Автор: Андрей Гришин, главный конструктор самолетов Ту-134, Ту-154 ПАО "Туполев"
Опубликовано: 12.10.2020, 16:08
 

Ушла эпоха…

Памяти Александра Сергеевича Шенгардта


[image]

4 сентября 2020 г. ушел из жизни легендарный авиаконструктор Александр Сергеевич Шенгардт, более 70 лет проработавший в знаменитом туполевском ОКБ, в том числе 35 лет - главным конструктором самолета Ту-154.

Недавно, 1 июня 2020 г. я поздравлял с 95-летием своего учителя, легенду отечественной авиации, Заслуженного конструктора РФ, многолетнего главного конструктора самолетов Ту-134, Ту-154 Александра Сергеевича Шенгардта.

И вот спустя три месяца Александр Сергеевич ушел из жизни.

О его выдающейся конструкторской деятельности и вкладе в развитие отечественной авиации хорошо известно, в т. ч. и из журнала "АвиаСоюз".

Хотел бы вспомнить, каким человеком Александр Сергеевич был не только на работе, но и в обычной жизни.

В конце 1980-х гг. Александр Сергеевич начинает создавать коллектив для реализации на самолете Ту-154 перспективных проектов. Он делает ставку на прозорливость и знания опытных конструкторов и инженеров ОКБ, и на смелость, дерзость, креативность, талант молодых специалистов, в т. ч. заводов-изготовителей и авиаремонтных заводов. Среди них оказался и я, которому всегда везло на учителей, но здесь жизнь подарила возможность работать с таким великим, без преувеличения, человеком. Александр Сергеевич всегда находил подход к каждому сотруднику.

Началась очень интересная работа по поддержанию летной годности самолетов Ту-134 и Ту-154. Прямые контакты с авиапредприятиями, НИИ, руководством МАП и МГА.

В 90-е гг. многие ОКБ стали самостоятельно работать с зарубежными авиакомпаниями. По самолетам Ту-134 и Ту-154 А.С. Шенгардт установил четкий порядок взаимодействия с ними, учитывая, в т. ч. большой опыт работы с Объединением "Авиаэкспорт". При этом он иногда приглашал специалистов Объединения для решения определенных вопросов. Запомнилась командировка в Сирию, где уже долго эксплуатировались Ту-134, а с середины 1980-х гг. началась эксплуатация Ту-154. Сдача самолетов Заказчику проходила трудно: выставлялись новые требования (дальность полета, длина ВПП и т. п.), а по результатам контрольного полета экипажем Заказчика мог и вообще сорваться контракт из-за повышенного шума в салоне. Благодаря принятым в срочном порядке конструктивно-производственным доработкам контракт был подписан, и самолеты Ту-154М отравились в Сирию.

В этой поездке я и увидел Александра Сергеевича в повседневной жизни. Никакой заносчивости, величия с его стороны не было. Нас поселили в пятизвездочную гостиницу. Ему, как руководителю, выделили трехкомнатные апартаменты с видом на бассейн. И пока мы, более-менее молодое поколение, в нем плескалось после работы, Александр Сергеевич занимался приготовлением ужина. Потом он выходил на балкон и кричал: "мальчики, все готово". И мы, как в детстве, но без крика "ура", бежали в его номер. За столом он, как и все, шутил, вел непринужденные беседы.

Мне много пришлось бывать в совместных командировках с Александром Сергеевичем. Он всегда поражал своими знаниями о стране, где мы находились, малоизвестных фактах ее истории. Я и мои коллеги по ОКБ и эксплуатации из его уст услышали много историй о становлении ОКБ "Туполева", его людях, их отношениях, традициях в коллективе.

Поражало, с какой любовью он передавал свои знания, не навязчиво, но в тоже время человек запоминал это на всю жизнь. Запомнился его рассказ о создании самолета Ту-134.

Н.С. Хрущев, посетив Францию, "полюбил" "Каравеллу" - самолет с двумя двигателями на хвосте. Он попросил Андрея Николаевича Туполев сделать такой же. Тот мгновенно ответил, что такой самолет уже есть. Взяв за основу Ту-124, немного модернизировав планер и установив двигатели на хвост, получился самолет Ту-134.

Запомнилось поведение Александра Сергеевича в нелегкой ситуации, когда в июле 2001 г. под Иркутском потерпел катастрофу самолет Ту-154М. Правительственную комиссию возглавлял министр промышленности и торговли И.И. Клебанов. В Иркутск прилетели ночью, в спецрейсе питания как такого не было. Правительственная комиссия встречалась с губернатором, а техническая приступила к расшифровке "черных ящиков" - их уже нашли. К счастью, они оказались в отличном состоянии, и мы быстро выполнили работу. Только расположились поесть, прибыла правительственная комиссия. Мы доложили о выполненной работе, описали, как проходил полет - заход на посадку. По расшифровкам была уже понятна причина катастрофы, вины самолета нет.

От членов правительственной комиссии посыпались разные вопросы.

И тут Александр Сергеевич в свойственной ему манере произносит: "Граждане, дайте людям поесть, чувствуете, какой запах стоит?". Повисла тишина. Первым ушел председатель комиссии, за ним все остальные.

Это только небольшие эпизоды, характеризующие человеческие качества Александра Сергеевича Шенгардта. Его вклад в отечественную авиацию огромен. Он воспитал много учеников, и мы будем достойно продолжать его дело.

Александр Сергеевич навсегда останется в наших сердцах!

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 12 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости