О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На замену Ан-26. Как Россия создавала Ил-112В

С 2023 года российская армия должна стать получателем серийных легких военно-транспортных самолетов Ил-112В, сообщил журналистам глава Минпромторга РФ Денис Мантуров

С 2023 года российская армия должна стать получателем серийных легких военно-транспортных самолетов Ил-112В, сообщил журналистам глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. При этом до конца 2021 года Минобороны получит два образца проведения государственных испытаний.

"Машина у нас современная, и есть хороший экспортный потенциал. Поэтому мы будем работать параллельно не только по основному заказчику, который является базовым, но и по экспортным заказам", - сказал Мантуров.

Серийное производство Ил-112В будет развернуто на мощностях ПАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО). Планируется, что предприятие сможет выпускать до 15 самолетов ежегодно, хотя, как показывает практика, заказчику лучше рассчитывать на меньшее количество единиц.

Значение проекта Ил-112В сложно переоценить для отечественной авиации. Это первая военно-транспортная машина, разработанная в России с нуля в постсоветский период.

Данный самолет должен в перспективе заменить весь парк советско-украинских Ан-26. Оба летательных аппарата относятся к одному классу воздушных судов и имеют примерно одинаковую грузоподъемность - 5-6 тонн.

Ан-26 снискал множество совершенно заслуженных комплиментов. Самолет неприхотлив, может безопасно приземляться и взлетать с грунтовых аэродромов, обладает приличной дальностью полета (более 1 тыс. км) и надежен при нормальном техническом обслуживании.

Детище КБ Антонова представляет собой прекрасную платформу для модернизации или создания нового самолета на его основе. Гипотетически на Ан-26 можно было бы заменить двигатели, изготовить корпус и крылья из новых материалов, установить более продвинутое радиоэлектронное оборудование.

Однако наша страна по понятным причинам лишена возможности провести подобные манипуляции без согласия украинских коллег. Отрадно, что еще в начале 1990-х годов в умах российских конструкторов и военных созрела идея создать отечественный аналог Ан-26. Работы по этому проекту были открыты в 2002 году в рамках конкурса ВВС России.

Соперниками ильюшинцев стали машины ОКБ Туполева, РСК "МиГ", ОКБ Сухого и экспериментального машиностроительного завода имени В. М. Мясищева. В итоге победил проект Ил-112В, но его реализация столкнулась с множеством трудностей.

Ильюшинцы сетовали на недобросовестных подрядчиков и, в частности, на компанию "Котлин-Новатор" (Санкт-Петербург), которая поставляла пилотажно-навигационные комплексы для транспортных самолетов различных типов, включая тяжелые машины Ил-76.

"Мы успешно прошли этап эскизного проекта, макетной комиссии и в 2005 г. приступили к опытно-конструкторским работам. Честно скажу, что этот этап несколько затянулся: в процессе работ нам пришлось сменить разработчика прицельно-навигационно-пилотажного комплекса (ПрНПК)", - вспоминал Николай Таликов, занимающий сейчас должность главного конструктора ПАО "Ил" (цитата по энциклопедии "Уголок неба").

По его словам, смена подрядчика задержала опытно-конструкторские работы (ОКР) примерно на три года, хотя документация по планеру к тому времени была практически готова. Защита эскизного проекта по комплексу бортового оборудования Ил-112В состоялась в декабре 2008 года. К 2010 году почти вся рабочая документация была готова и передана ВАСО.

"Но в мае 2010 года из министерства обороны поступил документ, согласно которому финансирование работ по самолету приостанавливалось. До августа 2010 года мы еще продолжали работы за свой счет, после чего они были остановлены. Более трех лет работы по Ил-112В не велись: мы полностью переключились на постройку и доводку Ил-76МД-90А", - рассказал Таликов.

Возрождение проекта Ил-112В произошло в 2013 году благодаря вмешательству заместителя министра обороны (ныне - вице-премьера) Юрия Борисова. Техническое задание было несколько скорректировано, но изменение касалось в основном авионики для максимально возможной унификации с бортовыми комплексами Ил-76МД-90А.

В декабре 2014 года "Ил" получил контракт Минобороны РФ на проведение ОКР. В кооперации по выполнению работ задействовано около 30 российских предприятий и более 50 поставщиков покупных комплектующих изделий.

Технический проект Ил-112В был утвержден военными в 2015 году. Предполагалось, что опытный образец поднимается в воздух в 2017 году, а серийное производство стартует еще через пару лет. Однако этим планам не суждено было сбыться.

В настоящее время ильюшинцы работают над снижением массы самолета, которая должна быть ниже на две тонны. Ранее им удалось "сбросить" 800 килограммов. Торжественная выкатка летного образца Ил-112В состоялась 27 ноября 2018 года, спустя месяц была проведена рулежка, 30 марта 2019 года - первый полет.

"Ил-112В - это не только транспортник, но и уникальная платформа, которая может быть использована для большого круга военных и гражданских задач. Машина строится полностью из отечественных комплектующих, будет оснащаться оборудованием на российской элементной базе. Наша общая задача - сделать самолет, который не уступает современным зарубежным аналогам", - прокомментировал первый полет Борисов.

Ил-112В представляет собой классический турбовинтовой самолет, оснащенный двумя двигателями ТВ7-117СТ, которые производятся на "ОДК-Климов" (Санкт-Петербург). Длина самолета составляет 24,15 метра, высота - 8,89 метра, максимальная взлетная масса - 21 тонна, крейсерская скорость - 450-500 км/ч, дальность полета с полезной нагрузкой 3,5 тонны - 2,4 тысяч км.

Ильюшинцы полагают, что их детище сможет эффективно выполнять задачи транспортировки и воздушного десантирования легких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава. Кроме того, Ил-112В вполне может стать машиной, пригодной для коммерческой эксплуатации и грузовых перевозок.

Детище ПАО "Ил" - это чрезвычайно важный проект для военно-транспортной авиации РФ, который проделал долгий и тяжелый путь к заслуженному признанию наверху. Если разработка этого самолета началась бы позже, наша сейчас могла бы остаться без какой-либо альтернативы украинской машине....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русская планета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка