Опубликовано: 09.10.2020, 09:02
 

В России создают стенды для испытаний авиатехники на обледенение по новым международным требованиям


[image]

Обледенение летательного аппарата остается одной из серьезных причин авиационных происшествий и важным предметом исследований для ученых отрасли. Специалисты ФГУП "ЦАГИ" и ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входят в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") работают над созданием стендов для испытаний элементов летательного аппарата (ЛА) при обледенении в условиях крупных капель переохлажденных осадков.

Аналогов подобных разработок в России пока нет, хотя стойкость самолетов к обледенению в условиях крупных капель - одно из новых сертификационных требований, отраженных в приложениях "О" к европейским (CS-25) и американским (FAR-25) нормам летной годности. Соответствие этим требованиям будет учитываться при получении отечественной авиатехникой сертификата международного образца, обеспечивая ее выход на мировой рынок.

Работы ведутся в рамках научно-исследовательской работы "Флагман 1", посвященной комплексным исследованиям по разработке технологий для обеспечения безопасности полетов и сертификации ЛА в различных условиях обледенения. Эта работа выполняется кооперацией российских организаций, возглавляемой ФГУП "ЦАГИ", по государственному контракту с Минпромторгом России. Другие участники НИР, помимо ЦИАМ, - ФГБУ "ЦАО", ФГУП "ГосНИИАС", МФТИ (НИУ) и АО "ОДК-Авиадвигатель".

Результатами работы кооперации станут не только новые экспериментальные стенды для испытаний авиационной техники и ее элементов в условиях переохлажденных осадков, но и уточненные физические модели и программы 3D моделирования процессов обледенения. А также - расширенные данные об условиях обледенения, полученные в летном эксперименте, и новые средства обнаружения условий обледенения. Исследования, как трубные, так и летные, будут использоваться разработчиками при проектировании авиационной техники с повышенной степенью защиты от опасных атмосферных явлений.

- Уже рассчитан профиль аэродинамической трубы, которая будет установлена в термобарокамере ЦИАМ для испытаний элементов авиационной техники: крыльевых профилей, воздухозаборников и многого другого, - комментирует руководитель этой работы, начальник отдела ЦИАМ Сергей Гребеньков. - Сейчас разрабатываем устройства, которые будут создавать облако переохлажденных капель, соответствующих требуемому спектру.

Изготовление элементов аэродинамической трубы в соответствии с техническим проектом планируется завершить в этом году. По словам Сергея Гребенькова, для оснащения будущего стенда уже подобран перечень измерительного оборудования.

В свою очередь, в ЦАГИ в настоящее время ведутся работы по адаптации водораспылительного коллектора аэрохолодильной трубы АХТ-СД для обеспечения условий возникновения капель переохлажденных осадков по приложению "O" к стандарту CS-25. "Мы проводим работы по калибровке трубы, включающие измерения размеров капель и их количества, - комментирует начальник отдела отделения исследований аэротермодинамики гиперзвуковых летательных аппаратов и объектов ракетно-космической техники ФГУП "ЦАГИ", к.ф.-м.н. Алексей Миллер. - Отделение измерительной техники и метрологии ЦАГИ разрабатывает методики определения температуры капель в потоке и 3D-форм льда в процессе эксперимента".

Кроме того, специалисты ФГУП "ЦАГИ" занимаются проектированием и созданием ряда экспериментальных моделей. В частности - модели стреловидного крыла с воздушно-тепловой противообледенительной системой, а соисполнитель работы АО "ОДК-Авиадвигатель" создает по техническому заданию ЦАГИ модели воздухозаборника и сплиттера авиационного двигателя. Параллельно идет подготовка испытаний модели самолета-лаборатории c искусственными формами льда в аэродинамической трубе для подготовки летного эксперимента по уточнению условий обледенения.

ЦАГИ и ЦИАМ занимаются вопросами обледенения несколько десятков лет и в качестве основных участников также задействованы в европейском кооперационном проекте ICE Genesis. ЦАГИ выступает в нем координатором организаций с российской стороны. Проект направлен на создание нового поколения инструментов для 3D-моделирования процессов обледенения авиационной техники.

ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав Центра входят следующие федеральные государственные унитарные предприятия:

  • Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);
  • Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва);
  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);
  • Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск);
  • Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (пос. Белозерский, Московская область).
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦИАМ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 9 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 9 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости