Полное же восстановление мировой авиаотрасли продлится вплоть до 2024 года, говорит он.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 5 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости